Людмила Веренич
План работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей-подготовительной логопедической группы по теме «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей-подготовительной логопедической группы
«Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах. Хлеб»
1. Развитие мелкой моторики :
-артикуляционная гимнастика
Стручок фасоли. [/b][/b] Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счёт «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперёд (на счёт «три») :
- без нажима языком на нижнюю челюсть;
- с сильным нажимом – подталкиванием языком нижней челюсти вперёд.
Публикация «План работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей-подготовительной логопедической группы по теме „Овощи“» размещена в разделах
- Овощи, фрукты, урожай. Планирование, недели
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речевого дыхания
- Старшая группа
- Темочки
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидели огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счёт до 10).
Толстячки – худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты – «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха – «худышки».
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовить лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Грядка в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Игра «Я – не я». Опустить кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».
- пальчиковая гимнастика и развитие координации речи с движением:
старшая группа
«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувим
Хозяйка однажды с базара пришла, - приседают, «шагают» пальцами по ковру.
Хозяйка с базара домой принесла – загибают по одному пальцу на название
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох. – хлопок.
Вот овощи спор завели на столе – попеременно ударяют кулачками и хлопают в ладоши
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. – загибают по одному пальцу
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох. – хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала - загибают по одному пальцу
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох. – хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке – складывают руки накрест
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка иль свекла.
Ох. – хлопок.
И суп овощной оказался неплох! – показывают, как едят суп.
подготовительная группа
Капуста
Тук! Тук! Тук! Тук! - ритмичные удары ребром ладони по столу
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, - хватательные движения обеими руками
Посолили - указательный и средний пальцы трутся о большой
И набили плотно в кадку. – удары обеими руками по столу
Все теперь у нас в порядке. – отряхивают руки.
Веселая зарядка для пальчиков
Посадили мы картошку: - Удары по столу подушечками пальцев, начиная с мизинца
Мама — в поле, к большому пальцу на каждый ударный слог.
Я — в саду.
Мама — много,
Я — немножко.
Я — всего одну гряду.
2. Развитие речевого дыхания :
Разговоры овощей. Произносить слоговое сочетание от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно) :
-Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!», Огурец: «Пы-бы, по-бо».
-Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить: «Ох», «Ах», «Ух» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.
3. Упражнения для мышц шеи:
Высматриваем огурцы: вытянуть шею (вдох ртом, наклонить голову вперед вниз (выдох)
Посмотрим, будет ли дождик: поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом, вернуться в исходную позицию (выдох носом).
4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц:
Стручок фасоли: изобразить створки фасоли – челюсти в спокойном состоянии (счет 1,2);
Стручок лопнул – движение нижней челюсти вперед (на счет 3).
5. Мимические упражнения:
Чистим и едим лук: от лука слезятся глаза, он горький;
Огородное пугало: показать, как вы испугались огородного пугала; изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
6. Координация речи с движением:
подготовительная группа
Овощи
С большою корзинкой иду в огород. – идут по кругу, держась за руки
На грядках растет разноцветный народ.
Тут красный пузатый сеньор-помидор. - на каждое название овоща загибают по одному
А там кабачок, оседлавший забор. пальцу сначала на правой, а потом на левой Румяный редис принакрылся листком, руке.
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко, желтая репка горит
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка,
А тут чеснока две седые головки
И сочный кудрявый хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат. – вновь идут по кругу, держась за руки.
7. Дидактические игры
Угадай, что я делаю. Употребление в речи глаголов. Вначале педагог, затем дети показывают действия, например: мытьё и чистку овощей, шинкование капусты и др., а дети угадывают.
Соберём урожай. Усвоение глаголов с различным значением, например: капусту срежем, морковь выдернем, картошку выкопаем, горох сорвём, огурцы снимем и т. д.
Четвёртый лишний. Усвоение существительных в родительном падеже.
Заготовим на зиму овощи. Закрепление знаний детей о том, что можно приготовить из овощей и фруктов на зиму.
Что вначале, что потом. Закрепить последовательность выращивания овощей.
Где мы растём? Педагог называет овощи : помидоры, картошка и т. д. на вопрос: «Где мы растём?» дети отвечают: «Мы, помидоры, растём на грядке на кустиках».
Цветные овощи. Педагог показывает карточку определённого цвета, дети называют как можно больше овощей таким же цветом.
Из чего приготовим. Педагог начинает игру: «Я люблю помидоры. Я буду варить сок из помидор, томатный сок. А ты, Андрюша, что любишь?». В свою очередь, Андрюша называет, какой овощ он любит, и что будет готовить, спрашивая следующего ребёнка.
Кто что делает. Воспитатель задаё т вопросы: «Кто пашет на тракторе?», «Кто доит коров?» и т. д.
Что мы делаем? Ребёнок по заданию воспитателя изображает жестами и мимикой соответствующее действие, не произнося ни одного слова. Задача – отгадать задуманное действие.
Один, одна, одно. Дети по очереди достают из коробки предметы или картинки и называют их: «Это колосок». Педагог спрашивает: «Сколько?». Ребё нок отвечает: «Один колосок».
Делай – делайте. Дети разделены на две группы : справа – один человек, слева – два и больше детей. Педагог подаёт команду, а соответствующая группа детей её выполняет. Например: «Сядь. Сядьте. Встань. Встаньте. И т. д.»
Что лишнее? Расширение и активизация словаря. Развитие мышления. Классификация по заданным признакам:
-Картофель, капуста, подберезовик, морковь.
-Кабачок, тыква, береза, огурец
-Чеснок, груша, баклажан, укроп.
Измени по образцу. Формирование и развитие грамматического строя речи. Употребление единственного и множественного числа существительного:
Один огурец — много огурцов, одна репка —. одна луковица —. одна редиска —. один помидор —. один кабачок —. один кочан капусты —. один пучок зелени —.
Назови ласково. Формирование и развитие грамматического строя речи. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: Огурец — огурчик. Свекла —. Помидор —. Тыква —. Лук —. Чеснок —. Морковь —. Баклажан —.
Скажи наоборот. Расширение и активизация словаря. Развитие мышления. Подбор антонимов: Большая тыква — маленькая тыква. Длинный огурец —. Крепкий помидор —. Мелкая свекла —. Горький перец —. Крупный кочан —.
Продолжи предложения. Расширение и активизация словаря. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи. Подбор однородных членов предложения:
-Мы купили на базаре: картошку.
-На обед у нас был овощной салат из.
-Осенью собирают урожай свеклы.
-Дед поставил в огороде.
Измени по образцу. Формирование и развитие грамматического строя речи. Изменение глаголов в роде, лице, времени: Расти — рос — росла. Сажать —. Собирать —. Поливать —. Копать —.
Подбери признак и действие. Расширение и активизация словаря. Развитие мышления. Подбор прилагательных и глаголов к существительным :
-Картофель (какой) —. Картофель (что с ним можно делать) —.
Измени по образцу. Формирование и развитие грамматического строя речи. Изменение глаголов во времени : Растет — рос — будет расти. Сажает —. Собирает —. Поливает —. Копает —.
Отгадай загадки. Расширение и активизация словаря. Развитие мышления, внимания. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме:
Лоскуток на лоскутке —
Зеленые заплатки.
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста)
В землю голову он спрятал,
Остры зубы обнажил.
Если б он был чуть послаще,
Я тогда бы с ним дружил. (Лук)
Он и в дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет —
Вот и ужин, и обед. (Картофель)
Развалились в беспорядке
На своей перинке — грядке
Сто зеленых медвежат,
С сосками во рту лежат. (Огурцы)
Ходит солнышко высоко,
Наливает сладким соком.
И, как смирные ребятки,
Все они сидят в початке. (Кукуруза)
Растут на грядке зеленые ветки,
А на них — красные детки. (Помидор)
Золотая голова —
Велика и тяжела,
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова тяжела,
Только шея тонка. (Тыква)
Сосчитай до пяти. Формирование и развитие грамматического строя речи. Согласование числительного, прилагательного и существительного:
Один большой кабачок — два больших кабачка,. Одна сочная морковь —. Один красный помидор —. Один маленький огурец —.
Какое слово отличается от других? Развитие восприятия, внимания. Сравнение слов по звучанию:
-Лук, лук, плуг, лук.
-Огурец, огурец, молодец, огурец.
-Редис, редис, кипарис, редис.
-Репка, репка, кепка, репка.
Измени по образцу. Формирование и развитие грамматического строя речи. Употребление притяжательных прилагательных: Морковь — морковный. Свекла —. Тыква —. Лук —. Горох —. Картофель —. Чеснок —. Овощ —.