Вера Храмова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [м], [м’], буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Согласные звуки [м], [м,], буква ЭМ
Задачи:
1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить с буквой ЭМ; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).
2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Согласные звуки [м], [м’], буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
3. Воспитательные: воспитывать любовь к родине, бережное отношение к природе; уважение к родным и близким, к друзьям. Работать над формированием положительной мотивации к занятиям; формировать умение оценивать свою работу и работу товарищей.
Оборудование: цветок василек из бумаги, домик для звуков, полоски с напечатанными словами, корзина, домик-кроссворд, картинки с изображением цветов
НОД
Учитель-логопед:
Весело вы поиграли,
Отдохнули, сил набрались.
А теперь садитесь дружно,
Вам меня послушать нужно.
К вам пришли сегодня гости,
Необычный все народ, принесли с собой в кармашке
Букву новую
И вот
Вы должны её узнать,
Где увидите, читать.
Учитель-логопед:
А сейчас представлю быстро
Вам гостей я дорогих
Ребенок загадывает загадку :
В лесу у пня беготня, суетня,
Народ рабочий, весь день хлопочет.
Учитель-логопед:
Дети, кто же это?
Дети: Муравьи
Учитель-логопед:
Назовите-ка, друзья, звук в начале слова
Дети: [М]
Учитель-логопед:
Покажите-ка квадратик, потрудитесь снова
(дети показывают синий квадратик и объясняют свой выбор т. о.) –
Звук [м] твердый в слове МУРАВЬИ
Кто такие муравьи?
Где и как живут они?
Для чего они живут, что за пользу нам несут?
Ребенок:
Без работы, хоть убей, жить не может муравей!
Дети по – очереди читают на доске (учитель-логопед помогает) :
Не разоряй муравейники!
Муравьи друзья леса!
ЗАДАНИЕ: На доске размещен крупный ярко-красочный цветок василек, рядом с цветком с боку расположились на полосках бумаги напечатанные слова. Из этих слов надо выбрать только слова, называющие насекомых и прикрепить эти слова на лепестках цветка василька.
Учитель-логопед:
Вы, ребята, потрудитесь,
Насекомых поселите на цветочке полевом –
Василёчке голубом.
Муравей с друзьями вместе
На цветочке посидит
И на вас всех поглядит.
(Дети читают слова, а затем выходят и нужное слово располагают на цветке.)
Ребенок загадывает загадку :
Он всю зиму крепко спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь –
Этот зверь лесной …
Дети: Медведь.
Учитель-логопед:
Звук в начале назовите и квадратик покажите
(дети показывают зеленый квадратик и объясняют свой выбор т. о.) –
Звук [м,] мягкий в слове МЕДВЕДЬ
Учитель-логопед:
Сообщение такое про хозяина лесного
ЗАДАНИЕ: Надо хлопнуть в ладоши, как только услышишь в слове звуки [м] или [м,]
Ребенок:
Мед в лесу медведь нашёл.
Мало мёду, много пчел.
Учитель-логопед:
Догадались вы, друзья,
Что за буква к нам пришла?
Я окошко вам открою,
С буквой всех вас познакомлю
(на доске синий домик из картона с окошками и с зелено-синими занавесочками для согласных звуков)
Буква ЭМ.
Почему же здесь она, поселилась?
А, друзья?
Дети:
Буква ЭМ согласная, самая прекрасная!
Буква ЭМ обозначает звонкие твердый и мягкий звуки, поэтому над окошечком повесим колокольчик (из бумаги,.
Дети (выходят два ребенка) читают, инсценируя стихотворение:
1-й: Взялись за руки друзья
И сказали
2-й:Ты
1-й: Да я
2-й: Это мы. А между тем.
Вместе: Получилась буква ЭМ
Учитель-логопед: Букву ЭМ сейчас, друзья,
Поведем мы в гости смело,
2-й: Чтоб читали мы слова
Дружно, правильно, умело.
1-й: Вот пришли мы к букве А
Прочитайте дружно
(Ребенок ставит букву ЭМ рядом с гласными, помещёнными на магнитную доску).
Дети: МА
2-й: А закроем буквой О,
Прочитаем громко
Дети: МО
1-й: О на У я заменю,
Замычали дружно
Дети: МУ
2-й: У на Е и скажем
Дети: МЕ
Учитель-логопед:
Молодцы сегодня все!
1-й: Е на Ы получим
Дети: МЫ
2-й: А теперь споём все (меняет гласную ы на и)
Дети: МИ
Дети читают слоги на доске: МА – МО – МУ
Учитель-логопед: Всех пойму
Дети читают слоги на доске: МЕ – МЫ – МИ
Учитель-логопед: Все МИЛЫ!
Ребенок рассказывает стихотворение:
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово МЫ сильней, чем Я.
МЫ – СЕМЬЯ, и МЫ – ДРУЗЬЯ!
Учитель-логопед:
Мы для гостя дорого
Ягод быстро наберем
И медведю принесем!
ЗАДАНИЕ: На доске размещена ярко-красочная корзина из бумаги, рядом с корзиной, с боку расположились на полосках бумаги напечатанные слова. Из этих слов надо выбрать только слова, называющие ягоды и прикрепить эти слова на корзину.
Ребенок:
Мы нашли в лесу малину,
У нас полная корзина.
Учитель-логопед:
Пока корзину набирали,
Все немного мы устали.
Встаньте дружно 1,2,3,
Отдохнуть вы все должны
ФИЗМИНУТКА:
Мы шли, шли, шли (дети шагают)
И грибок нашли. (накланяются)
Раз – грибок,. (накланяются)
Два – грибок,. (накланяются)
Положили в кузовок (выпрямляются).
Учитель-логопед:
Лес медведю – дом родной,
Это знает каждый.
А еще… кто зверь лесной?
Знать вам очень важно!
ЗАДАНИЕ: На доске размещен ярко-красочный дом - кроссворд из бумаги, надо разгадать кроссворд и назвать лесных зверей (логопед вписывает буквы в кроссворд, дети читают).
Ребенок:
Нет милее дома в мире,
Где родился ты и вырос!
Помни каждый человек
И не забывай вовек!
Учитель-логопед (обращается к ребенку) :
Ты возьми два слога МА,
Что получится, друзья?
Ребенок:
МА – МА; МАМА
Учитель-логопед:
А возьми слог МИ и Р
Дети: МИР
Учитель-логопед:
Читаем дружно все.
Справа налево все читаем
Дети: Слово РИМ мы получаем.
РИМ – столица страны Италии.
Учитель-логопед:
А скажите-ка, друзья,
Как называется
Столица нашего государства?
Прочитайте на доске (напечатано слово Москва)
Говорим мы о Москве.
Мы слова читать продолжим,
Их запомнить надо тоже.
Вы конвертики откройте (на столах у детей лежат конверты с письмами – напечатанными текстами)
И на страничке левой
Текст найдите, прочитайте
Там названья все вы.
(дети читают название текста)
Учитель-логопед:
Сколько в тексте предложений?
Дети: (дают полный ответ) В тексте три предложения.
Учитель-логопед:
Как определили?
Дети: Сколько точек, столько предложений.
Учитель-логопед:
Ах вы точки посчитали?
Просто МОЛОДЦЫ вы!
ЗАДАНИЕ: В названиях каких цветов есть звуки [м] и [м,]?
Дети: Ромашка, мак, мать – и – мачеха, мимоза, маргаритка, мальва (картинки вывешиваются на доску).
Ребенок (держит в руке картинку с изображением ромашки) :
Мы красивы и нежны,
Но ты нас, дружок, не рви!
Для здоровья мы важны,
Ты нас просто береги!
ИТОГ: С какими звуками работали сегодня? Какой буквой обозначаются эти звуки? Что понравилось? Медведь сладкоежка оставил вам сладкие подарки за ваше старание.
Дети:
1-й: Я узнал, что у меня
Есть огромная родня.
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок.
Речка, небо надо мною –
Это все моё – родное!
2-й: Хорошо играть с друзьями,
Хорошо прижаться к маме,
Хорошо любить страну!
Хорошо что я живу!