Екатерина Чеченева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Подарки Лесовика»
▼ Скачать + Заказать документы
Закрепить знания о гласных и согласных, о мягких и твердых, о звонких и глухих звуках;
Упражнять в умении составлять и читать прямые и обратные слоги;
Упражнять в умении из слогов составлять слова и читать их;
Закреплять умение писать печатные буквы и читать составленные слова;
Упражнять в умении делить слова на слоги;
Закреплять умение составлять предложения и записывать их схематично.
Развивать фонематический слух и внимание;
Воспитывать любовь к родному языку, дружелюбное отношение друг к другу.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Подарки Лесовика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы к занятию : красные, синие, зеленые фломастеры, короткие печатные тексты, картинки с изображениями мальчиков - Димы полненького и Тимы – худенького, предметные картинки со звуками д и т, две полянки, бабочки со звуками на обратной стороне, слоги, перфокарты, мяч, тетради по грамоте, простые карандаши, письма для каждого.
Ход занятия
Ребята, вам приходилось встречать Лесовика? А я вчера была в сказочном лесу и встретила его. Он такой маленький и смешной любит играть со звуками. Я его сфотографировала, вот его фотография, посмотрите. Он говорит, что все звуки разные: некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки). Лесовик знает много разных игр, в которые мы с ним играли. Это игры не простые, они помогают изучать грамоту. Хотите поиграть в эти игры. Тогда :
Игра №1 «Зачеркни, подчеркни, обведи».
Правило игры: на столе у вас полоски, на них написаны слова (зима, весна, лето, осень) возьмите красный фломастер и зачеркните все гласные звуки, далее возьмите синий фломастер и подчеркните твёрдые согласные, зелёным фломастером обведите мягкие согласные (все листики подписаны).
Игра №2 «Помоги разобрать предметы Диме и Тиме».
Правило игры: У каждого ребенка предметная картинка. Каждый четко проговаривает слово, интонационно выделяет звук [д] или [т]. Кладет картинку к фотографии Димы, если в слове слышится звук [д], к фотографии Тимы, если в слове звук т (торт, дом, дудочка, звезда, молоток, дым, телефон, трава, тарелка, дерево, лопата, листы, топор, девочка, цветок и др.).
Воспитатель. Спасибо, ребята, вы помогли Диме и Тиме отыскать потерянные предметы. В чём же была трудность?
Ответ: звуки д и т - похожи по звучанию, но звук д- звонкий, а звук т – глухой.
А сейчас:
Игра №3 "Бабочки на полянке"
Правила игры: необходимо иметь две зеленые полянки и 8-10 предметных картинок с изображением пестрых бабочек. На обратной стороне бабочки крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными - на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать открытый и закрытый слог.
Игра №4 "Кто больше слов составит"
Правила игры: игра проводится как соревнование. Дети должны соединять слоги, которые находятся в верхней части доски, образовывая слова. Детей делят на две команды. Они называют слова, воспитатель пишет их на доске, разделив её на две части правую и левую. Побеждает та команда, которая придумала больше слов.
Воспитатель. Все были молодцы, хорошо работали, но победили…
Игра №5 «Шифровальщик»
Правило игры: у каждого ребёнка перфокарта с прорезями геометрических фигур. Дети пишут буквы, которые им называет воспитатель, затем вынимают листик и читают, что получилось. Например: в круг вписываем букву Л, в прямоугольник вписываем Е, в треугольник - С и т. д. и читаем слово ЛЕСОВИК (можно буквы вписывать не по порядку, а вразброс, но в итоге вынимаем листок и читаем - ЛЕСОВИК). Если позволяет время, переворачиваем листик чистой стороной и пишем новое слово.
Воспитатель. Вот мы и расшифровали слово. Молодцы! Давайте немного отдохнем.
Физминутка (в парах)
Я рос и ты рос (дети показывают на себя затем на своего соседа)
У меня нос и у тебя нос,
У меня уши и у тебя уши,
У меня щечки и у тебя щёчки,
Мы любим друг друга (дети обнимаются).
Воспитатель. А теперь добавим ручки, ножки и повторяем всё сначала.
Игра №6 с мячом «Мяч бросай слово называй».
Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребё нку и говорит: «Назови слово, состоящее из одного слога (из двух, трёх и т. д.)». Дети, ловят мяч, называют подходящее слово и отбрасывают мяч воспитателю, игра продолжается. Ребята, Лесовик просил подбирать слова, которые «живут» в лесу.
Дети подбирают (цветы, ягоды, грибы, медведи, волки, ромашки, деревья, подосиновики, маслята, ели, сосны, берлога, лес, жук, мак, бабочки, мухоморы)
Молодцы порадовали Лесовика!
Ребята, Лесовик просил, вначале игры «Живые слова»
спросить у вас из чего состоит наша речь?
Ответ. Наша речь состоит из предложений.
Воспитатель. А лесовик мне сказал, что предложение - это семья из слов. Представляете ребята, как он это красиво придумал. Давайте, составим предложения о Лесовике. (Дети называют разные предложения, а мы выбираем одно и работаем с ним.
Правила игры: Дети составляют предложения. Воспитатель назначает детей, кто каким словом будет и ребята выстраиваются по порядку слов в предложении.
Например: из составленных предложений выбрали –
Лесовик живёт в сказочном лесу.
Воспитатель. Словом – лесовик будет Саша, Никита будет словом - лесу, Игорь- словом- сказочном, Настя – коротким словом – в, а словом живёт, будет Глеб.
Ребята, сколько слов в предложении? Какое слово первое, второе, третье…
Предложение можно построить по - другому. В сказочном лесу живёт Лесовик.
Дети выстраиваются в другом порядке. Читаем его с разной интонацией и записываем схематично
Игра №8 «Письмо от друга»
Правило игры: воспитатель передаёт каждому из детей конверт. В нём письмо от Лесовика (учитываются способности каждого ребенка в умении читать).
Дети читают тексты, рассматривают картинки.
Воспитатель. Кто хочет рассказать, о чём ему написали?
Желающие рассказывают.
Воспитатель. Ребята, вам понравились игры Лесовика. Какие больше всего? Чему эти игры вас научили? Вам хотелось бы написать ему ответ? Тогда, подумайте и составьте ответное письмо дома с родителями и принесите в детский сад, а я передам его Лесовику.