Елена Митасова
Конспект НОД на этапе автоматизации звука [Ш] с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Автоматизация правильного артикуляторного произношения звука [Ш] в речи, посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
формирование правильного артикуляционного образа звука [ш].
Коррекционно-развивающие:
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие мимических мышц лица;
развитие артикуляционной моторики;
развитие правильного речевого дыхания;
Публикация «Конспект НОД на этапе автоматизации звука [Ш] с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
закрепление навыка правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;
развитие фонематических процессов;
развитие памяти, внимания и зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательные:
привитие навыков самоконтроля за речью;
воспитание усидчивости на занятии;
воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш].
Оборудование:
1. Организационный момент.
(звучит музыка, дети входят в группу)
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам много гостей. Посмотрите. (Логопед обращается к гостям)
Вы пришли сегодня к нам,
Рады мы всегда гостям.
Давайте с гостями поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Логопед:
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу справа
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
Звуковой сигнал сообщения. По моему нам с вами пришло письмо. Открываем видеописьмо. (Письмо от Каркуши). «Здравствуйте, ребята! Отправила вам письмо. Хочу сообщить неприятную новость! Пираты украли из нашей лесной библиотеки книгу звуков! И теперь мы не можем научить зверей правильно произносить звуки! Помогите! Разыщите нашу книгу! Чтоб вам помочь, я выслала карту островов, где может находиться книга звуков, для того чтобы ее найти, вам придется выполнить различные задания! Очень прошу, поспешите!»
Логопед: Что же нам делать? Вы хотите помочь? Что ж, посмотрим, что за карту прислала нам Каркуша. Это действительно пиратская карта островов. Что ж, отправимся на поиски книги.
Логопед: Давайте вспомним наш девиз:
Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!
Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем!
Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,
Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!
Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!
Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!
Чтоб у нас все получилось, разомнём мышцы сделаем массаж лица и шеи.
Самомассаж лица и шеи:
Логопед:
Ручки растираем (растирание ладоней) и разогреваем (хлопки,
И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз,
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей,
Щечки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями,
А потом от носа мы к губам стекаем (стиралевидные движения средних пальцев от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам,
Губки пожуем мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот, надувание щек с похлопывание по ним так, чтобы губы удерживали воздух,
И губами вправо- влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу,
Тянем подбородок и его щипаем ( разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам,
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам, середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).
Молодцы, теперь мы готовы к поискам книги. На чем мы с вами отправимся в морское путешествие?
Дети: На корабле!
Логопед: Как называется руль на корабле?
Дети: Штурвал!
Логопед: С какого звука начинается слово штурвал?
Дети: Слово штурвал начинается со звука [Ш].
Логопед: Молоды вот мы с вами попали на первый остров.
1 остров.
Логопед: Дети, мы с вами часто играем в эту игру, кто напомнит правила. Правильно. Я буду называть слоги, а вы если услышите в слоге звук [Ш], хлопните в ладоши. Готовы? ( слоги: ша, ла, за, шо, ши, жи, ми, шу, му, зу, ша). Молодцы!
Логопед: Вы внимательные, молодцы! Смотрите, какой то конверт, что интересно в нём? (В конверте фрагмент ключа от замка). Что - то не понятно, что это. Возьмем с собой это письмо, вдруг оно нам пригодится. Чтоб попасть на второй остров, нам необходимо сделать гимнастику для нашего языка. Начнем. Артикуляционная гимнастика (Наказать непослушный язычок, Маляр, Вкусное варенье, Грибочек). Вот мы с вами и на острове.
2 остров.
Логопед: На этом острове нас ждет следующее задание. Вы готовы? Для нас приготовили набор картинок в которых есть звук [Ш]. Вам надо назвать и расставить картинки по следующим признакам на вершине горы картинки со звуком [Ш] в начале слова, у подножья горы картинки со звуком [Ш] середине, на равнине звук [Ш] в конце слова. Вы готовы?
Дети: Да!
1задание найти и назвать картинки со звуком [Ш] в начале слова.
Дети: Шапка, шарф, шкаф, шуба.
Логопед: Где расположим наши картинки?
Дети: На вершине горы.
Логопед: Почему?
2 задание найти и назвать картинки со звуком [Ш] в середине слова.
Дети: Кошка, машина, мешок, петушок.
Логопед: Где расположим эти картинки?
Дети: У подножья горы.
Логопед: Почему?
3 задание найти и назвать картинки со звуком [Ш] в конце слова.
Дети: Мышь, камыш, душ.
