Казначеева Татьяна Тихоновна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Рисуем воздухом» в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа:
подготовительная
Основные цели:
1) систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: воздух нам необходим, он не жидкий, не твердый, невидимый, его можно почувствовать, воздух есть везде;
2) научить новому способу получения изображения – рисование воздухом;
3) развивать умение делать выводы, стремление к познанию через экспериментальную деятельность;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Рисуем воздухом“ в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
4) воспитывать культуру общения в ходе совместной деятельности, желание работать в коллективе.
Оборудование: изображение Нолика (героя м/ф «Фиксики», стаканы, вода, трубочки, листы бумаги, краски, мыльный раствор, земля, секундомер, губки, мел, письмо (сюрпризный момент).
Ход образовательной ситуации
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи:
1) создать психологически комфортную атмосферу;
2) мотивировать детей на включение в игровую деятельность
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь.
Собрались все дети в круг:
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
- Доброе утро! Ребята, вы любите мультфильмы?
- Тогда узнайте этого героя (на экране Нолик из м/ф «Фиксики»)
- К нам пришло письмо от Нолика. Прочитаем?
Письмо: «Дорогие ребята! Здравствуйте! Пишу вам, потому что мне нужна ваша помощь. Симка попросила меня нарисовать фейерверк на свой день рождения. Но нарисовать его я должен с помощью воздуха. Что такое фейерверк, я знаю, а как рисовать воздухом – нет. Помогите мне, пожалуйста. Нолик.»
- Ну что, ребята, хотите помочь Нолику?
- Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
1) актуализировать знания детей о воздухе и его свойствах; о профессии художника;
2) тренировать мыслительные операции анализа, развивать внимание, логическое мышление, воображение, речь.
- Вспомните, люди какой профессии рисуют? (художники)
- А чем они рисуют? (кисти, карандаши, краски и т. п.)
- А могут художники рисовать воздухом? (не знаем)
- Хотите узнать? (да)
- Что вы знаете про воздух?
- Как можно проверить, что нам необходим воздух?
- У меня есть секундомер, мы сейчас наберем воздуха и не будем дышать. Посмотрим, сколько мы продержимся без него (дети выполняют задание, воспитатель засекает время).
- Посмотрите, сколько прошло времени (5,7,8 сек.). Вот мы и продержались совсем чуть – чуть.
- Значит, какой мы можем сделать вывод? (ответы детей, подтверждающие, что воздух нам необходим).
- Дети, посмотрите вокруг. Что вы видите? (ответы детей).
- А чем заполнено все пространство? (воздухом).
- Какой мы можем сделать вывод? (воздух есть везде)
- Мы можем потрогать воздух? (нет)
- А можем его выпить? (нет)
- Сделайте вывод (воздух не жидкий, не твердый, не видим)
- А почувствовать воздух можем? (да, нет). Если да, то как? (предположения детей)
- Верно, воздух легко обнаружить, если создать его движение. (воспитатель раскрывает веер и машет им)
- Что вы почувствовали? (ветер, ветер – это движение воздуха)
- Итак, мы не видим воздух, а чувствуем его кожей, как легкий ветерок.
- Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (губка, мел, земля).
- Как вы думаете, в губке есть воздух? Как можно это проверить? (дети кладут кусочек губки в воду)
- Что происходит? (идут пузырьки)
- А в кусочке мела есть воздух? (кладут мел в воду)
- Что вы видите? (пузырьки)
- Вы знаете, кто живет в почве? Могут ли эти существа дышать под землей?
- Как вы думаете, в почве есть воздух? Как можно проверить? (тоже опустить в воду)
- Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха)
- То есть если воздух есть везде, то значит и внутри нас тоже? Проверим?
- Набираем воздух вдохом и выдыхаем в трубочку. Вот сколько пузырьков воздуха у нас получилось.
- Какой вывод? В нас тоже есть воздух.
- Верно, ребята, что мы теперь знаем про воздух? (дети подводят итог – обобщение, что воздух - нам необходим, он не жидкий, не твердый, не видим, можем его почувствовать, воздух есть везде).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для ознакомления детей с новым способом рисования - воздухом;
2) формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
- Сможем мы теперь рисовать воздухом? (нет)
- Почему? (потому что не знаем, как рисовать воздухом)
- Значит, что нам сейчас нужно узнать? (Как можно рисовать воздухом.)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1) формировать представление о способе рисования воздухом;
2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия;
- Продолжаем разбираться…
- Ребята, посмотрите на столы. Что нам необходимо для рисования? (краски, вода, бумага, стакан)
- А чего не хватает для рисования? (нет кистей)
- Чем же мы сможем рисовать из того, что вы видите на столе? (трубочками)
- Верно, трубочки нам будут помогать, но рисовать мы будем, как в просьбе Нолика - воздухом.
- Покажите, как мы можем получить воздух из трубочек? (Будем дуть).
- Хорошо, посмотрите, что еще находиться на столе (мыльного раствора, трубочки, краски, стаканы и бумага).
- Как с помощью этого можно нарисовать фейерверк воздухом?
- Знаете? (нет)
- Хотите узнать? (да)
- Как мы можем узнать? (Спросить у воспитателя, из книг)
(Воспитатель рассказывает алгоритм действий: нужно добавить краски в стакан с водой и размешать; добавить мыльный раствор и выдувать трубочкой воздух – пузыри. Когда появиться много пены, приложить к горлышку стакана лист бумаги- получиться отпечаток).
После этого дети самостоятельно выполняют работу.
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи:
1) закрепить умение рисовать новым способом – с помощью воздуха;
2) развивать воображение, творческие способности, коммуникативные качества.
- Ребята, посмотрите, я тоже рисовала воздухом. Посмотрите на мой рисунок: получился у меня фейерверк? Какой он? (разного цвета)
-Как можно получить фейерверк другого цвета?
- Верно, можно поменяться стаканами, чтобы получились разноцветные фейерверки.
Выполнение работы детьми.
- Ребята, когда работы высохнут, мы отправим их Нолику.
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
1) Организовать фиксирование детьми достижения детской цели,
2) создать ситуацию успеха.
-Дети, я очень довольна вами. Вы отлично справились со всеми заданиями. Ваши работы получились красочные, необычные (создать ситуацию успеха и у детей, у которых не все получилось).
- Как вы думаете, они понравятся Нолику?
- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Смогли мы помочь Нолику?
-Почему мы смогли помочь? (узнали свойства воздуха и научились рисовать воздухом).
-Молодцы! У меня есть смайлики. Я предлагаю вам выбрать один смайлик для себя, но с условием: если вам было легко на занятии – выберите весёлого смайлика; если вы затруднялись- задумчивого, а если было совсем трудно – грустного.