Анна Стецко
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей старших дошкольников путем музыкального воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе художественно-эстетическое воспитание получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
На процессе художественно-эстетическое воспитание огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы преподаватель в процессе художественно-эстетическое воспитание уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве.
Слушание - восприятие музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы.
На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками?
Принципы и технологии восприятия музыки:
• Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений
• Принцип возрастных особенностей ребенка - учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе
• Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности
• Принцип субъект-субъективного взаимодействия - учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.
• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
• Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду.
• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие
• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей
• Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания
• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д.
• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности дошкольников.
Старший дошкольный возраст - благоприятный период в становлении музыкальности ребенка, формировании музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости на музыку. В настоящее время традиционные музыкальные программы включают в себя значительно небольшой репертуар классической музыки. В связи с этим актуальной темой моей работы является - приобщение детей к прекрасному миру классической музыки.
Исходя из этого, основной целью моей работы стало - художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через восприятие классической музыки.
Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:
1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие;
2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;
3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;
4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.
Перед собой я поставила следующие задачи:
Формировать культуру слушания музыки
Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки.
Развивать эстетические чувства детей, сопоставляя их с разными видами искусств (живопись, поэзия, музыка).
Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.
Побуждать к проявлению своего отношения к музыкальным произведениям.
Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, особенностями их звучания
Первым этапом работы над темой было составление перспективного плана, который включал в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Восприятие классической музыки осуществлялось через: музыкальное творчество, слушание музыкальных произведений, художественное творчество под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, музыкально - ритмическую деятельность.
Следующим из этапов работы было накопление музыкально-дидактического материала для образовательной деятельности. Были подготовлены музыкально-дидактические игры: музыкально-дидактические игры на восприятие музыки «Ромашки настроения», «Разноцветная гусеница», музыкально-дидактическая игра «Музыкальная палитра», игры для развития тембрового слуха и знакомства с инструментами симфонического оркестра «Угадай, что играет», «Собери инструменты по группам».
Также подготовлена фонотека классической музыки композиторов - классиков.
В ходе работы была составлена тематическая неделя: «В мире классической музыки». При разработке тематической недели я использовала программу О. П. Радыновой «Музыкальный шедевры», целью которой является – формирование основ музыкальной культуры дошкольников через восприятие произведений мировой музыкальной классики. Также использовалась программа «Ладушки» авторы И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Тематическая неделя включала в себя следующие блоки:
• «Мир классической музыки»
• «Настроение и чувства музыки»;
• «Природа и музыка» — развиваются эстетические чувства, образная речь;
• «Сказка в музыке» — знакомство с шедеврами классической музыки и сказочным содержанием;
• «Музыкальные инструменты» — знакомство с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов.
Каждый блок представляет собой интеграцию образовательных областей и реализуется через совместную деятельность взрослых и детей по всем видам образовательной области музыка.
Для полноценного восприятия музыкальных произведений в образовательной деятельности я использовала различные методы: в образовательной деятельности «Такая разная музыка» я использовала метод пластического интонирования, цель которого - познание и выражение музыки через жест, движение. Дети с помощью движений передавали плавный, мелодичный характер музыки, при этом были раскрепощенными, проявляли свое творчество.
Кроме того, использовались технологии организации воспитательного процесса, создающие возможность для самореализации, самопознания, самоопределения, совместного развития, а также применялись коммуникативные техники, помогающие создавать у детей ощущение самоуважения, безопасности.
В моей практике таковыми технологиями стали различные виды импровизаций: ритмические, речевые, инструментальные, пластические, вокальные, интонирующее движение, пальчиковая гимнастика, игры звуками – музыка, рожденная из шума, активное слушание, голосовые игры - дыхательная гимнастика, совместное с педагогом творчество, коммуникативная игра, «музыка моего тела», «звучащие жесты» и др. Импровизация позволила каждому участнику проявить и развить свою личность, ее индивидуальность. Импровизация эффективна, прежде всего, благодаря вариативности, а также выбору содержания, раскрывающего творческий потенциал участников. Использование таких приемов становилось гораздо эффективнее, если им придавался характер игры.
Наиболее эффективными и интересными стали следующие виды импровизаций:
Речевые импровизации, - связанные с развитием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущения его музыкальности, передачи эмоционально-образного характера и настроения ("песенные" стихи рекомендуется исполнять нараспев, "танцевальные" - с характерными для танца движениями рук, ног, корпуса, подчеркивая речевыми интонациями акценты, "маршевые" - с соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на воображаемых барабанах или "маршируя" пальцами);
Пластические импровизации, - создание пластических образов под программную музыку в развитии (образы моря, непогоду, рассвета; образы танцоров под разную жанровую музыку, образы персонажей - волшебника Черномора, Царя-Гороха). Использование игр на внимание, фантазию, яркая передача разнопланового образа способствовала развитию музыкально-образного мышления у детей, когда они самостоятельно находили свою неповторимую «нотку» в окружающих их звуках и творили собственную «музыку моего тела».
Интонирующее движение, - интегрирует различные музыкальные элементы: характер звуковедения, направление движения мелодии, скорость и силу звучания и т. п.
Инструментальные импровизации,- позволяющие детям пробовать играть на различных музыкальных инструментах: ударных для свободного ритмического сопровождения к пьесам, звуковых (флейты, лиры, металлофоны и др.) - подбор подголосков, аккомпанемента к исполняемым произведениям. Поддерживаю инициативу импровизирования на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сами придумывают различные способы озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики, самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для героев: зайке – бубенцы, мишке – барабан.
Вокальные импровизации, - способствующие развитию вокально-слуховых способностей. Подразумевают озвучивание имен, задание "вопрос - ответ", знакомство, звукоподражание, завершение мелодии, сочинение с опорой на определенную интонацию и характерных коротких песенок.
Ритмические игры, - с использованием «звучащих жестов», «музыки моего тела», нацеленные на развитие способности чувствовать и понимать ритм посредством движения, в игровой форме. Ведь чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Игры проводились постоянно и неоднократно повторялись;
Голосовые игры, - на основе фонопедического метода В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения. Упражнения и задания были апробированы и адаптированы к дошкольному возрасту. Дети старших групп с большим удовольствием выполняют упражнения «голосовых сигналов доречевой коммуникации», например «от шепота до крика», «волна с криками чаек» не только на занятиях, но и в группе и во время прогулки на участке в теплое время года.
Коммуникативные танцы, - Эти несложные, развивающие эмоции игры помогли мне установить контакт с детьми, раскрепостить, стимулировать их к самовыражению, взяв за основу главные эмоции человека: интерес, радость, удивление, горе, страх. Не секрет, что эмоциональная открытость ведет к более полному проявлению креативности, и, кроме того, в танцевальном творчестве дети приобрели жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе.