Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей старших дошкольников путем музыкального воспитания»

Анна Стецко
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей старших дошкольников путем музыкального воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе художественно-эстетическое воспитание получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

На процессе художественно-эстетическое воспитание огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы преподаватель в процессе художественно-эстетическое воспитание уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве.

Слушание - восприятие музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы.

На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками?

Принципы и технологии восприятия музыки:

• Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений

• Принцип возрастных особенностей ребенка - учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе

• Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности

• Принцип субъект-субъективного взаимодействия - учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.

• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.

• Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду.

• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие

• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей

• Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания

• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д.

• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности дошкольников.

Старший дошкольный возраст - благоприятный период в становлении музыкальности ребенка, формировании музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости на музыку. В настоящее время традиционные музыкальные программы включают в себя значительно небольшой репертуар классической музыки. В связи с этим актуальной темой моей работы является - приобщение детей к прекрасному миру классической музыки.

Исходя из этого, основной целью моей работы стало - художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через восприятие классической музыки.

Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:

1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие;

2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;

3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;

4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.

Перед собой я поставила следующие задачи:

Формировать культуру слушания музыки

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки.

Развивать эстетические чувства детей, сопоставляя их с разными видами искусств (живопись, поэзия, музыка).

Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.

Побуждать к проявлению своего отношения к музыкальным произведениям.

Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, особенностями их звучания

Первым этапом работы над темой было составление перспективного плана, который включал в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Восприятие классической музыки осуществлялось через: музыкальное творчество, слушание музыкальных произведений, художественное творчество под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, музыкально - ритмическую деятельность.

Следующим из этапов работы было накопление музыкально-дидактического материала для образовательной деятельности. Были подготовлены музыкально-дидактические игры: музыкально-дидактические игры на восприятие музыки «Ромашки настроения», «Разноцветная гусеница», музыкально-дидактическая игра «Музыкальная палитра», игры для развития тембрового слуха и знакомства с инструментами симфонического оркестра «Угадай, что играет», «Собери инструменты по группам».

Также подготовлена фонотека классической музыки композиторов - классиков.

В ходе работы была составлена тематическая неделя: «В мире классической музыки». При разработке тематической недели я использовала программу О. П. Радыновой «Музыкальный шедевры», целью которой является – формирование основ музыкальной культуры дошкольников через восприятие произведений мировой музыкальной классики. Также использовалась программа «Ладушки» авторы И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

Тематическая неделя включала в себя следующие блоки:

• «Мир классической музыки»

• «Настроение и чувства музыки»;

• «Природа и музыка» — развиваются эстетические чувства, образная речь;

• «Сказка в музыке» — знакомство с шедеврами классической музыки и сказочным содержанием;

• «Музыкальные инструменты» — знакомство с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов.

Каждый блок представляет собой интеграцию образовательных областей и реализуется через совместную деятельность взрослых и детей по всем видам образовательной области музыка.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений в образовательной деятельности я использовала различные методы: в образовательной деятельности «Такая разная музыка» я использовала метод пластического интонирования, цель которого - познание и выражение музыки через жест, движение. Дети с помощью движений передавали плавный, мелодичный характер музыки, при этом были раскрепощенными, проявляли свое творчество.

Кроме того, использовались технологии организации воспитательного процесса, создающие возможность для самореализации, самопознания, самоопределения, совместного развития, а также применялись коммуникативные техники, помогающие создавать у детей ощущение самоуважения, безопасности.

В моей практике таковыми технологиями стали различные виды импровизаций: ритмические, речевые, инструментальные, пластические, вокальные, интонирующее движение, пальчиковая гимнастика, игры звуками – музыка, рожденная из шума, активное слушание, голосовые игры - дыхательная гимнастика, совместное с педагогом творчество, коммуникативная игра, «музыка моего тела», «звучащие жесты» и др. Импровизация позволила каждому участнику проявить и развить свою личность, ее индивидуальность. Импровизация эффективна, прежде всего, благодаря вариативности, а также выбору содержания, раскрывающего творческий потенциал участников. Использование таких приемов становилось гораздо эффективнее, если им придавался характер игры.

Наиболее эффективными и интересными стали следующие виды импровизаций:

Речевые импровизации, - связанные с развитием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущения его музыкальности, передачи эмоционально-образного характера и настроения ("песенные" стихи рекомендуется исполнять нараспев, "танцевальные" - с характерными для танца движениями рук, ног, корпуса, подчеркивая речевыми интонациями акценты, "маршевые" - с соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на воображаемых барабанах или "маршируя" пальцами);

Пластические импровизации, - создание пластических образов под программную музыку в развитии (образы моря, непогоду, рассвета; образы танцоров под разную жанровую музыку, образы персонажей - волшебника Черномора, Царя-Гороха). Использование игр на внимание, фантазию, яркая передача разнопланового образа способствовала развитию музыкально-образного мышления у детей, когда они самостоятельно находили свою неповторимую «нотку» в окружающих их звуках и творили собственную «музыку моего тела».

Интонирующее движение, - интегрирует различные музыкальные элементы: характер звуковедения, направление движения мелодии, скорость и силу звучания и т. п.

Инструментальные импровизации,- позволяющие детям пробовать играть на различных музыкальных инструментах: ударных для свободного ритмического сопровождения к пьесам, звуковых (флейты, лиры, металлофоны и др.) - подбор подголосков, аккомпанемента к исполняемым произведениям. Поддерживаю инициативу импровизирования на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сами придумывают различные способы озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики, самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для героев: зайке – бубенцы, мишке – барабан.

Вокальные импровизации, - способствующие развитию вокально-слуховых способностей. Подразумевают озвучивание имен, задание "вопрос - ответ", знакомство, звукоподражание, завершение мелодии, сочинение с опорой на определенную интонацию и характерных коротких песенок.

Ритмические игры, - с использованием «звучащих жестов», «музыки моего тела», нацеленные на развитие способности чувствовать и понимать ритм посредством движения, в игровой форме. Ведь чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Игры проводились постоянно и неоднократно повторялись;

Голосовые игры, - на основе фонопедического метода В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения. Упражнения и задания были апробированы и адаптированы к дошкольному возрасту. Дети старших групп с большим удовольствием выполняют упражнения «голосовых сигналов доречевой коммуникации», например «от шепота до крика», «волна с криками чаек» не только на занятиях, но и в группе и во время прогулки на участке в теплое время года.

Коммуникативные танцы, - Эти несложные, развивающие эмоции игры помогли мне установить контакт с детьми, раскрепостить, стимулировать их к самовыражению, взяв за основу главные эмоции человека: интерес, радость, удивление, горе, страх. Не секрет, что эмоциональная открытость ведет к более полному проявлению креативности, и, кроме того, в танцевальном творчестве дети приобрели жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе.

Публикации по теме:

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей старших дошкольников путем музыкального воспитания»
Опубликовано: 20 января 2025 в 06:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей старших дошкольников путем музыкального воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Стецко (УИ 3228802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД