Нина Юрочкина
НООД по подготовке к обучению грамоте «В мире звуков и букв» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжать работу по развитию речи, активизировать и обогащать речь детей, совершенствовать фонематический слух, учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания, совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, воспитывать культуру речевого общения, развитие умственных способностей, мышления, памяти; классификация предметов по темам «Одежда», «Посуда», «Мебель».
Предварительная работа:
Публикация «НООД по подготовке к обучению грамоте „В мире звуков и букв“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Изучение звуков и букв, чтение, работа над звуковой схемой (на занятиях по обучению грамоте и вне занятий, работа над лексическими темами: «одежда», «посуда», «мебель»; разгадывание кроссвордов и ребусов.
Демонстрационный материал
Дерево с однокоренными словами, карточки со словами к дидактической игре «Назови родственников», матрёшки с буквами, плакаты с изображением масок к дид. игре «Найди, чем отличается, макет магазина, плакат «Волшебная улитка».
Раздаточный материал
Набор кружочков для выкладывания звуковой схемы, карточки для дид. игры «Преобразуй слово», в конвертах с изображением по темам «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Деньги»(кружочки с буквами) для игры в «Магазин».
Ход занятия
Деревья из слов.
Всё на свете из чего-нибудь состоит: Облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны
из своего «строительного материала».И каждый из «кирпичиков» вносит в слово часть смысла –«смыслиночку». Самая главная из них – корень.
- Как? - спросите вы.
-Разве у слов может быть корень? Это же не растение!
-А вот послушайте:
Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. … Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот такое дерево выросло!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у них у всех есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРЕНЬ. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.
( Дети читают слова на дереве: ЗАВОЗ, ВОЗИТЬ, ВОЗЧИК, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ)
НАЗОВИТЕ «РОДСТВЕННИКОВ» К ВЫДЕЛЕННЫМ СЛОВАМ
ЗВОН – звонок, звонить, звонкий, звоночек.
САД – садовый, посадить, посадка, садовник.
ЛЕС – лесник, перелесок, лесок, лесной, лесовик.
ГОРА – горка, пригорок, горный.
СНЕГ – снежок, снежинка, снегопад, снежный.
ВОДА – водичка, водопад, водяной, водный.
ЛЕД – ледок, льдинка, ледяной, заледенелый.
Наступает весна. На деревьях распускаются … (листья) (Один ребенок работает у доски, остальные на местах)
ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
ГОЛУБОЙ, КРАСНЫЙ, СПЕЛЫЙ.
КАБАЧОК, ОГУРЕЦ, ЛИМОН.
ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, РЕПА.
ПАСМУРНО, НЕНАСТНО, ЯСНО.
МОРЕ, МОРЩИНЫ, МОРСКОЙ.
ЛЕС, ЛЕСНИК, ЛЕСТНИЦА.
СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ.
ПОНЕДЕЛЬНИК, СРЕДА, ОСЕНЬ.
ЛИПА, ВЕСНА, ВОСКРЕСЕНЬЕ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПРЕОБРАЗУЙ СЛОВО»
У каждого ребенка карточка со словом. Нужно убрать одну букву, чтобы получилось новое слово.
Беда, удочка, укол, олень, краска, тепло, снаряд, стол, столб, полк, град, смех, клещ, волк, зубр.
ПОСТАВЬ МАТРЕШЕК ПО РОСТУ И ТЫ ПРОЧИТАЕШЬ СЛОВО, КОТОРОЕ ЛЮБЯТ ВСЕ ШКОЛЬНИКИ
(ПЕРЕМЕНА)
Я вас приглашаю на перемену.
ПАЛЬЧИКОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
«НАЙДИ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ»
( Необходимо найти 5 отличий в лицах и оценить эмоциональное состояние владельцев этих масок: что испытывают, чувствуют, добрые и сердитые)
На нашей улице открыли магазин. В нем три отдела: мебель, посуда, одежда. Нужно завезти товары. (Дети достают из конвертов карточки и помещают в нужный отдел)
Воспитатель раздает деньги (на кружочке буква) и выбирает продавца. Остальные все покупатели. Покупают тот предмет, в названии которого слышится заданный звук.
Затем дети рассказывают, для чего им нужна данная вещь.
А ещё я хочу открыть отдел «ПРОДУКТЫ». Нужно заполнить этот отдел. А что требуется, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд «ВОЛШЕБНАЯ УЛИТКА».
Слова читают по спирали через одну букву.
Итог занятия.
Литература:
1. Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольника со звучанием слова».
2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать», Санкт-Петербург, изд-во Акенедент, 1998 г.
3. Волина В. В. «Учимся играя», Новая школа. Москва, 1994 г.
4. Волина В. В. «Праздник букваря». М. АСТ-Пресс. 1995 г.
5. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей». «Академия развития». 1996 г.