Логопед: Где расположим эти картинки?
Дети: На равнине.
Логопед: Почему?
Логопед: Справились и с этим заданием. Посмотрите, еще одно письмо, посмотрим, что в нем. Опять картинка непонятная. Возьмем с собой и это письмо. Я думаю, оно нам тоже пригодится. Что бы попасть на третий остров нам необходимо отгадать загадку, вы готовы? Слушайте внимательно.
Логопед:
Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
(Шторм)
3 остров
Логопед: Посмотрите, чудо остров! Песчаные берега. Но после шторма здесь такой беспорядок! Бумажки разные разбросаны, давайте наведем порядок. Ой, посмотрите, это же конверты возьмите по одному конверту и подойдите к столу, откройте свои конверты, что в них? Картинки после шторма перемешались, их нужно собрать.
Дети собирают картинки. Логопед просит их назвать, что изображено на картинках и в какой позиции стоит звук [Ш].
Логопед: Какие вы сообразительные! Молодцы! Вот еще один конверт с картинкой, возьмем его с собой дальше. Для того чтоб нам попасть на следующий остров, нам необходимо сделать морскую зарядку. Вы готовы? Станьте поудобней, чтоб друг другу не мешать. Начнем?
Дети: Да!
Физминутка:
Как живешь? Вот так.
Как плывешь? Вот так.
Как бежишь? Вот так.
Вдаль глядишь? Вот так.
Машешь вслед? Вот так.
Ждешь обед? Вот так.
Утром спишь? Вот так.
Как шалишь? Вот так…
4 остров
Логопед: Морскую зарядку сделали. Попали с вами на четвертый остров. Теперь нас ждет следующее задание. Здесь конверт, а в нем задания, их ровно шесть, как и вас. Значит, каждому ребенку достанется по одному заданию. Вы готовы? Слушайте внимательно!
«Мозговой штурм» (дети отвечают на вопрос словом, начинающимся со звука [Ш])
– Головной убор. (Шапка, шляпа)
– Число после пяти. (Шесть)
– Там учатся дети. (Школа)
– Часть колеса. (Шина)
– Колючки у розы. (Шипы)
- Растет на ёлке. (Шишка)
Логопед: Какой звук вы слышите во всех этих словах?
Дети: В этих словах есть звук [Ш].
Логопед: В какой позиции находится звук [Ш]?
Дети: Звук [Ш] стоит в начале слова.
Логопед: Следующее задание. Игра «Предложение договори и его ты измени» (с картинками) :
У Маши… (шуба). – Это чья шуба? – Это Машина шуба.
У Миши… (машина). – …
У Паши… (мешок). – …
У Даши… (шахматы). – …
У Наташи (шарик). – …
У Глаши ….(ромашка). - ….
Логопед: Правильно! Молодцы! Ещё один конверт с картинкой. И его мы возьмем с собой. Отправляемся на следующий остров. Для этого нам надо размять наши с вами ручки. Приготовьтесь. (Пальчиковая гимнастика). Что ж, начнём.
Лодочка
Две ладошки прижму, Прижать друг к другу обе ладошки
И по морю поплыву. при этом не соединяя большие пальцы
Две ладошки, друзья, - Делать волнообразные движения
Это лодочка моя. руками - "лодочка плывёт"
Паруса подниму, У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву. Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой"
А по бурным волнам Полностью соединить друг с другом две
Плывут рыбки тут и там. ладошки для имитации рыбок и снова
волнообразные движения - "рыбки плывут"
Логопед: Вот и последний остров. Посмотрите, здесь сундук, он закрыт, что же нам делать теперь? (Ответы детей) Дети, на каждом острове мы находили конверты с различными картинками, давайте их достанем и посмотрим, что у нас получится. (Один ребенок собирает картинку и говорит, что изображено) Дети, это же ключ. А вот и настоящие ключи, надо выбрать только один, который похож на картинку. (Выходит один ребенок и подбирает ключ к замку, открывает его и достает книгу) Дети, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Эту книгу мы с вами отправим Каркуше. Я вам предлагаю отправить книгу с рассказом о нашем путешествии, который вы составите, а я его запишу, пусть Каркуша прочитает его своим друзьям. А поможет нам мнемотаблица. (Дети составляют рассказ и подводят итог всего занятия) Вот и подошло наше с вами путешествие к концу. Пора нам возвращаться в детский сад, что бы отправить книгу доктору Айболиту. Давайте скажем гостям до свидания, до новых встреч (дети под музыку уходят).