Эльмира Минасян
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной группы «Первобытные люди»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной группе по познавательному развитию
Тема: «Первобытные люди»
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с внешним обликом первобытного человека и его бытом
Публикация «Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной группы „Первобытные люди“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первобытные люди для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
- совершенствовать умение отвечать на вопросы полным, развернутым ответом
- совершенствовать навыки самомассажа, умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение, с помощью релаксационных музыкальных произведений
Развивающие:
- формировать связную речь
- расширять словарный запас
- формировать пантомимические способности
- способствовать двигательной активности через физкультминутки, полосу препятствий, игры-пантомимы
- способствовать развитию памяти, воображения, логического мышления, зрительной и моторной координации, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение взаимодействовать с партнером.
Словарная работа: первобытный человек, племя, шкура, саблезубый, пещерный, древний, ловушка, копье, собиратель, разжигать.
Материал:
Картины с изображением первобытного человека; картинки древних диких животных (мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя); жилища человека
Заготовки для шитья одежды из картона, шнурки большого размера
Бусины большого размера по 3 зеленых и 3 красных на каждого ребенка, шерстяные нитки, 2 корзины
Ребристая дорожка (тряпичная с нашитыми внутри деревянными реечками, деревянная дуга для пролезания, 3 обруча, деревянные палочки (длина – 80 см, диаметр – 2 см)
Фольга (10*15 см) на каждого ребенка
Камешки-муляжи по количеству детей
Дидактическое пособие «Чудо-карандаш», сухой песок, схемы пиктограммы
Массажный коврик (тряпочный – 150 см*40 см, разделен на 3 части: 1- камешки, 2 – горох, 3 – гречка)
Магнитофон, аудиозаписи, мультимедийная установка
Предварительная работа:
Игры-пантомимы, речевые подвижные игры с деревянными палочками, самомассаж
Ход занятия:
Воспитатель привлекает внимание детей, и все вместе садятся в круг на ковер. Звучит индейская музыка, гаснет свет на несколько секунд, затем загорается.
Воспитатель: Сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (показ картины – первобытного человека).
Дети: Первобытный человек…
Воспитатель: Как вы думаете, откуда он взялся?
Ответы детей (возможно наводящие вопросы воспитателя)
Воспитатель: Существуют различные теории о происхождении человека. Но тем не менее, был он вот такой, наш далекий предок. Какими физическими качествами, по-вашему, обладал древний человек?
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы)
Дети: Сильный, смелый, ловкий и т. д.
Воспитатель: Верно, он был быстр, ловок и сообразителен. Скажите мне, пожалуйста, как и в чем помогали ему эти три качества? (на мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)
Дети: Охотиться, убегать от хищников и т. п.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, во что он был одет.
Дети: В шкуру.
Воспитатель: Да, тогда не было современной одежды, портных, которые шили бы ее, фабрик.
Воспитатель: а хотите, мы с вами ненадолго превратимся в первобытных людей?
Дети: Да!
Воспитатель: тогда отправляемся на необитаемый остров!
Физкультминутка «Острова»
Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.
Раз, два – острова.
(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)
Три, четыре – мы приплыли.
(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)
Пять, шесть – сходим.
(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч, левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч)
Семь, восемь – сколько сосен.
(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)
Девять, десять – мы в пути.
(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги»)
Досчитал до десяти!
(Выполнить четыре движения, по одному на каждый слог: 1) ладонь правой руки на голову,
2) тыльная сторона левой руки под подбородок,
3) ладонь правой руки касается правой щеки;
4) ладонь левой руки – левой щеки. Затем руки поочередно вперед и звонкий хлопок в ладоши)
Воспитатель ставит перед детьми старинный сундук.
Воспитатель: Вот мы уже на необитаемом острове! Что нам необходимо сделать, чтобы внешне быть похожими на первобытных людей?
Дети: Переодеться!
Воспитатель: Правильно, но где мы возьмем эту одежду?
Дети: Сделаем сами
Воспитатель: (открывает сундук). Вот вам все необходимое. Посмотрим, кто быстрее «Сошьет» себе одежду
Игра на развитие мелкой моторики и зрительного восприятия «Модельер» (шнуровки)
Воспитатель: А кто догадается, зачем нужна была одежда из шкуры?
Дети: Она защищала людей от холода
Воспитатель: Да, как спасался первобытный человек от холода – вы догадались. А может быть, вы скажете мне, что еще нужно было человеку, чтобы выжить?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ему требовались вода и еда. Где он брал воду?
Дети: Из реки, ручейка и т. п.
Воспитатель: Тогда, что же он ел?
Дети: Ягоды, траву, мясо
Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами отправляемся на лесную поляну. Надеваем «Шкуры» - и в путь на сбор съедобных ягод.
Пока дети одеваются, воспитатель рассыпает муляжи ягод (бусины большого размера).
Воспитатель: Давайте разделимся на две команды, у нас будет два племени. Ваше племя будет называться «Быстрые тигры», а ваше – «Сильные медведи». Посмотрим, чье племя ловчее и быстрее.
Начинаем собирать ягоды по звуковому сигналу.
Соревнование «Собиратели»
Под веселую музыку дети собирают бусины в две корзины.
