Любовь Александрова
План-конспект НОД с учетом ФГОС по развитию речи в подготовительной к школе группе «Здравствуй, Федора!»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект НОД с учетом ФГОС
по развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема: «Здравствуй, Федора»
Воспитатель:
Александрова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: полностью
Публикация «План-конспект НОД с учетом ФГОС по развитию речи в подготовительной к школе группе „Здравствуй, Федора!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
ГБОУ ООШ № 4 г. о. Отрадный, «детский сад № 9»
План-конспект НОД с дошкольниками в подготовительной к школе группе
на тему «Здравствуй, Федора!»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1. Познавательное развитие :
• уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана, о правилах обращения с посудой;
• познакомить с историей посуды; обогатить словарь новыми словами: печь, ухват, чугунок;
• закрепить обобщающее понятие «чайная посуда»;
• развивать познавательно-психические функции: логическое мышление, внимание, память, восприятие, речь, воображение.
2. Речевое развитие :
• активировать словарь существительных по теме «Посуда»;
• проработать падежные окончания, упражнять в употреблении существительных в В. п., Тв. п. ;
• закрепить употребление антонимов по теме «Посуда»;
• упражнять в образовании относительных прилагательных;
• закрепить умения согласовывать речь с движением.
3. Социально-коммуникативное развитие :
• воспитывать у детей аккуратность, чистоплотность, бережное отношение к посуде.
4. Художественно-эстетическое развитие :
• развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;
• прививать любовь к стихотворному творчеству.
Методы и приемы:
– практические: действия с шаблонами посуды, пушистыми шариками для украшения посуды, физминутка «Посуда», пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, дидактическая игра «Скажи наоборот».
– наглядные: просмотр фрагмента мультфильма; рассматривание изображения сказочного леса, иллюстраций глиняной и плетеной посуды, чугунка, ухвата;
– словесные: рассказ воспитателя «История посуды», рассуждение (дидактическая игра «Из чего сделана посуда», художественное слово, вопросы, беседа.
Материалы и оборудование: изображение сказочного леса; клубок ниток; глиняная и плетеная посуда; посуда для игры «Из чего сделана посуда»; шаблоны посуды; альбом «Посуда», мяч, перчаточная кукла Федора.
Предварительная работа: знакомство с материалами, из которых сделана посуда, беседа и отгадывание загадок о посуде; разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики по теме, просмотр мультфильма и чтение сказки «Федорино горе».
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка «Посуда», пальчиковая гимнастика
Игровая Дидактическая игра «Из чего сделана посуда»
Познавательно-исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций – дидактическая игра «Отыщи посуду в сказочном лесу», дыхательная гимнастика
Коммуникативная дидактическая игра «Скажи наоборот»
Изобразительная Упражнение «Укрась посуду»
Восприятие художественной литературы и фольклора Слушание рассказа «Истории посуды», стихотворений, обсуждение, ответы на вопросы воспитателя.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент.
Перчаточная кукла Федора встреча-ет детей.
– Здравствуйте, мои друзья.
Рада видеть всех вас я.
В гости вас давно ждала.
Все помыла, убрала.
Я пришла из сказки доброй,
А зовут меня Федорой.
– Ребята, назовите сказку, из кото-рой я пришла? («Федорино горе»)
– Правильно. Вспомните, что слу-чилось в сказке?
– А почему посуда убежала от меня?
– Так и ушла от меня посуда в лес. Еле ее нашла. Сейчас я посмотрю, нашли бы вы посуду в сказочном лесу.
Дети входят в зал.
Дети отвечают на вопросы Федоры.
Определяют название сказки по отрывку из неё.
Демонстрируют пони-мание характера лите-ратурного героя Федо-ры, её действий и поступков.
2. Дидактическая игра «Отыщи посуду в сказочном лесу».
– Рассмотрите сказочный лес. Найдите в нем посуду. Назовите ее.
