Приложение МААМ

План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну грамотеев»

Людмила Веселова
План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну грамотеев»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Путешествие в сказочную страну грамотеев»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о речевых единицах (звук, слог, слово, предложение).

Задачи:

1) Образовательные: («Речевое развитие»)

Закрепить у детей:

- понятия «звук», «буква», знать их отличия.

- знания о различии гласных и согласных звуках

Публикация «План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в сказочную страну грамотеев“» размещена в разделах

-умения давать характеристику звуков

- умение определять позицию звука в слове

-умение делить слова на слоги

Упражнять детей:

-в составлении слогов и слов.

- в умении проводить звуковой анализ слова.

Совершенствовать:

- умение составлять предложения, определять количество слов в предложении, составлять предложение в нужном порядке.

2) Развивающие:

Развивать:

- фонематический слух и восприятие

-фонематический анализ и синтез («Речевое развитие»)

-мышление, зрительную память, произвольное внимание

-воображение, творческую активность («Познавательное развитие»).

-общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, ритмичность и плавность движений («Физическое развитие»).

-графические навыки («Художественно- эстетическое развитие»).

3) Воспитательные: («Социально-коммуникативное развитие»)

Воспитывать:

- навыки сотрудничества, взаимовыручки, доброжелательности,

- умение слушать ответы товарищей, работать в парах

- уверенность, самостоятельность, активность, инициативность

Формировать:

-навык самоконтроля и самооценки

Методы и приемы:

-сюрпризные моменты: воздушный шарик доставил приглашение из сказочной школы грамотеев, полет на волшебной ракете.

- практические: дидактические игры «Аквариум», «Живые слова», «Божья коровка», «Сложи букву»; дидактические упражнения и задания «Назови нужный звук», «Звуковая цепочка», «Раздели слова на слоги», физминутка «Не ошибись!»;

- наглядные: чтение слоговой таблицы

- словесные: вопросы, рассуждения, обсуждения, рефлексия

- формы работы с детьми: фронтально, работа в парах (сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь, индивидуально у доски.

Материалы и оборудование: приглашение в сказочную страну грамотеев, воздушный (гелевый) шарик, атрибуты для фокусов, макет школы (в виде ворот замка, стражники –звуковички (синий, зеленый, красный, карточки с вопросами (ключи от школьных ворот, корзина с мячиками (красными, синими, зелеными, д/и «Аквариум» (игровое поле с изображением трех аквариумов, плоскостная рыбка, карточки с изображением веревочки, конверты с бусинами-квадратиками (красного, синего, зеленого цветов, предметные картинки (с изображением 2-х и 3-х сложных слов, карточки для с правильно и неправильно звучащими словами (для физминутки, д/и «Божья коровка» (игровое поле с изображением божьей коровки, на крылышках которой нет точек, черные кружки-точки, предметные картинки, конверты с разрезными буквами и карточкой-образцом, слоговая таблица (разрезная азбука, фланелеграф, сундучок с сюрпризом, смайлики для проведения рефлексии, простые карандаши.

Логика образовательной деятельности.

1. Организационный момент

Воспитатель сообщает детям о том, что в группу прилетел воздушный шарик и принес приглашение (зачитывает) : «Ребята! Приглашаем вас побывать в нашей школе на уроке грамоты. Жители страны грамотеев и мудрецов»

Воспитатель: «Но прежде чем отправиться в путь, нам надо подумать на чем мы отправимся в путешествие»

Выбор сказочного транспорта (волшебная ракета)

В-ль: «Тогда я завожу мотор, а вы вставайте в дружный круг и крепко держитесь за руки"

Дети слушают и принимают решение отправиться в путешествие, называют виды сказочного транспорта. Решают отправиться в путь на ракете. Встают в круг, крепко держа друг друга за руки, импровизируют космический полет на ракете, при помощи волшебной капсулы.

После окончания работы «мотора» выходят из ракеты.

Дети вместе с воспитателем оказываются перед воротами замка-школы, вход в который охраняют стражники-звуковички.

2. Вводная часть:

В-ль: «Ребята, жители страны грамотеев очень бояться, что к ним может пробраться Кляксич, который только и думает, как бы поссорить все звуки и буквы, а сам о них ничего и не знает. Поэтому они и поставили стражников, которые пропускают только тех, кто сможет ответить на их вопросы. Вы готовы это сделать?»

