Папки-передвижки

План-конспект НОД для старшей группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения

Раиса Извицкая
План-конспект НОД для старшей группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект НОД для старшей группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения

Тема: «В поисках сокровищ»

Пояснительная записка

Публикация «План-конспект НОД для старшей группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения» размещена в разделах

Занятие по экспериментированию по теме «Вода» я решила провести в форме путешествия, т. к. считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками способствует созданию атмосферы комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Кроме того, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфических для него видах деятельности – игре, общении, продуктивной деятельности.

Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – работа с картой-схемой эффективно решат задачи развития мышления детей, речевой самостоятельности и активности.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тип НОД: опытно-экспериментальная деятельность.

Форма НОД: игра-путешествие.

Цель НОД: расширить представление детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей со свойствами воды;

- активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Развивающие:

• Развивать умения детей планировать свою деятельность;

• Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

• Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение;

Воспитательные:

• Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

• Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: головные уборы мореходов, письмо пирата, карта-схема, старая книга; на столе 7 сосудов с водой по 0,5 л и1-емкостью 1 л. Перед каждым ребенком тарелочка с яйцом, ложкой, двумя картинками, обозначающими соленую и пресную воду. У воспитателя на одном сосуде надпись «Соленая», на втором – «Пресная». Сосуд(1л) – пустой; на втором столе перед каждым ребенком стакан с грязной водой, чистый стакан, воронка, ватные диски, измельченный активированный уголь, салфетки; шкатулка с кристаллами, сундук с бутылками воды.

Ход: Воспитатель показывает детям книгу и говорит:

Воспитатель: Ребята, я сегодня рассматривала старинную библиотечную книгу и нашла в ней вот такое письмо.

Как вы думаете, кто его написал?

Дети: Наверное, пираты …

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо.

Письмо

Я, старый пират Сильвер, спрятал свои сокровища на дне морском. Найти их смогут только смелые и любознательные пираты, которые много знают о воде и пройдут сквозь рифы с испытаниями. Награда ждет вас, морские волки! Вперед!

Слова «Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь» перенесут вас на дно морское. Удачи!» (карта прилагается)

Воспитатель: Ну что? Отправимся за сокровищами? Тогда нам нужно превратиться в пиратов. Разбирайте все необходимое.

Дети надевают головные уборы

Воспитатель: А я буду Морским волком. Давайте вспомним все, что мы знаем о воде.

Ответы детей: вода необходима для жизни,может испаряться и замерзать, бывает холодная и горячая, в ней можно растворить соль –соленая, сахар –сладкая ; вода мокрая и прозрачная.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень много знаете о воде. Теперь произнесем волшебные слова из письма и в путь!

Дети повторяют слова: «Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь!»

Воспитатель: Вот мы и на дне морском. Ребята, а зачем нам карта?

(чтобы знать, куда идти или, в ней указан путь).

Посмотрите, куда указывает стрелка? Куда мы пойдем?

Это соляной риф! Посмотрим, что за испытание нам подготовил Сильвер?

Дети подходят к столу. На столе 7 сосудов с водой по 0,5 л и1-емкостью 1 л. Перед каждым ребенком тарелочка с яйцом, ложкой, двумя картинками, обозначающими соленую и пресную воду. У воспитателя на одном сосуде надпись «Соленая», на втором – «Пресная». Сосуд(1л) – пустой.

Воспитатель: Что находится в банках? (вода) Правильно. На этой банке обозначено «Пресная вода» и голубая капелька, а на этой «Соленая» и белая капелька.

А для чего яйцо? (предположения детей). Давайте опустим яйцо в банку с пресной водой и посмотрим, что будет?

Опыт 1. Опускаю по очереди яйцо в пресную воду – яйцо опускается на дно банки. Вопрос: «Что произошло с яйцом? (утонуло). Почему яйцо опустилось на дно? (потому что оно тяжелое, яйцо тяжелее воды). Правильно, плотность яйца больше плотности воды, поэтому оно утонуло.

Опускаю яйцо в банку с соленой водой. Яйцо осталось на поверхности воды.

«А сейчас, что произошло? (яйцо плавает). Почему яйцо не утонуло? (потому что вода соленая, из-за большого количества соли в воде). Правильно, из-за соли плотность воды увеличилась и стала выше плотности яйца. Яйцо не стало легче, вода стала плотнее, и соленая вода не дала яйцу утонуть.»

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Вывод: В пресной воде яйцо тонет, а в соленой остается на поверхности воды.

Воспитатель: Теперь испытание: опустите яйцо в свою банку с водой и определите, какая вода в вашей банке, пресная или соленая.

Дети опускают яйцо в банку и обозначают пресную воду голубой капелькой с буквой «П» ,соленую – белой капелькой с буквой «С».

У каждого из детей спрашиваю, какой капелькой обозначили воду и почему.

