Татьяна Казакова
Перспективный план работы по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь «Здравствуй, детский сад»
1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [з] –[с] Цель: поупражнять детей в отчетливом произношении звуков [з] – [с], учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, упражнять в отчетливом произношении слов и фраз. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 46-47)
2. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как я провел лето»
Публикация «Перспективный план работы по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
Цель: учить детей в составлении рассказа, опираясь на свой личный опыт
3. Рассказывание детям русской народной сказки «Заяц хваста»
Цель: предложить вспомнить названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок, учить характеризовать произведение, совершенствовать интонационную выразительность речи ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 35-36)
4. Дидактическое упражнение «Конкурс хвастунов»
Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми
Октябрь «Здравствуй, осень»
1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [с] –[ц]
Цель: закрепить правильное произношение звуков [с] –[ц], учить дифференцировать эти звуки, выделять слова, с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками [с] –[ц], упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 62-63)
2. Составление описательного рассказа «Осенний день»
Цель: упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, учить составлять подробные и интересные рассказы. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 44-45)
3. Заучивание стихотворения «Осенью» А. Плещеева
Цель: Напомнить детям приметы ранней осени, помочь определить приметы поздней осени при рассматривании картин и фотографий, при анализе поэтических строк и узнать эти приметы в стихотворении, помочь запомнить стихотворение и выразительно читать его. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 54-55)
4. Дидактическая игра «Овощи», «Угадай, что это»?
Цель: Учить детей различать овощи по описанию, активизировать знания об овощах, фруктах, ягодах. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 53-54, 56-57)
Ноябрь «Животные»
1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [ж] – [ш]
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении слов, содержащих звуки [ж] – [ш], развивать фонематический слух, учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками [ж] – [ш], совершенствовать интонационную выразительность речи. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 79-81)
2. Рассказывание по картинкам «Ежи»
Цель: закрепить у детей навыки целенаправленного рассматривания картины, учить логично, последовательно и подробно строить описание, уточнить представление детей о диких животных, воспитывать умение задавать вопросы, воспитывать навыки культурного общения ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 52-53)
3. Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк»
Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые, предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно – лису, и сравнить их с героями персонажей других сказок. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 76-77)
4. Беседа на тему: «Дикие животные»
Цель: помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных, закрепить новые сведения используя картины о животных, поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 102-103)
5. Дидактическая игра «Чей хвост, чья голова?», «Кто где живет?»
Цель: уточнить представление детей о диких животных, закреплять в речи названий диких животных наших лесов, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
Декабрь «Новый год у ворот»
1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [с] –[ш]
Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей путем упражнений на различие звуков [с] –[ш], на определение наличия их в словах и фразовой речи, на придумывание слов с определенным звуком, совершенствовать речевое дыхание и дикцию. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 92 -93)
2. Чтение детям рассказа «Таня выбирает елку» Л. Воронкова
Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, совершенствовать интонационную выразительность речи (Конспект)
3. Заучивание стихотворения «Песня о елке» С. Маршака
Цель: помочь детям понять и запомнить детям стихотворение, учить выразительно читать его, познакомить детей с тем, что предложения состоят из слов, которые произносят одно за другим ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 93-94)
4. Составление детьми рассказов на тему «Дед Мороз едет на елку»
Цель: поощрять попытки детей составлять подробный описательный рассказ. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 94-95)
Январь «Зима»
1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [з] –[ж]
Цель: совершенствовать звуковое восприятие детей посредством упражнений на различие звуков [з] –[ж] изолированных в словах, придумывание слов с заданным звуком. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 105-106)
2. Рассказывание по картине «Зимние развлечения»
Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 84-85)
3. Чтение детям рассказа «Про снежный колобок» Н. Калинина
Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, совершенствовать речь детей. Заучивание сихотворения «Зима» И. Сурикова
Цель: помочь детям запомнить стихотворение, выразительно читать его. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 103)
Февраль «Что мы знаем о пиццах»
1. Рассказывание по картинкам «Кормим птиц»
Цель: учить детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии, воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию, активизировать словарь, совершенствовать слуховое восприятие. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 107-108)
2. Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей»
Цель: учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение. ( Источник: В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Стр. 88-90)
3. Заучивание стихотворения «Ласточка» А. Майкова
Цель: помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 130 - 131)
4. Дидактические упражнения «Слова перепутались»
Цель: учить детей правильно строить предложения, активизировать речь детей
Март «Весна - красна в гости пришла»
1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [ч] –[щ]
Цель: учить детей различать на слух звуки [ч] –[щ] : изолированные, в словах, во фразовой речи, придумывать слова на заданный звук, совершенствовать интонационную выразительность речи ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 133 - 134)
2. Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине, обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы. ( Источник: В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Стр. 81-83)
3. Заучивание «Стихов о весне» С. Маршака
Цель: помочь усвоить содержание «Стихов о весне», выделить в них описанные приметы сезона ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 134 - 135)
4. Дидактическое упражнение «Распутай предложение»
Цель: учить детей правильно строить предложения, активизировать речь детей
Апрель «Профессии людей»
1. НОД. «Звуковая культура речи : дифференциация звуков [р] –[л]
Цель: упражнять детей в различении звуков [р] –[л] в словах, фразовой речи, учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 144 - 146)
2. Беседа «Труд работников детского сада»
Цель: расширить и уточнить знания детей о труде сотрудников детского сада, поупражнять детей в сосавлении глаголов с приставками. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 85 - 86)
3. Чтение детям произведения «Дядя Степа» С. Михалкова
Цель: познакомить деей с новым произведением. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 115 - 116)
4. Дидактическая игра «Магазин Сувенир»
Цель: учить детей составлять подробные рассказы-описания. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 114)
Май «Скоро лето»
1. Рассказывание по картинкам с последовательно развивающимся сюжетом
Цель: воспитывать умение составлять подробные и интересные описательные рассказы по картинкам, представляющим сюже в развитии. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 135 - 136)
2. Беседа «Как мы встречали весну?»
Цель: активизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ( Источник: В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Стр. 152 - 153)
3. Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Цель: учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах.
4. Дидактическое упражнение «Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.