Вопросы стражников :

1. Чем отличается звук от буквы? (буквы мы видим, пишем, а звуки произносим, можем пропеть, протянуть)

2. Продолжите фразу: «Звуки бывают… (гласные, согласные, согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие).

3. Упражнение «Звуковые шарики» : дети из корзины наугад берут по шарику (красного, синего или зеленого цвета, называют любой звук, который обозначается данным цветом (красный – гласные, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие) и кладут свой шарик в обруч соответствующего цвета. Затем сразу проходят в «класс» за парты.

3. 3. Основная часть:

4. В-ль: «Ребята, звуковички приготовили для нас много интересных заданий, а «урок» в школе сегодня проведу я, итак 1 задание:

Дидактическая игра «Аквариум» : детям зачитываются слова с определенным звуком и предлагается определить местоположение данного звука в слове, а затем поместить свою рыбку в нужный аквариум (звук в начале слова – рыбку помещаем в первый аквариум, звук в середине слова – во второй, звук в конце слова –рыбку в последний аквариум).

Дети играют в игру «Аквариум», на слух, определяя местоположение звука в слове, и помещая рыбку в нужный аквариум.

Слова со звуком [Т-Т’] : кот, труба, молоток, торт, самолет, таз, ветка, троллейбус, танк, бегемот, телевизор.

4. В-ль: Ребята, а из чего состоит наша речь?

-Наша речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Правда, речь можно сравнить с бусами или цепочкой? И сейчас я это вам докажу (использование фокуса «Живые бусы»).

А теперь вы сами составьте звуковые цепочки (схемы, к тому слову, которое у вас изображено на картинке, для этого у вас есть конверты с бусинами (квадратиками) красного, синего и зеленого цветов и изображение веревочки.

-Молодцы, у вас получились замечательные бусы, а теперь разделите на слоги ваши слова и посчитайте сколько их в слове. Как это можно сделать?

-А можно при помощи ваших звуковых схем сразу определить сколько в слове слогов?

- Молодцы, справились и с этим заданием! А сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Живые слова».

Воспитатель вызывает нескольких детей (в зависимости от количества слов, из которых будет составлено предложение) и говорит: «Вот эти дети будут словами. А сначала мы придумаем предложение из трех слов». Каждому вызванному воспитатель говорит, каким словом он будет (или они сами выбирают для себя слова). Затем просит остальных детей поставить «слова» в таком порядке (слева направо, чтобы получилось составленное предложение. Дети легко запоминают, кто из «вызванных», каким словом является, «выстраивают» («записывают») предложение. Воспитатель просит, чтобы дети-«слова» называли себя по порядку, и все слышат предложение («Самолет. летит. высоко»). Затем можно предложить детям – «словам» поменяться местами и снова назвать себя (или предложить «прочитать» новое предложение другим детям).

Дети отвечают на вопросы воспитателя, составляют звуковые схемы слова (бусы). Один ребенок выполняет задание у доски:

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук – киттт, третий звук Т, он согласный, твердый, обозначим его синим квадратиком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

Дети предлагают разные варианты деления слов на слоги (при помощи хлопков, отстукивания).

Дети отвечают на вопрос воспитателя: «Можно узнать, сколько красных квадратиков, обозначающих гласные, столько и слогов» и проговаривают правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов»

По картинке дети составляют предложение, например, «Самолет летит высоко». Воспитатель у детей спрашивает, в роли какого слова они будут выступать (или дети сами выбирают себе слова из составленного предложения).

Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно, затем они несколько раз меняются местами, чтобы получились разные предложения с одними и теми же словами.

5. Звучит мелодия из музыкальной шкатулки.

Вос-ль: «Ребята, пришло время отдохнуть. Я приглашаю вас на полянку перед воротами школы, где мы с вами поиграем в игру «Не ошибись!» (вместо физминутки.)

«Я буду называть вам различные слова то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я буду называть слово верно, вы приседайте, а когда я ошибусь, хлопните в ладоши и высоко подпрыгните, а в конце вам надо будет перечислить все правильно произнесенные слова».

-Вы были очень внимательные и почти не ошибались, а заметили ли вы какая красивая божья коровка прилетела к нам на полянку, но что-то с ней не так. Посмотрите внимательно и скажите, чего не хватает? (Черных точек на крылышках).

