Светлана Платыгина
Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей придумывать и составлять схему предложения, делить предложение на слова; слова на звуки и слоги; образовывать из существительных слова «гномы».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, что такое речь? Из чего она состоит? (Из предложений, слов, слогов, звуков). Правильно. Сейчас я вам загадаю загадку, которая тоже состоит из предложений, слов и т. д.
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки,
Над миром снежинки. (Зима)
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Воспитатель: Правильно, Зима. Давайте, ребята, попробуем с вами придумать предложения на зимнюю тему, поможет нам в этом картина «Зимние развлечения». Кто придумал предложения по картине?
Дети: Дети лепят снеговика. Снеговик стоит веселый. Падает пушистый снег.
Воспитатель: Молодцы, давайте выберем предложение, которое вам понравилось больше всего.
Дети: Снеговик стоит веселый.
Воспитатель: Хорошо. Пусть будет это предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении?
Дети: Три.
Воспитатель: Какие это слова? Назовите их.
Дети: Снеговик, стоит, веселый.
Воспитатель: Верно, мы с вами разобрали это предложение. А сейчас я попрошу составить схему этого предложения. Дети выкладывают схему.
Воспитатель проверяет ребят. Хвалит за то, что схему составили верно, и никто не забыл, что первое слово пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте поиграем в «живые слова». Для игры нам понадобятся слова – схемы. Давайте вспомним, как обозначаются слова:
предметы.
Воспитатель: Сейчас я выберу 3 ребят: Лена будет словом предметом – снеговик, Ваня – словом действием – стоит, Вера – словом признаком – веселый. Для этих ребят я буду показывать схему, и они должны будут встать точно по схеме. А остальные постараются прочитать это предложение правильно. Показывает схему:
Дети: Стоит веселый снеговик.
Воспитатель:
Дети: Веселый снеговик стоит.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Лена, Ваня, Вера тоже молодцы, так как правильно выполняли построение слов в предложении. А сейчас давайте, ребята, немного отдохнем. Выходим все на ковер и поиграем в «слова - гномы». Я буду называть, например, слово «дом», а вы отвечаете – «домик» и т. д., кому я брошу мяч, тот и отвечает.
После разминки дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, Незнайка прислал нам письмо со своими стихами, давайте почитаем их.
Доски на гору везем,
Будем строить новый ком.
Дети: Дом. Нужно первую букву «К» в слове «ком» заменить на букву «Д».
Мишка плачет и ревет
Просит пчел, чтоб дали лед.
Дети: Мед.
Педагог еще читает несколько таких стихов с ошибками, а дети исправляют один звук на другой.
Воспитатель: Ребята, нам наверное нужно пригласить Незнайку в гости, чтобы он поучил с нами грамоты. Вы согласны? (Да). Давайте проверим, какими грамотными стали вы. Составьте, пожалуйста, звуковую схему слова «снег».
Дети составляют:
Воспитатель: А сейчас мы попробуем сделать полный звуковой анализ слова по каждому звуку и проверим правильно составлена схема или нет.
Дети дают анализ:
«С» - звук согласный, т. к. есть препятствие язычка, глухой, твердый, поэтому обозначают
«Н» - звук согласный, т. к. есть препятствие язычка, звонкий, мягкий, обозначается
«Е» - гласный звук, т. к. воздух не встречает преград, поется, обозначается
«Г» - согласный звук, т. к. есть препятствие, звонкий, твердый, обозначается
После каждого звукового анализа воспитатель выставляет карточку (нужную). В конце получается схема:
Дети сверяют свои схемы.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Придумай слово». Вам нужно подобрать к каждому звуку слова «снег» новые слова.
Дети придумывают.
С Н Е Г
(слон, сок, сон; нос, нора, небо; ель, ежи; гном, град, гусь).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно поняли задание и придумали много слов. А сейчас немного разомнемся. Вам нужно присесть столько раз, сколько звуков в слове «снег».
Дети приседают 4 раза.
Воспитатель: Мы сегодня с вами, ребята, много играли, но мне еще хочется предложить вам игру, которая называется «Сложи картинку».
Дается модель снеговика. Дети определяют количество слогов в слове «снеговик» по модели и прохлопывают сне – го – вик. Воспитатель предлагает прохлопать другие слова: ведро, снег, метла. Дети хлопают: снег – 1 раз, вед – ро – 2 раза, мет – ла – 2 раза. Определяют сколько слогов. Для закрепления педагог предлагает сначала встать тем детям в чьем имени 2 слога, затем в чьем имени 3 слога.
В конце занятия воспитатель подводит итог. Благодарит детей за активную работу. Отмечает самых активных детей и вручает им медаль. Дети идут играть.