Воспитатель: Ребята, что произойдет, если мы смешаем пресную и соленую воду в равных количествах? (выслушиваю предположения детей).

Опыт 2. Помещаю яйцо на дно литровой банки и выливаю поочередно пресную, затем соленую воду.

Воспитатель: Что произошло с яйцом?

(яйцо повисло; поднялось со дна, но не всплыло.

Воспитатель: как вы думаете, почему так случилось?

Предположительные ответы детей.

Вывод : Плотность воды стала приблизительно такая же, как и плотность яйца. Яйцо погрузилось в воду, но не утонуло

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Вперед! К новым испытаниям!

Куда дальше указывает стрелка на карте? Это Мыс Чистой воды. Заодно и попьем. Ой, посмотрите, а можно пить такую воду? Почему? (она грязная, от нее можно заболеть)

- А какую воду можно пить? (чистую, ключевую, минеральную).

Воспитатель: Ребята, вы только подумайте, Мыс Чистой воды, а вода-то вся

грязная! Что можно сделать с этой водой, чтобы ее можно было использовать?

показываю таблетки активированного угля. Выслушиваю предположительные ответы детей.

Воспитатель: Это уголь не обыкновенный, а очищенный. А называется Активированный уголь. Для чего он нужен (его пьют, когда болит живот)

Верно. Активированный уголь очищает организм. Кто знает, где можно взять активированный уголь (в аптеке)

Молодцы, а вы знаете, что активированный уголь может очищать не только организм, но и воду. Хотите проверить, правда ли это? Тогда вперед!

Для очистки воды нужно сделать угольный фильтр.

Опыт 3. Берем чистый стакан,опускаем в него воронку, в которую кладем ватный диск, а сверху высыпаем размельченный активированный уголь.

Угольный фильтр готов! Аккуратно переливаем грязную воду через воронку в чистый стакан. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь остается на вате, а в стакан будет капать очищенная вода.

Рассматриваем результат очищения воды детьми.

Вывод: грязную воду можно очистить с помощью ватного диска и активированного угля.

Запомните, друзья! Грязную воду пить нельзя! Ее можно очистить, сделав угольный фильтр. Ну вот, мы и с этим испытанием справились.

Вот карта. Куда дальше указывает стрелка? (к сокровищам). Здесь указан : «Зеленый остров». Где у нас здесь больше всего зелени? (в уголке природы).

А вот и сундучок! Открывайте. Мы честно заслужили наши сокровища! Что в нем? (вода). Конечно же - это вода. Ведь вода – это бесценное сокровище нашей планеты. Вода – это жизнь! И мы будем ее беречь. Согласны?

А на память о нашем путешествии я приготовила для вас волшебные кристаллы и золотые монеты, чтобы вы могли всем показать и рассказать о нашем путешествии. Мне было очень интересно путешествовать вместе с вами. Спасибо вам всем. Вы молодцы!

Публикации по теме:

Педагогическая концепция «Применение технологии проблемного обучения для всестороннего развития личности дошкольника» Ребёнок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Мы живем.

Конспект НОД по развитию связной речи по технологии ТРИЗ с детьми старшей группы «В театре» План-конспект непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по развитию связной речи по технологии ТРИЗ.

Конспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗКонспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗ «Что мы знаем о животных?» Задачи: - Расширять представления детей о домашних и диких животных с применением графической и символической.

Конспект образовательной деятельности с применением технологии проблемного обучения в старшей группе Обучающие задачи: закреплять знание цвета, порядкового счета. Дать представления о деньгах. Развивающие задачи: развитие логического мышления,.

Конспект ООД «Незнайка в стране часов» для детей подготовительной группы с использованием технологии проблемного обучения ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: - Расширять и углублять знания детей о разных видах часов, их краткой.

Конспект ОД по ФЭМП «Меньше, но тяжелее. Почему?» в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обучения Конспект ОД по ФЭМП "Меньше, но тяжелее. Почему?" в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обучения Задачи: Учить.

«Вода и ее роль в жизни человека». Конспект занятия по экологии для старших дошкольников с использованием проблемного обучения Конспект занятия по экологии для старшего дошкольного возраста с использованием проблемного обучения «Вода и ее роль в жизни человека».

Конспект занятия с применением технологии активных методов обучения Цель – развитие творческого воображения, самовыражения. Задачи: • способствоватьснятию психоэмоционального напряжения; • способствовать.

План-конспект ИОС по развитию речи в старшей группе «Зимушка» с использованием технологии проблемного обучения Программное содержание: Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме; Активизация словаря по теме; Совершенствование.

План по самообразованию «Развитие речи дошкольников с применением ТРИЗ — технологий» План работы по самообразованию Тема. Развитие речи дошкольников с применением ТРИЗ – технологии. Ф. И. О. педагога Должность Категория Тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект НОД для старшей группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 11:39
+48Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект НОД для старшей группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Извицкая (УИ 484944) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД