Татьяна Скрягина
План-конспект по познавательному развитию (ФМП) с применением технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон «Поможем леснику»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)
Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа
Тема: "Поможем леснику" (Число и цифра 0)
Образовательные задачи: сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.
Публикация «План-конспект по познавательному развитию (ФМП) с применением технологии „Ситуация“ Л, Г, Петерсон „Поможем леснику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесник. Знакомство с профессией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9.
Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по несколько штук).
Раздаточный материал:
Карточки с разным количеством геометрических тел.
Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка, карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 9.
Карточки с изображением ореха, гриба, воробья, синицы, лисы, волка, медведя, набор цифр от 1 до 9 и три карточки с цифрой 0.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о числе и цифре 0, учатся соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов, повторяют названия объемных геометрических фигур.
"Детская цель" - помочь леснику подготовиться к зиме.
Новое знание - ситуация отсутствия предметов и обозначение ее цифрой 0.
Индивидуальное затруднение ребенка в том, что он не может подписать пустой домик.
Причина затруднения - не знает цифры, которой обозначается отсутствие предметов.
Способ преодоления затруднения - "придумать самому и сравнить с образцом".
Тема: Число 0. Цифра 0.
Цель:
1) Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
3) Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
4) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1.
Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.
Раздаточный материал:
Карточки с разным количеством геометрических тел к заданию 2.1.
Карточки-домики с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка, карточка-домик без точек, набор цифр от 1 до 9 к заданию 2.2.
Карточки с изображением ореха, гриба, воробья, синицы, лисы, волка, медведя, набор цифр от 1 до 9 и три карточки с цифрой 0 к заданию 5.2.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Ребята, вы когда-нибудь были в осеннем лесу?
- А что вы там делали?
- Как изменился лес осенью? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью?
- Ребята, к нам за помощью обратился лесник. Кто такой лесник?
- У лесника осенью в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес к леснику и помочь? А сможете?
2. Актуализация знаний.
2.1 Игра «Покупка билетов»
Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 9, закреплять умение узнавать и называть геометрические тела.
- А как мы доберемся до леса?
Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на электричке.
- Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (Купить билет).
Дети покупают у воспитателя билет, встав предварительно в очередь. На «билетах» нарисовано разное количество геометрических тел (шаров, кубов, пирамид, цилиндров, конусов). Электричка построена из стульев, на которых написаны числа. Дети должны занять свое место в соответствии с количеством фигур на «билете». Воспитатель – контролер проверяет билеты. Пассажир должен сказать, почему он выбрал ту или иную цифру, указать, какое количество геометрических тел нарисовано на его билете. Воспитатель следит за правильным согласованием числительного и существительного в роде и числе.
Когда билеты проверены, электричка отправляется в путь. Дети изображают стук колес, топая ногами по полу.
2.2 Игра «Домики для птичек»
Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить число с количеством, развивать мышление, воображение, внимание.
Воспитатель приглашает детей полюбоваться красотой осеннего леса, вдохнуть прохладный свежий воздух. Воспитатель сообщает, что ему только что позвонил лесник, извинился, что не может встретить, и передал вот такую просьбу. Некоторые птицы улетели в теплые края, а некоторые остались зимовать в специальных домиках. Лесник просит пересчитать оставшихся птиц и подписать домики, чтобы он мог точно знать, сколько корма готовить для каждого домика.
Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки в виде домиков, на которых нарисованы птички-точки (возможны различные варианты).
- Как вы будете подписывать домики? (Пересчитаю, сколько птичек живет в домике, и на крыше «напишу» нужную цифру). Дети выполняют задание.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Воспитатель сообщает детям, что еще один домик остался неподписанным. И выкладывает перед каждым ребенком пустой домик.
- Ребята, сколько птичек осталось в этом домике? (Ни сколько, ни одной).
Воспитатель говорит, что когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят ноль или равно нулю.
- Сколько птичек осталось в этом домике? (ноль птичек, количество птичек равно нулю).
Воспитатель предлагает написать нужную цифру на этом домике. Дети в затруднении.
- Смогли мы помочь леснику и подписать все домики? (Не смогли)
- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).
- Что нам нужно сделать? (Узнать, как пишется число ноль).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.
- Что нужно делать, если не знаешь, но очень хочешь узнать? (Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).
Дети решают самостоятельно придумать цифру, а воспитатель приглашает их сначала немного погулять по лесу, отдохнуть, ведь им предстоит сложное дело.
Дети выходят на палас и гуляют там.
Воспитатель восторженно говорит:
- Смотрите ребята, сколько грибов кругом, собирайте грибы и несите мне в мешок. Смотрите сколько орехов на деревьях, рвите их и несите мне в мешок.
- Погуляли, отдохнули и урожай собрали. Ой, ребята, а мешок-то наш пустой, в нем ничего нет. Как так получилось, что мы собирали, собирали, а ничего нет? (наверное, в мешке дырка). Сколько грибов мы принесли в дырявом мешке (ноль грибов, сколько орехов мы принесли в дырявом мешке (ноль орехов).
- Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке? (Дети показывают пальцами дырку). Ничего, мама зашьет дырку.
- Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0. (Дети пробуют нарисовать на крыше дома символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)
- Получилось? А теперь проверим себя. Дети отрывают тетради и сравнивают их рисунок с цифрой ноль. Воспитатель читает стихотворение.
Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.
Воспитатель просит с отдельного стола выбрать детей карточку на которой написана цифра ноль и положить на крышу домика.
- Ребята, что обозначает эта цифра? (Значит ноль, нисколько, ни одного).
Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.
Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что лесник очень благодарен им, и теперь зимой он сможет правильно раздать птичкам корм.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.1 Игра «Покорми зверей» (работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе», ч. 3, №1, с. 13)
Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0.
Дети открывают тетрадь. Воспитатель предлагает рассмотреть им картинку и рассказывает, что лесник просит собрать в мешок корм для животных. Сначала нужно положить в мешок (который уже зашили) морковку для зайцев, потом кубики соли для лосей и оленей и в конце орешки для белочки.
Воспитатель просит сосчитать морковки, кубики соли и орешки и соединить с соответствующим числом. Сколько морковок осталось? (ни одной, ноль). Сколько кубиков соли осталось? (ни одного, ноль). Сколько орешков осталось? (ни одного, ноль) Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0? (Что не осталось ни одного предмета).
5.2 Игра «Напиши записку»
Дидактические задачи: Закреплять умение соотносить зрительный образ числа с его словесным обозначением, развивать воображение, память, речь, мышление, внимание.
Ребята, славно мы погуляли в лесу, много дел сделали, а чтоб потом не забыть о чем рассказать маме, давайте мы запишем, кого мы сегодня в лесу встретили и что собирали. А так как мы писать буквы еще не умеем, мы запишем это цифрами и картинками.
Воспитатель читает рассказ, а дети берут со стола и выкладывают перед собой соответствующие карточки.
«Сегодня в лесу я встретил 8 синичек и 4 воробья, собрал 9 грибов и 5 орехов, но я не видел ни одного волка, ни одной лисы и ни одного медведя».
- Прочитайте, какая запись у вас получилась? (Дети по желанию читают свою запись).
Если позволяет время, можно предложить детям составить свой рассказ и прочитать его.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Кому нам удалось помочь?
- Чем помогли леснику?
- Какое новое знание нам помогло в этом? (мы смогли подписать домики для птичек, сложить в мешки корм для зверей и написать записку на память, потому что мы узнали как записывается число 0).
Молодцы, вот не знали бы этого, ничего у нас бы получилось!