Приложение МААМ

Система работы педагогов по организации проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Майра Агишева
Система работы педагогов по организации проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является

первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все

сам. Поэтому проектно - исследовательская деятельность занимает прочное

место в работе детских садов. Она стала интересным и увлекательным

процессом, как для детей, так и для взрослых.

Исследовательская проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая

добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в

свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Это

способ взаимодействия с окружающей средой; поэтапную

практическую деятельность по достижению поставленной цели ;

способ организации педагогического процесса, основанный на

взаимодействии педагога и воспитанника;

Проектно- исследовательская деятельность детей включает

следующие элементы:

выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

выработка гипотез;

поиск и предложение возможных вариантов решения;

сбор материала;

обобщение полученных данных;

подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и

т. п.)

Существует ряд оптимальных условий для исследовательской проектной

работы детей:

Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их

опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями. Создание в

группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется

интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному

экспериментированию. Создание в группе и в саду комфортных и

методически грамотных условий для детского экспериментирования на

занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей. Создание в

группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить

проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.

Предварительное тестирование детей для выявления их интересов

к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем

они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской

работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской

деятельности. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять

результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Разработка методов стимулирования и поощрения детей –

активных исследователей. Привлечение родителей к исследовательским

детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для

экспериментирования в домашних условиях.

Критерии эффективности детской исследовательской проектной

деятельности :

1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской

деятельности.

2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны,

чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение

мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это

будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и

приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но

это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же

под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

4. Презентация и оценка деятельности ребенка.

Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять

самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно

нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности,

и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.

Все исследовательские проекты классифицируются : по составу

участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он

дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения

сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,

логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой

и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных

навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Одним из условий решения задач по опытно-

экспериментальной деятельности в детском саду является организация

развивающей среды - создание уголка, наполнение его необходимыми

материалами и оборудованием.

В познавательно-исследовательском уголке согласно требованиям

ФГОС

мы интегрируем такие образовательные области,

как «Познание», «Социализация», «Труд».

Основным оборудованием в уголке являются:

•основное оборудование: пластиковые стаканчики в достаточном

количестве, коктейльные трубочки, деревянные шпажки, ложки мерные

пластиковые, микроскоп, глобус, лупы, песочные часы, воронки, компас,

магниты, подносы (на подгруппу детей, клеенчатые фартуки с

нарукавниками (на группу детей);

•природный материал в достаточном количестве листья, веточки, цветы.

Собран гербарий растений произрастающих в нашем регионе, а так же

камешки, глина, земля, песок, ракушки, шишки, перья, мох:

•утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани;

•технические материалы: гайки, болты;

•разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

•красители: пищевые;

•медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы

(без игл, мерные ложки, резиновые груши;

•прочие материалы:волчки, зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль.

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшей группы в уголке

экспериментирования организуется раз в неделю по 25 - 35 минут,

небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных

интересов детей.

Во время одной игры проводится по 2 -3 (в зависимости от сложности)

эксперимента, объединяя их одной тематикой (например: «звук», «испытание

магнита»). Но для развития познавательной активности детей можно брать

разные по теме эксперименты, объединяя игровой мотивацией (например:

игры с Капелькой, Почемучкой и пр.).

Организуя работу с детьми, старайтесь, чтобы они были не просто

слушателями, наблюдателями в проводимых вами мероприятиях, а

полноправными их участниками. Необходимо активизировать и

систематизировать уже имеющиеся у ребят знания, научить обобщать

собственные наблюдения. Не боятся высказать свою точку зрения, даже если

она окажется не верной.

Начинайте работу с экскурсии во время которой познакомьте детей с

«хозяином лаборатории», с оборудованием, вместе сформулируйте правила

поведения.

Подготовка к проведению эксперимента начинается с определения

педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект,

соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на

практике и по литературе. Одновременно он усваивает технику

экспериментирования, если та ему незнакома. Предлагая детям поставить

опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, дает время на обдумывание

и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Не желательно заранее подсказывать конечный результат: у детей

теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины:

работая с увлечением. Они должны быть раскрепощены.

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:

особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени,

состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети

устали, занятия следует прекратить ранее задуманного срока. Если же

наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх

запланированного времени.

После эксперимента дети самостоятельно должны привести в порядок

рабочее место: почистить и убрать оборудование, протереть столы. Убрать

мусор, и вымыть руки с мылом.

Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств ребят.

Предоставьте им возможность не только видеть и слышать, но и нюхать,

трогать и даже (если это возможно и безопасно) пробовать на вкус объект

исследования.

Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой работы с

повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

Проектно- исследовательская деятельность органично вписывается в систему

работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и

составляет с ними единое целое. Детские исследовательские проекты –

эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения

дошкольников

Публикации по теме:

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система работы педагогов по организации проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2025 в 20:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы педагогов по организации проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Майра Агишева (УИ 678692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД