Людмила Веренич
Перспективный план работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей — подготовительной к школе логопедической
▼ Скачать + Заказать документы
«Животные холодных и жарких стран, повадки, детёныши» - подготовительная к школе группа
-артикуляционная гимнастика
Бегемот. Широко открыт рот, язык опустить на дно ротовой полости.
Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот. С. Маршак
Мартышки. Надувать по очереди правую и левую щёки.
Мы весёлые мартышки.
На деревьях мы висим
И бананы мы едим.
Публикация «Перспективный план работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей — подготовительной к школе логопедической» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речевого дыхания
- Старшая группа
- Темочки
Разные обезьяны. Рот открыт, губу в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.
Злой шакал. Чередование позиций: - «оскал», челюсти сомкнуты;
- рот раскрыть с оскаленными зубами; -сомкнуть челюсти; -сомкнуть губы.
Слон. Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.
Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт 1,2,3, затем выдох (под счёт 1,2,3,4,5)
Обезьянки качаются на лианах. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
Морж. Широко открыт рот, язык опустить на дно ротовой полости.
Злой песец. Чередование позиций: - «оскал», челюсти сомкнуты;
- рот раскрыть с оскаленными зубами; -сомкнуть челюсти; -сомкнуть губы.
Северный олень жуёт мох. Покусывая язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Оленёнок сосёт молоко и чмокает. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием её при раскрытии рта (чмоканье)
Тюлень качается на льдине. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
-пальчиковая гимнастика
Один – в зоопарк я недавно ходил - разгибаем пальцы из кулака начиная с большого на одной
руке, а на другой показываем действия: указательный и
безымянный шагают
Два – кенгуру я увидел сперва. - прыгают
Три – а вот шимпанзе, посмотри. -строят гримасу
Четыре – львы сильнее всех в мире. -сжимают кулак
Пять – крокодилы ныряют опять. -складывают ладошки вместе.
Ветер, -вытянуть руки вперёд перед собой
пошевелить пальчиками
снег - ладонями вниз пошевелить пальчиками
и лёд – - вытянуть руки вперёд перед собой напрячь пальцы
Не мечтай о тепле, -потереть ладони
Кто же там живёт,
На холодной земле?
Морж, песец и тюлень -разгибаем пальцы из кулака
Любят ветреный край,
Белый мишка, олень –
Для них Север – как рай. –пожимаем руки.
С. А. Васильева
2. Развитие речевого дыхания.
Скороговорки:
- На прогулке говорливая горилла -Носорог бодает рогом,
Не смолкая, с гориллёнком говорила. Не шутите с носорогом!
А. Костаков С. Маршак
-За гиппопотамом гиппопотам топает по пятам.
Л. Ульяницкая
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей! Б. Заходер
Разговор обезьян. Поднимать вытянутые губы к носу, опускать вниз, затем произносить звукосочетания:«Ух-ух-ух-ух, ох-ох-ох-ох»
Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р; тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом.
Рычание медведя и медвежонка. Раскатисто произносить звук р-р-р; тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом.
Произнести названия пяти животных на одном выдохе:
Тюлень – морж – олень – песец – белый медведь.
Произнести фразу с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление) : Я видел белого медведя.
Рассказать стихотворение тихо, шепотом, громко
Видит пингвинё нок:
Белый снег, трещит мороз,
Прячет белая медведица
Медвежонка за торос.
Из-за льдины светится
Любопытный чёрный нос.
3. Упражнения для мышц шеи:
Бодливый олень. Круговые движения головой.
4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц:
Жираф жуёт листочки. Покусывая язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
5. Мимические упражнения:
Обезьянки-кривляки. Дети показывают гримасы, чередуя то сердитого тигра, то напуганную газель.
Мимическое упражнение. Дети показывают, чередуя то сердитого белого медведя, то напуганного тюленя.
6. Координация движений в сочетании с речью
Мы весёлые мартышки, - строят гримасу, поворачиваясь друг к другу
Мы играем громко слишком. - выполняют действия в соответствии с текстом.
Все в ладошки хлопаем.
Все ногами топаем.
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостики-вертушки,
Пальчик поднесём ко рту,
Дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем
И гримасы строим!
Как скажу я слово три!
Все с гримасами замри!
Раз, два, три!
Отомри!
Здесь всюду холод, лёд и тень, -дети обнимают себя за плечи
Полгода – ночь, -закрывают глаза ладонями
Полгода – день. -поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, -соединяют руки над головой
И океан покрыт весь льдом. -разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь, -ставят ладонь козырьком над
глазами
И птиц ты в небе не заметишь. -делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, -подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. -руки на поясе, стоят смирно.
«Желтая страница»
Вот желтая страница — - Стоя лицом в круг, руки опущены вниз.
Пустынная страна.
Песок по ней кружится, - Вращение вокруг себя с поднятыми вверх руками.
Несется, как волна. - Стоя на месте, руки вытянуты перед собой,
Неведомо откуда, волнообразные движения руками.
Неведомо куда
Бредут по ней верблюды — - Медленная ходьба по кругу друг за другом,
Степные поезда… взявшись за руки.
А ветер носит тучи - Легкий бег врассыпную по свободному
Горячего песка. пространству группы
Идет песок летучий
На приступ, как войска.
С. Маршак
7. Дидактические игры
Подбери слово. Подбор прилагательных к слову животные: южные, дикие, хищные, травоядные, злые, опасные, беззащитные, пугливые, сильные, слабые, красивые, гордые, спокойные, шустрые, быстрые.
Составь предложение. Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам. Например: тигр – это хищное животное, а жираф – травоядное. Пары слов: лев – кенгуру, гепард – зебра, антилопа – пантера, леопард – слон, гиена – лама.
Исправь ошибку. Составление сложно подчиненных предложений с союзом потому что. Например: Слон был львёнком, а лев слонёнком. И т. д. Слон был слонёнком, потому что слонёнок детёныш слона. И т. д.
Пары слов: тигр – верблюд, кенгуру – жираф.
Кто за кем охотится. Усвоение категорий творительного падежа с предлогом за. Педагог выставляет картинки с изображением животных. Дети составляют предложения, например: Тигр охотится за зебрами. И т. д.
Четвёртый лишний. Составление сложноподчинённых предложений с союзом потому что. Дифференциация животных севера и юга. Например: Лишний морж, потому что это северное животное, а зебра, слон, антилопа – это южные животные.
В зоопарке. Употребление порядковых числительных. На доске – десять картинок с изображением животных. Дети рассказывают: Мы пришли в зоопарк и увидели много разных животных. В первой клетке я увидел слона. Во второй клетке я увидел жирафа. В третьей я увидел льва. И т. д.
Измени слово. Педагог показывает картинки и просит изменить, чтобы слово звучало ласково.
Подвижная игра «Обезьяны и тигр». Играют дети – «обезьянки» и водящий – Тигра. К поясам обезьянок привязаны ленточки – хвостики. После слов обезьянки быстро берут друг друга за хвостики. Тигра пытается поймать тех, кто не успел схватиться за хвостик – ленточку.
- Мы смешные, мы смешные обезьянки.
Мы прыгунчики, весюнчики, кувыркалки!
На деревьях мы висим
И бананы мы едим.
-Любим бегать и скакать,
Никому нас не догнать!
-А я Тигра не смешной,
Я голодный, страшный, злой!
Спойте песню ещё раз.
Я поймаю вас сейчас!
Подбери слово. Подбор прилагательных к слову животные: северные, дикие, хищные, травоядные, злые, опасные, беззащитные, пугливые, сильные, слабые, красивые, гордые, спокойные, шустрые, быстрые.
Составь предложение. Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам. Например: морж – это хищное животное, а олень – травоядное. Пары слов: белый медведь – тюлень; песец – полярная сова.
Исправь ошибку. Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что. Например: морж был оленёнком, а олень моржонком. И т. д. морж был моржонком, потому что моржонок детёныш моржа. И т. д.
Кто за кем охотится. Усвоение категорий творительного падежа с предлогом за. Педагог выставляет картинки с изображением животных. Дети составляют предложения, например: Песец охотится за мышами. И т. д.
Четвёртый лишний. Составление сложноподчинённых предложений с союзом потому что. Дифференциация животных севера и юга. Например: Лишний слон, потому что это южное животное, а морж, белый медведь, олень – это северные животные.
В зоопарке. Употребление порядковых числительных. На доске – десять картинок с изображением животных. Дети рассказывают: Мы пришли в зоопарк и увидели много разных животных. В первой клетке я увидел моржа. Во второй клетке я увидел белого медведя. В третьей я увидел тюленя. И т. д.
Измени слово. Педагог показывает картинки и просит изменить, чтобы слово звучало ласково.