Майра Агишева
Система работы педагогов по организации проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является
первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все
сам. Поэтому проектно - исследовательская деятельность занимает прочное
место в работе детских садов. Она стала интересным и увлекательным
процессом, как для детей, так и для взрослых.
Исследовательская проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая
добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в
свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Это
способ взаимодействия с окружающей средой; поэтапную
практическую деятельность по достижению поставленной цели ;
способ организации педагогического процесса, основанный на
взаимодействии педагога и воспитанника;
Проектно- исследовательская деятельность детей включает
следующие элементы:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
выработка гипотез;
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
обобщение полученных данных;
подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и
т. п.)
Существует ряд оптимальных условий для исследовательской проектной
работы детей:
Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их
опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями. Создание в
группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется
интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному
экспериментированию. Создание в группе и в саду комфортных и
методически грамотных условий для детского экспериментирования на
занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей. Создание в
группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить
проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.
Предварительное тестирование детей для выявления их интересов
к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем
они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской
работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской
деятельности. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять
результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Разработка методов стимулирования и поощрения детей –
активных исследователей. Привлечение родителей к исследовательским
детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для
экспериментирования в домашних условиях.
Критерии эффективности детской исследовательской проектной
деятельности :
1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской
деятельности.
2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны,
чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение
мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это
будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и
приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но
это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же
под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
4. Презентация и оценка деятельности ребенка.
Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять
самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно
нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности,
и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.
Все исследовательские проекты классифицируются : по составу
участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он
дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения
сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,
логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой
и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных
навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Одним из условий решения задач по опытно-
экспериментальной деятельности в детском саду является организация
развивающей среды - создание уголка, наполнение его необходимыми
материалами и оборудованием.
В познавательно-исследовательском уголке согласно требованиям
ФГОС
мы интегрируем такие образовательные области,
как «Познание», «Социализация», «Труд».
Основным оборудованием в уголке являются:
•основное оборудование: пластиковые стаканчики в достаточном
количестве, коктейльные трубочки, деревянные шпажки, ложки мерные
пластиковые, микроскоп, глобус, лупы, песочные часы, воронки, компас,
магниты, подносы (на подгруппу детей, клеенчатые фартуки с
нарукавниками (на группу детей);
•природный материал в достаточном количестве листья, веточки, цветы.
Собран гербарий растений произрастающих в нашем регионе, а так же
камешки, глина, земля, песок, ракушки, шишки, перья, мох:
•утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани;
•технические материалы: гайки, болты;
•разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
•красители: пищевые;
•медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы
(без игл, мерные ложки, резиновые груши;
•прочие материалы:волчки, зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль.
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшей группы в уголке
экспериментирования организуется раз в неделю по 25 - 35 минут,
небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных
интересов детей.
Во время одной игры проводится по 2 -3 (в зависимости от сложности)
эксперимента, объединяя их одной тематикой (например: «звук», «испытание
магнита»). Но для развития познавательной активности детей можно брать
разные по теме эксперименты, объединяя игровой мотивацией (например:
игры с Капелькой, Почемучкой и пр.).
Организуя работу с детьми, старайтесь, чтобы они были не просто
слушателями, наблюдателями в проводимых вами мероприятиях, а
полноправными их участниками. Необходимо активизировать и
систематизировать уже имеющиеся у ребят знания, научить обобщать
собственные наблюдения. Не боятся высказать свою точку зрения, даже если
она окажется не верной.
Начинайте работу с экскурсии во время которой познакомьте детей с
«хозяином лаборатории», с оборудованием, вместе сформулируйте правила
поведения.
Подготовка к проведению эксперимента начинается с определения
педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект,
соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на
практике и по литературе. Одновременно он усваивает технику
экспериментирования, если та ему незнакома. Предлагая детям поставить
опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, дает время на обдумывание
и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Не желательно заранее подсказывать конечный результат: у детей
теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины:
работая с увлечением. Они должны быть раскрепощены.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени,
состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети
устали, занятия следует прекратить ранее задуманного срока. Если же
наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх
запланированного времени.
После эксперимента дети самостоятельно должны привести в порядок
рабочее место: почистить и убрать оборудование, протереть столы. Убрать
мусор, и вымыть руки с мылом.
Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств ребят.
Предоставьте им возможность не только видеть и слышать, но и нюхать,
трогать и даже (если это возможно и безопасно) пробовать на вкус объект
исследования.
Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой работы с
повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.
Проектно- исследовательская деятельность органично вписывается в систему
работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и
составляет с ними единое целое. Детские исследовательские проекты –
эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения
дошкольников