Подведение итогов соревнования.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кроме того, что первобытные люди ели ягоды, что еще они из них делали?
Дети: Бусы, украшения
Воспитатель: Так может, и мы попробуем сделать бусы?
Дети: Да!
Воспитатель: (высыпает бусины в одну корзину, предлагает детям сесть в круг и раздает шерстяные веревочки). Устраивайтесь поудобнее вокруг корзины и возьмите по очереди несколько бусин, чтобы у всех были бусы одинакового размера. Чтобы они были красивыми, нанизывать нужно сначала красную, затем зеленую.
Игра «Сделай бусы»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление и зрительную координацию.
Под спокойную музыку дети нанизывают бусинки на нитку.
У каждого ребенка должно быть по шесть бусин.
Воспитатель: Какие красивые бусы получились!
Теперь давайте примерим их.
Дети надевают бусы.
Вот мы нарядились, надели бусы, а как же нам раздобыть мясо?
Дети: Надо идти на охоту
Воспитатель: Да, надо идти на охоту. В те далекие времена на земле водились мамонты (Показывает иллюстрацию) На какого зверя похож мамонт?
Дети: На слона
Воспитатель: Верно. А чем мамонт отличается от слона?
Дети: У мамонта шерсть и огромные бивни
Воспитатель: А еще водились саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли, клыками и огромные пещерные медведи (показывает иллюстрации). А как вы думаете, что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями?
Дети: Оружие
Воспитатель: Из чего его можно сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копье и руку топора. Но перед этим они проверяли дерево на прочность (показывает картинки). Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы, прежде чем отправимся на охоту, изготовим копьё первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы сделаем из фольги. Но сначала нам нужно где-то раздобыть деревянные заготовки для копий. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну тогда вперед!
(дети подходят к полосу препятствий)
Воспитатель: о, да в лес еще и не так легко пробраться! Попробуем?
Дети: Да!
Полоса препятствий.
Дуга для подлезания – ветки деревьев
Узкая тропинка – ребристая доска
Обруч – яма
«Ручеек», над ним «мостик» - деревянные палочки (длина – 80 см, диаметр – 2 см)
Воспитатель: Ребята, оглянитесь назад, вот этот мостик вам нечего не напоминает? Подумайте, на что похожи палочки.
Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, воспитатель, задает наводящие вопросы.
Воспитатель: Ну конечно, из палочек мы и сделаем с вами копья (каждый берет по одной палочке). Посмотрите, какая здесь прекрасная зеленая поляна! Как раз на ней и остановимся.
Дети проходят на «поляну» (зеленая плотная клеёнка, держат в руках палочки.
Воспитатель: Ребята, а как мы узнаем, хорошие ли получатся копья?
Дети: Надо проверить их на прочность
Воспитатель: Сейчас мы их проверим. Повторяйте за мной.
Физкультминутка «Какое оно?»
Воспитатель читает стихотворение, выполняет действия с палочкой, дети повторяют. Они стоят врассыпную, чтобы не мешать друг другу, сняв обувь.
Воспитатель: Чтобы узнать, какое оно, мы наступим на него.
Кладут на пол перед собой палочку и наступают двумя ногами на правый край, при этом и пальцы ног и пятки должны касаться пола – ступня ноги принимает форму дуги.
По нему пройдемся влево,
А затем вернемся вправо.
Ходьба приставным шагом влево, затем в и. п.
Мы шагаем елочкой, пальцы – как иголочки.
Ходьба «елочкой», наступая пятками на палочку, пальцами на пол.
Воспитатель: На прочность палочки проверили, теперь можно делать копья. Усаживаемся поудобнее на полянке.
Дети рассаживаются так, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель раздает кусочки фольги, садится перед детьми.
Показ с объяснением: на палочку прижимаем один край фольги, другой край сминаем, делая острый кончик.
Пока дети выполняют работу, воспитатель продолжает свой рассказ, при необходимости помогает детям.
Воспитатель: После удачной охоты нужно было приготовить пищу. Как первобытные люди готовили еду?
Дети: На огне, костре
Воспитатель: А как они его разжигали?
Дети дают ответы.
Воспитатель: Разжигали они его с помощью деревянной палочки и камня, сильно растирая их друг о друга, а иногда во время грозы молния ударяла дерево и оно загоралось. Тогда люди брали ветку и поджигали ее о горящее дерево, а чтобы огонь не погас, день и ночь по очереди дежурили у костра, подкладывая дрова. Так они готовили еду и обогревались. Давайте покажем, как добывали огонь.
Самомассаж
Воспитатель раздает детям деревянные палочки и камушки в мешочке.
Дети за воспитателем показывают, как с помощью этих предметов высекали огонь.
Воспитатель: Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Сейчас погаснет свет, и мы снова станем мальчиками и девочками, живущими в настоящее время.
Звучит музыка, гаснет, то включается свет. Воспитатель помогает детям снять шкуры, попутно задавая вопросы для закрепления.
- Как назывались люди, в которых мы превращались?
- Во что они одевались?
- Что ели?
- На кого и с помощью чего охотились?
- Где жили?
- Понравилось ли вам быть первобытными людьми?