– Скажите, во что превратилась посуда.
– Молодцы! Всю посуду отыскали! Простила меня посуда, вернулась. Теперь я изменилась: я за посудой ухаживаю, мою ее, чищу. Дети рассматривают изобра-жение сказочного леса. Нахо-дят в нём посуду. Называют её.
Кастрюля превратилась в пень. Сито – в облако, из кото-рого идет дождь. Блюдца со стаканами в грибы. Поднос в озеро. Чашка с ложкой в лодку с веслом. Вилки и ложки в камыши. Нож, бутылка, кув-шин в стволы деревьев. Тарел-ка – в солнце. Правильно называют посуду.
Верно употребляют существительные, гла-голы в простых пред-ложениях.
Сравнивают посуду из сказки с лесной расти-тельностью.
3. Дидактическая игра
«Скажи наоборот»
– Вставайте в круг. У меня есть вол-шебный клубочек, давайте поигра-ем и расскажем, какой стала моя посуда. Раньше она была грязная, а теперь (чистая)
Дети ловят мяч и рассказы-вают, какая стала посуда, упо-требляя антонимы. Раньше по-суда была грязная, а теперь… (чистая); тусклая – яркая; раз-битая – целая; старая – новая; кривая – ровная; пыльная – чистая; черная – белая Демонстрируют навы-ки ловли мяча.
Верно употребляют антонимы, отмечая признаки предмета.
4. – Так мне нравится моя посуда, что изобразить ее хочется! А давайте вместе со мной изобразим посуду.
Физкультминутка «Посуда».
Вот большой железный чайник –
Очень важный, как начальник,
Вот керамические чашки,
Очень хрупкие, бедняжки
Вот фарфоровые блюдца,
Очень весело смеются;
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке;
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
– Молодцы! Здорово получилось! Дети сопровождают слова движением:
– надули живот: одна рука на поясе – «ручка», др. – изогнута – «носик», «сделали важное лицо», приподняв подбородок
– присели, одна рука на поясе – «ручка», испуганное выражение – вдруг кто разобьет,
– кружатся, «рисуя руками круг»,
– смеются,
– потянулись, руки вверх, сомкнутые над головой, «удивились» – какие они высокие!
– взялись за руки, сделали большой круг. Выполняют движения пластично и вырази-тельно.
Правильно согласовы-вают слова с движени-ем.
Владеют разными ви-дами движения.
Изображают позами посуду, мимикой – различные чувства.
Развивают общую мо-торику.
5. История посуды.
Если б не было посуды
Нам пришлось бы очень худо
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей.
Брали мясо бы руками
Разрывали бы зубами.
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
– Были времена, ребята, когда по-суда была совсем не такая как сей-час. Присаживайтесь на стулья, я вам сейчас расскажу много инте-ресного о посуде.
Давным-давно посуда была камен-ная и даже кожаная. В Африке делали посуду из скорлупы яиц. Еще была посуда съедобная – хлебная. Вместо тарелок клали плоские лепешки или ломти хлеба, на них еду и все вместе съедали. А в Италии в хлебные та-релки даже суп наливали! Только его надо было съесть быстро, чтобы хлебная тарелка не размокла.
Потом появилась глиняная посуда (показываю кувшин, горшок). Она изго-товлена из глины, поэтому имеет коричневый цвет. Иногда глину раскрашивали. Мы до сих пор поль-зуемся этой посудой.
Есть плетеная посуда. Она плетется из соломы и служит больше для ук-рашения. Также в нее можно класть хлеб, конфеты (показ)
Раньше еду готовили на печи. Раз-жигали огонь, печь нагревалась, можно было на ней готовить. Го-товили на печи в чугунной посуде. Были вот такие чугунки. В них варили и щи, и кашу, еда получа-лась очень вкусной. Ставили их на печь. А снимали с печи с помощью ухвата, потому что горшок был горя-чий, ручек у него нет, и можно было обжечься.
– Ребята, что нового о посуде вы узнали? Какая посуда была у народов нашей Земли? Дети слушают рассказ воспи-тателя, рассматривают чугу-нок, ухват, глиняную и пле-тёную посуду.
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Внимательно слуша-ют стихотворение и рассказ «История по-суды», не отвлекаясь на посторонние пред-меты.
Эмоционально реаги-руют на услышанное.
Демонстрируют полу-ченные знания об ис-тории посуды.
6. Дидактическая игра
«Из чего сделана посуда»
– Ребята, а из чего еще делают посуду?.
Молодцы! А у меня для вас есть игра. Подойдите к столу. Возьмите любую посуду. Рассмотрите ее. Называем посуду и говорим, из чего она сделана. Из чего твоя посуда? Из стекла. Значит она какая? Стеклянная.
– Молодцы! Знаете, из чего делают посуду. А теперь давайте покажем, как нужно за ней ухаживать.
Дети отвечают на вопрос воспитателя об изготовлении посуды – из дерева, из бумаги, из металла, из пластмассы, из дерева, из фарфора, из стекла.
Дети рассматривают посуду, называют и говорят, из чего она сделана.
Используют в актив-ной речи относитель-ные прилагательные.
Демонстрируют зна-ния названий и мате-риала изготовления посуды.
Правильно образуют грамматические фор-мы.
7. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ложку, вилку
И стеклянную бутылку.
Полотенцем все протрем
И на место уберем.
Чашка пусть стоит в серванте
Ну а чайник на столе
Вилку с ложкой в шкафчик спрячем
А бутылку на окне.
Всю расставили посуду
Чистота теперь повсюду.
– Ребята, еще посуду можно украшать, раскрашивать. А давайте украсим нашу посуду, думаю, она обрадуется этому!
Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.
Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.
Осваивают навыки ухода за посудой.
Согласовывают речь с движениями.
Правильно употребля-ют падежные окон-чания существитель-ных в В. п и Тв. п.
Развивают мелкую моторику.
8. Упражнение «Укрась посуду»
– Подходите к столам. Ребята, пе-ред вами посуда, белая, без узоров. Давайте раскрасим посуду для Федоры.
– Такая посуда украсит мою избу. Несите ее сюда (вешают посуду на доску). Красивая получилась у вас посуда. Давайте отойдем и полюбу-емся ею.
– Саша, назови посуду, которую ты украсил… А ты, Света, что укра-сила?. Как мы одним словом на-зовем эту посуду? Какая она? (Чайная)
Дети подходят к столам и украшают посуду цветными шариками (чайник, чашку, блюдце, кружку).
Отвечают на вопросы воспитателя, обобщают и делают вывод: посуду, из которой пьют чай, называют чайной. Грамматически верно строят предложения при ответе на вопро-сы.
Развивают мелкую моторику.
Дети устанавливают партнерские взаимо-отношения в общих трудовых действиях.
По внешнему виду и по назначению пред-метов определяют принадлежность посу-ды к чайной.
9. Подведение итогов занятия.
– Теперь наша Федора довольна! Вот сколько посуды мы ей подарили! А на прощанье я напомню и вам, и Федоре : зачем и для чего нужна посуда, как к ней нужно относиться.
Помогать готова всюду
Нам различная посуда.
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют;
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты;
В ней готовят сотни блюд,
Варят, жарят и пекут.
Благодарны мы посуде,
И ее за это будем
За собою убирать,
Чисто мыть и протирать!
Дети внимательно слушают стихотворение. Внимательно слуша-ют стихотворение, не отвлекаясь на посто-ронние предметы.
Эмоционально реаги-руют на услышанное.
Итоговое мероприятие: выставка «Чайная посуда для Федоры».
Литература:
Дошколенок. RU
MAAM.RU
Л. Ю. Павлова “Сборник дидактических игр»
О. С. Ушакова «Занятие по развитию речи»