Мы это сейчас исправим. Игра «Божья коровка». Вы будете выполнять задание в парах. Вот здесь на полянке разложены карточки, возьмите одну на двоих, посмотрите, что на ней изображено, назовите это слово. А затем один человек в паре определяет первый звук в данном слове и кладет черный кружок на левое крылышко божьей коровки, а второй человек определяет последний звук и кладет черный кружок на правое крылышко.

-Молодцы, вот вы и помогли божьей коровке, и она сможет полететь к своим деткам. Ребята, слышите, музыкальная шкатулка снова заиграла, значит нам пора в класс. Дети выполняют задание воспитателя.

Дети возвращаются в «класс» и рассаживаются на свои места.

6. Вос-ль: Ну что же, нам осталось выполнить последние задание звуковичков. Дело в том, что раньше в школьной библиотеке, хранилась замечательная азбука, но однажды туда пробрался Кляксич и разрезал буквы на маленькие кусочки. И вот нам с вами надо будет эти буквы сложить снова. (Игра «Сложи Букву»). Перед вам конверты с пазлами (частями различных букв) и картинка-подсказка.

По ходу выполнения задания воспитатель задает вопросы детям:

-Какая у тебя получилась буква?

-Какой звук она обозначает?

-Назови слова, начинающиеся с этого звука?

Дети в виде пазла собирают буквы.

7. Заключительная часть:

-Ну вот, ребята, наш урок в школе грамотеев подошел к концу. А за то, что вы справились со всеми заданиями, звуковички приготовили вам сюрприз, он находится в этом сундуке. А вот и золотой ключик к нему, но, чтобы открыть сундук, надо расшифровать замок. Для этого я ключиком буду нажимать на кнопочки, на которых написаны слоги, а вы их будите читать и составлять слова, в итоге мы получим кодовое предложение, с помощью которого и откроем сундук. (чтение слоговой таблицы, составление слов из предложенных слогов).

Дети читают слоги по таблице, составляют из них слова, получают кодовое предложение, открывают сундук с сюрпризом (конфеты).

ША МУ

МЫ МА

РА ЛА

Шифр замка: предложение «МАША МЫЛА РАМУ»

8. Рефлексия

Вос-ль: Вот и заслуженная награда.

-Ребята, вам понравился наш урок грамоты в волшебной школе?

-Чем мы сегодня занимались, что вам больше всего запомнилось?

-Что было для вас сегодня трудным заданием?

-А вот какое у каждого из вас сейчас настроение, вы изобразите при помощи карандашей на тех смайликах, которые лежат перед вами.

Дети делятся впечатлениями, рассуждают, подводят итоги путешествия в школу грамотеев.

9. Заключительная часть.

Вос-ль: Вот и пришла пора нам возвращаться обратно в детский сад. Наша ракета уже готова к полету?

Тогда скорее вставайте в круг, крепко беритесь за руки, наша волшебная капсула уже замигала, а значит пора заводить мотор. В добрый путь, друзья!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Воздушный шар с сюрпризом» Образовательная область: «Коммуникация», «Познание». Программное содержание: Образовательные: -Развивать умение проводить звуковой анализ.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Сундучок от Василисы Премудрой» Автор Попова Н. Р., воспитатель МАДОУ д/с «Тополёк», г. Советский ХМАО-Югра Конспект итогового непосредственно образовательной деятельности.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: • Развивать фонематический.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [О] и буква О» Катунина Любовь Сергеевна, воспитатель МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области. Конспект НОД по подготовке к обучению.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [м], [м’], буква М» Тема : Согласные звуки [м], [м,], буква ЭМ Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э» Конспект занятия «Звук и буква Э» (Подготовка к обучению грамоте) Цели: Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение,.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес» Конспект занятия в подготовительной групе по подготовке к обучению грамоте Путешествие в зимний лес. Задачи: Закреплять и совершенствовать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Подарки Лесовика» Закрепить знания о гласных и согласных, о мягких и твердых, о звонких и глухих звуках; Упражнять в умении составлять и читать прямые и.

НООД по подготовке к обучению грамоте «В мире звуков и букв» для детей подготовительной к школе группы Продолжать работу по развитию речи, активизировать и обогащать речь детей, совершенствовать фонематический слух, учить детей внятно и отчетливо.

Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду в подготовительной к школе группе Цель: Учить детей придумывать и составлять схему предложения, делить предложение на слова; слова на звуки и слоги; образовывать из существительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну грамотеев»
Опубликовано: 3 марта 2016 в 00:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну грамотеев»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Веселова (УИ 388841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД