Раиса Извицкая
План-конспект НОД для старшей группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект НОД для старшей группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения
Тема: «В поисках сокровищ»
Пояснительная записка
Публикация «План-конспект НОД для старшей группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Занятие по экспериментированию по теме «Вода» я решила провести в форме путешествия, т. к. считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками способствует созданию атмосферы комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Кроме того, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфических для него видах деятельности – игре, общении, продуктивной деятельности.
Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – работа с картой-схемой эффективно решат задачи развития мышления детей, речевой самостоятельности и активности.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тип НОД: опытно-экспериментальная деятельность.
Форма НОД: игра-путешествие.
Цель НОД: расширить представление детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей со свойствами воды;
- активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Развивающие:
• Развивать умения детей планировать свою деятельность;
• Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
• Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение;
Воспитательные:
• Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: головные уборы мореходов, письмо пирата, карта-схема, старая книга; на столе 7 сосудов с водой по 0,5 л и1-емкостью 1 л. Перед каждым ребенком тарелочка с яйцом, ложкой, двумя картинками, обозначающими соленую и пресную воду. У воспитателя на одном сосуде надпись «Соленая», на втором – «Пресная». Сосуд(1л) – пустой; на втором столе перед каждым ребенком стакан с грязной водой, чистый стакан, воронка, ватные диски, измельченный активированный уголь, салфетки; шкатулка с кристаллами, сундук с бутылками воды.
Ход: Воспитатель показывает детям книгу и говорит:
Воспитатель: Ребята, я сегодня рассматривала старинную библиотечную книгу и нашла в ней вот такое письмо.
Как вы думаете, кто его написал?
Дети: Наверное, пираты …
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо.
Письмо
Я, старый пират Сильвер, спрятал свои сокровища на дне морском. Найти их смогут только смелые и любознательные пираты, которые много знают о воде и пройдут сквозь рифы с испытаниями. Награда ждет вас, морские волки! Вперед!
Слова «Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь» перенесут вас на дно морское. Удачи!» (карта прилагается)
Воспитатель: Ну что? Отправимся за сокровищами? Тогда нам нужно превратиться в пиратов. Разбирайте все необходимое.
Дети надевают головные уборы
Воспитатель: А я буду Морским волком. Давайте вспомним все, что мы знаем о воде.
Ответы детей: вода необходима для жизни,может испаряться и замерзать, бывает холодная и горячая, в ней можно растворить соль –соленая, сахар –сладкая ; вода мокрая и прозрачная.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень много знаете о воде. Теперь произнесем волшебные слова из письма и в путь!
Дети повторяют слова: «Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь!»
Воспитатель: Вот мы и на дне морском. Ребята, а зачем нам карта?
(чтобы знать, куда идти или, в ней указан путь).
Посмотрите, куда указывает стрелка? Куда мы пойдем?
Это соляной риф! Посмотрим, что за испытание нам подготовил Сильвер?
Дети подходят к столу. На столе 7 сосудов с водой по 0,5 л и1-емкостью 1 л. Перед каждым ребенком тарелочка с яйцом, ложкой, двумя картинками, обозначающими соленую и пресную воду. У воспитателя на одном сосуде надпись «Соленая», на втором – «Пресная». Сосуд(1л) – пустой.
Воспитатель: Что находится в банках? (вода) Правильно. На этой банке обозначено «Пресная вода» и голубая капелька, а на этой «Соленая» и белая капелька.
А для чего яйцо? (предположения детей). Давайте опустим яйцо в банку с пресной водой и посмотрим, что будет?
Опыт 1. Опускаю по очереди яйцо в пресную воду – яйцо опускается на дно банки. Вопрос: «Что произошло с яйцом? (утонуло). Почему яйцо опустилось на дно? (потому что оно тяжелое, яйцо тяжелее воды). Правильно, плотность яйца больше плотности воды, поэтому оно утонуло.
Опускаю яйцо в банку с соленой водой. Яйцо осталось на поверхности воды.
«А сейчас, что произошло? (яйцо плавает). Почему яйцо не утонуло? (потому что вода соленая, из-за большого количества соли в воде). Правильно, из-за соли плотность воды увеличилась и стала выше плотности яйца. Яйцо не стало легче, вода стала плотнее, и соленая вода не дала яйцу утонуть.»
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Вывод: В пресной воде яйцо тонет, а в соленой остается на поверхности воды.
Воспитатель: Теперь испытание: опустите яйцо в свою банку с водой и определите, какая вода в вашей банке, пресная или соленая.
Дети опускают яйцо в банку и обозначают пресную воду голубой капелькой с буквой «П» ,соленую – белой капелькой с буквой «С».
У каждого из детей спрашиваю, какой капелькой обозначили воду и почему.
Воспитатель: Ребята, что произойдет, если мы смешаем пресную и соленую воду в равных количествах? (выслушиваю предположения детей).
Опыт 2. Помещаю яйцо на дно литровой банки и выливаю поочередно пресную, затем соленую воду.
Воспитатель: Что произошло с яйцом?
(яйцо повисло; поднялось со дна, но не всплыло.
Воспитатель: как вы думаете, почему так случилось?
Предположительные ответы детей.
Вывод : Плотность воды стала приблизительно такая же, как и плотность яйца. Яйцо погрузилось в воду, но не утонуло
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Вперед! К новым испытаниям!
Куда дальше указывает стрелка на карте? Это Мыс Чистой воды. Заодно и попьем. Ой, посмотрите, а можно пить такую воду? Почему? (она грязная, от нее можно заболеть)
- А какую воду можно пить? (чистую, ключевую, минеральную).
Воспитатель: Ребята, вы только подумайте, Мыс Чистой воды, а вода-то вся
грязная! Что можно сделать с этой водой, чтобы ее можно было использовать?
показываю таблетки активированного угля. Выслушиваю предположительные ответы детей.
Воспитатель: Это уголь не обыкновенный, а очищенный. А называется Активированный уголь. Для чего он нужен (его пьют, когда болит живот)
Верно. Активированный уголь очищает организм. Кто знает, где можно взять активированный уголь (в аптеке)
Молодцы, а вы знаете, что активированный уголь может очищать не только организм, но и воду. Хотите проверить, правда ли это? Тогда вперед!
Для очистки воды нужно сделать угольный фильтр.
Опыт 3. Берем чистый стакан,опускаем в него воронку, в которую кладем ватный диск, а сверху высыпаем размельченный активированный уголь.
Угольный фильтр готов! Аккуратно переливаем грязную воду через воронку в чистый стакан. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь остается на вате, а в стакан будет капать очищенная вода.
Рассматриваем результат очищения воды детьми.
Вывод: грязную воду можно очистить с помощью ватного диска и активированного угля.
Запомните, друзья! Грязную воду пить нельзя! Ее можно очистить, сделав угольный фильтр. Ну вот, мы и с этим испытанием справились.
Вот карта. Куда дальше указывает стрелка? (к сокровищам). Здесь указан : «Зеленый остров». Где у нас здесь больше всего зелени? (в уголке природы).
А вот и сундучок! Открывайте. Мы честно заслужили наши сокровища! Что в нем? (вода). Конечно же - это вода. Ведь вода – это бесценное сокровище нашей планеты. Вода – это жизнь! И мы будем ее беречь. Согласны?
А на память о нашем путешествии я приготовила для вас волшебные кристаллы и золотые монеты, чтобы вы могли всем показать и рассказать о нашем путешествии. Мне было очень интересно путешествовать вместе с вами. Спасибо вам всем. Вы молодцы!