Лидия Шадрина
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Домашние и дикие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: Способствовать накоплению и обогащению представлений о домашних и диких птицах.
Задачи:
1. Обогащать словарь детей словами: стая, гнездо, клюв, крыло, голова, туловище, лапа, прилетать, кормить, сидит на жердочке, прыгает, летает;
Публикация «План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему „Домашние и дикие птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивать умения составлять небольшой описательный рассказ по картинкам;
Развивать логику посредством чтения и отгадывания загадок о диких и домашних птиц. (Речевое развитие);
2. Формировать представления о диких и домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни. (Познавательное развитие);
3. Развивать интерес к дидактическим играм, побуждать к активной деятельности;
Вызвать у детей желание ухаживать за птицами. (Социально-коммуникативное развитие);
4. Развивать двигательную активность посредством физкультминутки. (Физическое развитие);
5. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. (Художественно-эстетическое развитие)
Методы и приемы:
Практические: аппликация, собирание картинок.
Наглядные: рассматривание картинок диких и домашних птиц.
Словесные: ответы на вопросы, дидактические игры, рассуждения, формулировка выводов.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, волшебный мешочек, картинки с изображением диких и домашних птиц, мяч, картинки птиц разрезанные на 4-5 частей, материалы для аппликации.
Ход занятия.
1. Воспитатель организовывает детей.
- Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Дети слушают воспитателя. Формируется коммуникативный навык общения ребенка с воспитателем и сверстниками.
2. Воспитатель загадывает загадки посредством ИКТ.
Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук» (дятел)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее… (ворона)
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится
Собирает крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикает: «чик-чирик!» (воробей)
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, всё это шутка,
Ну конечно это – (утка).
Норовит щипнуть за ноги,
Я гоню его с дороги:
"Прочь! Тебя я не боюсь!"
"Га-га-га!" – смеётся (гусь)
Говорят: «Она не птица».
Но позвольте усомниться:
Пусть она и не летает,
Мусор лапками сгребает.
Если что сказать захочет,
– Ко-ко-ко-ко-ко! – заквохчет.
А еще несет яички –
Нет полезней этой птички.
Удивительной фактуры,
Называют птичек (куры)
Раньше всех встаёт,
"Ку-ка-ре-ку" поёт. (Петух)
В ярких перьях всех расцветок.
Если в клетке, приручён,
Говорить умеет он. (Попугай)
Птица белая плывёт.
Взгляд её, изгиб спины –
Всё в ней дивной красоты. (Лебедь)
Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свёртком. (Аист).
Дети отгадывают загадки. Формируется умение отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации.
3. Воспитатель проводит беседу с детьми по картинкам, спроектированным на экране.
– Кто изображен на картинках? (Птицы)
- Как вы определили? (Они умеют летать, тело покрыто перьями, две лапы, туловище, два крыла, клюв, хвост. Они откладывают яйца, высиживают птенцов.)
- На какие 2 группы можно разделить эти картинки? (домашних и диких)
- Какие домашние птицы? (петух, курица, индюк, утка, гусь). Домашние, потому что они живут рядом с человеком, люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу.
– Какие дикие? (лебедь, аист, дятел, ворона, воробей, тетерев). Дикие, потому что живут в лесу, поле, речке, сами добывают себе пищу.
Дети рассматривают картинки птиц и слушают рассказ педагога, отвечают на вопросы. Развивается познавательный интерес, активизируется внимание, развивается умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Воспитатель проводит дидактическую игру «Волшебный мешочек "У кого кто в семье".
- Я чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети достают картинку из волшебного мешочка и называют членов семьи каждой птицы (гусь-гусыня-гусёнок.)Развивается логическое мышление, память, внимание, слуховое восприятие, обогащается словарный запас.
5. Воспитатель проводит дидактическую игру "Четвертый лишний".
Дети рассматривают картинки и определяют, какая картинка лишняя: 3 диких птицы и 1 домашняя; 3 домашних и 1 дикая; 3 детеныша и 1 взрослая птица. Расширяются знания детей, развивается логическое мышление и умение классифицировать.
6. Воспитатель проводит физкультминутку «Летит над полем птичка»
Летит над полем птичка.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Что несет синичка?
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Несет травинку птичка.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Гнездо совьет синичка.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Дети выполняют упражнение с одновременным проговариванием текста. Снимается статическое напряжение, развивается подвижность мышц речевого аппарата.
7. Воспитатель предлагает дидактическую игру "Сложи картинки".
У каждого ребенка две картинки с контурными изображениями диких и домашних птиц, разрезанные на 4-5 частей. Дети собирают картинки. Продолжает формироваться умение детей составлять целую картинку из нескольких частей, развивается целостное восприятие.
8. Воспитатель проводит дидактическую игру с мячом " Один – много".
Педагог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе. Каждый ребенок, бросая мяч обратно педагогу, называет эту же птицу во множественном числе. (Селезень – селезни, петух – петухи и т. д.) Формируется умение образовывать формы слов во множественном числе, развивается артикуляционный аппарат.
9. Воспитатель предлагает детям составить рассказ–описание о внешнем виде домашней или дикой птицы.
Дети описывают птицу по плану : Курица – домашняя птица. Тело покрыто перьями, две лапы, туловище, два крыла, клюв, хвост. Она откладывает яйца, высиживает птенцов.
Развивается умение детей рассказывать, описывать предмет, составлять рассказ по картинкам, обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи.
10. Воспитатель предлагает выполнить аппликацию «Птичка».
Дети выполняют аппликацию. Улучшается эмоциональное состояние, развивается мелкая моторика рук.
11. Воспитатель подводит итог занятия. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Формируется навык самоконтроля и самооценки, развивается диалогическая речь.