ирина большакова
План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Как же, как же так случилось? Наши буквы заблудились!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как же, как же так случилось? Наши буквы заблудились!
Все дела в саду оставим-буквы по местам расставим!»
Основная образовательная деятельность: речевое развитие.
Возраст: старшая группа.
Форма проведения: совместная деятельность взрослого и детей.
Цель: воспитание интереса к образовательной деятельности, доброжелательного отношения друг к другу, проявление инициативы.
Публикация «План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Как же, как же так случилось? Наши буквы заблудились!“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Развивающие задачи : расширение словарного запаса через участие в словесно-речевых играх, развитие ассоциативной памяти,обучнение детей обобщению и классифицированию слов.
Образовательные задачи: обучение детей делить слова на слоги.
Методы и приемы: словесный (объяснение и рассказ). Совместное участие.
Организация детей: по 2 человека
Индивидуальная работа: напоминание и дополнительное объяснение затрудняющимся детям.
Предварительная работа: дидактические игы на развитие речи, памяти, внимания, логического мышления. Отгадывание загадок. Стихи для заучивания.
Структура НОД:
1. Организационный момент.
2. Основная часть. Игра-занятие «Буква заблудилась».
3. Физкультминутка. Игра «Карлики и великаны». Игра на внимательность и быстроту реакции.
4. Игра на развитие ассоциативной памяти «Подсказки».
5. Игра на рсширение словарного запаса «Шаги навстречу друг другу».
6. Игра с колокольчиком (деление слов на слоги).
7. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход НОД.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну, где живут буквы, звуки и слова. Давайте придумаем название этой стране!»
Воспитатель выслушивет варианты детей и выбирает лучший.
Воспитатель: «Итак, наша страна будет называться «Букварёнок». Закройте глаза и представьте, что мы прилетели в эту страну на воздушном шаре. Ну вот, мы и прибыли!».
Воспитатель читает стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась».
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась :
Заскочила в чей-то дом
И — хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Воспитатель: «А сейчас ребята, будьте внимательны, я вам буду читать стихи, а вы- отвечать, какая же буква стоит не на своем месте и на какую другую букву ее нужно заменить?. Прежде, чем начнем, давайте вспомним правила:
На занятиях в игре громко четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь отвечать, не кричи и не шуми,
Только руку подними!
Воспитатель читает по 2 или 4 строчки стихотворения. Дети поднимают руку, отвечают по одному. Воспитатель старается спросить каждого ребенка в группе, если ответ неправильный,стихотворение читается еще раз и ребенку дается возможность исправить ошибку.
Воспитатель зачитывает стихи:
Закричал охотник: — Ой!
Двери гонятся за мной!
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Мы собирали васильки.
На головах у нас — щенки.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
Врач напомнил дяде Мите:
— Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
Сели в ложку и — айда! —
По реке — туда, сюда.
На болоте нет дорог.
Я по кошкам — скок да скок!
Забодал меня котёл,
На него я очень зол!
Hа виду у детворы
Крысу красят маляры.
Писем мы не написали
Тучку целый день искали.
Сидит на грядке крепко
оранжевая кепка.
Загремел весенний гном
Тучи на небе кругом.
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Ехал дядя без жилета
Заплатил он штраф за это.
У вратаря большой улов
Влетело в сетку пять волов.
Не учил уроки, а играл в футбол.
От того в тетрадке появил гол.
На поляне весной
Вырос зуб молодой.
Поэт закончил строчку
В конце поставил бочку.
Воспитатель: «Спасибо вам, ребята! Буквы из страны «Букеварёнок» нашли свое место и благодарят вас».
Воспитателю необходимо посмеяться вместе с детьми над комичностью ситуации.
Физкультминутка.
Игра «Карлики и великаны».
Игроки становятся в круг, когда ведущий скажет «Карлики!», все должны сесть на корточки, а если скажет «Великаны!», все должны встать. Ведущий намеренно подает неправильные команды, например: «Кар. тошка», «Ве. ревка», «Кар. маны», «Ве. дерко». Кто ошибется, выходит из игры. Победителем становится самый внимательный игрок, т. е. тот,кто останется в игре последним.
Воспитаель: «Ребята, слова из страны «Букварёнок» очень хотят, чтобы вы их запомнили, они передали вам письмо и просили сказать, что есть один очень интересный способ их запомнить. Для этого нужно найти между словами связь. Так, например: зонтик связан с дождем, а молоко с коровой.
Игра «Подсказки». Воспииатель медленно читает слова, дети запоминают, затем воспитатель говорит первое слово из пары, задача детей вспомнить второе.
• небо-солнце
• туча-дождь
• собака-хвост
• заяц-капуста
• комната-кровать
• рыба-река
• цветок-ваза
• лягушка-тина
• птица-дерево
• море-корабль
«Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием!».
Игра «Шаги навстречу друг другу».
Дети разбиваются на пары. Воспитатель вызывает по два человека. Игроки становятся друг напротив друга, по середине ставят флажок (любой знак). Выбирается тема, например: «Вежливые слова». Ребенок называет вежливое слово и делает шаг навстречу другу. Темы могут быть любые: «Всё круглое», «Ласковые слова для мамы», «Слова утешения». В конце игры воспитатель говорит: «Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!».
Воспитатель звенит в колокольчик: «Ребята, все жители страны «Букварёнок» -очень добрые и веселые буквы, звуки и слова. Вот только мы с вами забыли, что в этой стране есть еще и другие жители, без них не обойдется почти ни одно слово. Как вы думаете, кого мы забыли? Из чего состоит предложение?».
Ответ детей: «Из слов».
«А из чего состоит слово?»
Ответ детей: «Из звуков».
«А звуки делятся на гласные и согласные. А на что делятся слова?»
Дети: «На слоги».
Воспитатель: «Правильно! Так вот давайте поиграем с вами в игру. Я буду звенеть в колокольчик, а вы бегать по ковру, как только колокольчик перестанет звенеть, вы останавливаетесь. Ведущий называет слово, вы его повторяете, при этом хлопками разделяете слово на слоги».
Ведущий называет 8-10 слов. Напимер:
мо-ло-ко
ко-ро-ва
ма-га-зин
со-ло-вей
са-ра-фан
по-ми-дор
мо-ре
тра-ва
Дети садятся на места. Воспитатель: «Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы опять летим на воздушном шаре. Мы поднимаемся всё выше и выше! И страна «Букварёнок» скрывается из виду, а под нами уже наш любимый детский сад и наша группа. Открывайте глаза. Вот мы и на месте! Скажите, вам понравилось путешествие? И мне тоже очень понравилось! Я благодарю вас за помощь, вы замечательно справились со всеми заданиями и очень дружно участвовали во всех играх!».