Ольга Намаконова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. «Птицы — какие они?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование обобщенного представления о птицах, как живых существ, живущих на земле, воде.
Задачи:
• Закрепить представления детей о птицах : тело покрыто перьями, есть два крыла, две ноги, хвост, несут яйца, высиживают птенцов.
• Закрепить умение сравнивать птиц с другими животными, используя карточки – символы.
• Закрепить знания о зимующих, перелётных птицах Амурской области.
• Уточнить представления об условиях жизни, корме птиц и роли человека в жизни зимующих птиц.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, „Птицы — какие они?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
• Продолжать учить детей участвовать в экспериментальной деятельности, развивать способности в познавательной активности, любознательности, а так же мыслительные способности: сравнение, обобщение.
• Развивать интерес к живой природе, навыки моделирования и самостоятельной работы.
• Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, ко всему живому, желание помогать птицам, оберегать их.
Предварительная работа:
Цикл познавательных бесед о птицах : какая птица, какой корм любит, как важно помогать птицам зимой; рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, загадок о птицах; привлечение родителей к изготовлению кормушек: дидактические игры «Придумай рассказ о птице по схеме», «Кто как голос подаёт», «Найди лишнюю птицу в каждом ряду», «Найди жилища птиц».
Оборудование:
Мультимедийный комплекс, аудиозапись с голосами птиц, картинки – самолёт, воздушный шарик, перья птиц, стаканчик с водой, мнемодорожка; 3 обруча, цифры, веер; на каждого ребё нка: тарелочка с кусочками хлеба, стаканчик с водой, пшено, семечки, сухие ягоды боярышника, верёвочка, салфетки.
Организационный момент:
Доброе утро! У меня хорошее настроение и я хочу передать его вам, улыбнитесь друг другу и передайте ваше настроение гостям.
Ход:
В: Ребята, прислушайтесь, что это за звуки?
Д: Поют птицы.
В: О чём нам поют птицы, хотите узнать? А поможет нам волшебное перо. Как взмахну пером, вокруг себя вы повернитесь и в Царстве птиц вы окажитесь. (слайд разные птицы)
В: Кого мы называем птицами? (ответы детей)
В: Как отличить птиц от других животных? В этом нам помогут карточки (мнемодорожка)
Д: У всех птиц есть два крыла, две ноги, тело покрыто перьями, птицы несут яйца.
В: Чем птица похожа на самолёт? (ответы детей)
В: У человека давно зародилась мечта взлететь в небо, наблюдая за полётом птиц, человек изобрёл много летательных аппаратов, в том числе и самолёт.
В: Чем птица похожа на воздушный шарик? (ответы детей)
В: Птица подобна воздушному шарику. В её теле много воздуха, поэтому птицы лёгкие и могут летать.
В: Ребята, как думаете, зачем птице летать? (ответы детей)
В: А когда птица не летает, прерывает полёт? (ответы детей)
В: Для чего птице нужны гнёзда? (ответы детей)
В: Игра «Рассели птиц». Ребята, помогите расселить птиц в гнёзда. В гнезде могут поселиться столько птиц, какая цифра на кубике. (дети становятся в обруч). Правильно расселили птиц? Почему в гнезде столько птиц?
В: Птицы гнёзда нашли, а я вас приглашаю в птичью лабораторию. Какие правила надо соблюдать при работе с перьями? (ответы детей)
Что вы видите? Рассмотрите птичьи перья. Чем пёрышки отличаются друг от друга? (ответы детей)
В: Положите маленькое перо между ладоней. Что вы почувствовали? (ответы детей)
В: Зачем такие перья нужны птице? (согревает птицу)
В: Где на теле птиц растут такие перья? (на грудке, спинке, под крыльями)
В: Эти перья называются пуховыми, они согревают птиц.
В: Возьмите другое перо. Какое оно? (ответы детей).
В: Зачем такие перья птице? (ответы детей)
В: Где на теле птиц есть длинные перья? (ответы детей)
В: Правильно, эти перья помогают птице делать взмахи и летать, поэтому они называются маховыми перьями.
В: Беру веер. Ребята, представьте, что это крыло птицы. Когда птица взлетает, крылья раскрываются и опираются на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха. А на земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
Физкультминутка:
Ребята, представьте, что вы птицы, ладони – это крылья (ладони соединены друг с другом).
В небе высоком птицы летают, крылья свои они раскрывают (ладони разводят в стороны, касаясь большими пальцами друг с другом, бегают по группе)
В гнёздышке тё плом они отдыхают: крылья сложили (соединяют ладони друг с другом, глазки сомкнули, за день налетавшись, тут же уснули (присели на корточки)
Солнышко встало, тепло улыбнулось (дети встают, поднимают руки вверх) Доброе утро! Птички проснулись!
В: Ребята, а нас встречают представители птиц.
Слайд – разные птицы.
В: Вы их узнали? Какие птицы живут в нашей Амурской области? (ответы детей).
Слайд – птицы Амурской области.
В: Все ли птицы сейчас живут с нами? Кто улетел? (ответы детей)
В: Почему птицы улетели в тёплые края? (ответы детей)
В: Как называют птиц, улетающих в тёплые края? (перелётные)
Слайд – перелётные птицы.
Ребята, вы знаете, почему у водоплавающих птиц всегда сухие перья? Вам интересно узнать, почему так происходит?
Давайте проведём эксперимент.
Возьмите перо птицы и опустите его в воду. Что произошло с пером, каким оно стало? (Оно намокло)
А теперь возьмите перо водоплавающей птицы и тоже опустите в воду. Что вы видите на пере? (Капельки воды)
В: Если стряхнуть капельки воды с пера, оно становиться сухим. Кто знает, почему перо осталось сухим?
Вывод: Все водоплавающие птицы смазывают перья своим жиром, жир не пропускает воду, поэтому перья не намокают и остаются сухими.
Зрительная гимнастика.
В: Проследим за полётом водоплавающей птицы, голову держим прямо, смотрят только глаза.
Полетела утка вверх, вниз, по кругу, летала, летала и улетела в тёплые края.
Наступили холодные, морозные дни. Какие птицы остались с нами зимовать? (ответы детей)
Слайд – зимующие птицы.
В: Как их называют? (зимующие птицы).
В: Как живётся птицам зимой? (трудно, нет корма, холодно птицам)
В: Чем мы можем помочь птицам? (охранять, не обижать, подкармливать)
В: Ребята, хотите, я научу вас, как сделать птичкам вкусное угощение?
(Дети подходят к столам)
Возьмите чашку с хлебом, налейте немного воды. Разотрите хлеб руками так, чтобы получилось тесто. Добавьте в тесто всё, что любят птицы : семечки, крупу, ягоды и перемешайте всё ещё раз. Скатайте круговыми движениями рук колобки, приплюсните между ладоней. Печенье готово. Как же угостить птицу печеньем, ведь они боятся людей и не сядут на ладошку. (Нужно повесить на верёвочку)
Положите верёвочку на середину печенья и скатайте шарик. Вот печенье готово, его нужно испечь. А печь мы будем не в духовке, а в холодильнике. Завтра, когда пойдём гулять, развесим наше угощение в птичьей столовой на экологической тропе нашего детского сада. Спасибо за хорошую работу. Как вы думаете, понравится наше угощение птицам? Завтра проверим.
Вот и закончилось наше пребывание в Царстве птиц. Пора возвращаться в детский сад. Раз – два – три – повернись, в группе снова окажись.
О чём нам пели птицы? Чтобы вы хотели рассказать своим родителям о птицах?
Наше знакомство с птицами будет продолжаться.