Виолетта Никулина
Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста.
Никулина Виолетта
Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлеб. Слова, льющиеся из маленького ротика, малопонятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребенок пытается рассказать. Малышам в младшем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и одновременно говорить.
Публикация «Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Плохо развитое дыхание дошкольников связано со здоровьем, неактивным образом жизни и обострением хронических заболеваний дыхательной системы.
Неправильное речевое дыхание выражается в нерациональном использовании воздуха во время разговора, неправильном применении выдоха и вдоха.
Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Основные различия речевого дыхания от
физиологического дыхания.
Физическое (жизненное) дыхание Речевое дыхание
Фазы: вдох – выдох – вдох Фазы: вдох – пауза – выдох
Происходит непроизвольно, рефлекторно. Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.
Назначение: осуществление газового обмена. Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики.
Вдох и выдох через нос. Вдох и выдох через рот.
Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое. Выдох значительно длиннее вдоха.
Смена фаз дыхания однообразно – ритмическая. В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.
Таким образом, родителям, которые желают научить ребенка красиво и четко говорить, следует обучить его правильному дыханию. Но как это сделать дома, без помощи логопеда? Вниманию родителей предлагаю игры на развитие речевого дыхания и голоса.
Методические рекомендации по развитию речевого дыхания :
1. Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. 2. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
3. Не следует добиваться полного выдоха.
4. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
5. Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
6. Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.
7. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
8. Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
9. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
10. Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.
Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.
Полетность голоса – Это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков.
Полетность речи – Это легкость произнесения текста без зажимов, проглатывания окончаний и необходимости выговаривать слова с усилием. Речь – как ручеек.
Полетности речи можно добиться при систематической работе над дыханием, над развитием дикции, артикуляции, интонационной выразительности.
Последовательность работы над постановкой речевого дыхания
Первый этап:
Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.
Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.
Примерные упражнения
Вдох и выдох через нос.
Вдох и выдох через рот.
Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох через рот, выдох через нос.
Подышать одной ноздрей, потом другой.
Второй этап:
Цель: Вырабатывать более глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот.
Дети получают знания об основных дыхательных процессах : вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.
Примерные упражнения, требующие оборудования
Тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, подуть на ладони, движение рукой по спирали, горке, дорожке.
«Перышко» - Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.
«Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку или листочек.
«Забей мяч в ворота» - ребёнку нужно вдохнуть через нос и выдохнуть через рот, так чтобы «забить» мяч в ворота. В виде мяча может быть ватный шарик.
«Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей. Нужно сделать обычный вдох через нос, а затем удлинённый выдох через трубочку.
Ветряные игрушки – вертушки.
Мыльные пузыри.
При выполнении всех упражнений следить, чтобы ребёнок не надувал щёки. Если это происходит, то нужно держать щёки рукой.
Примерные упражнения, не требующие оборудования
«Пошумим» - громко вдыхать и выдыхать.
«Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом.
«Собачке жарко» - Часто подышать носом с высунутым языком.
«Воротики и паровозик» - Глубокий вдох через нос – «воротики открылись». В воротики въезжает воображаемый паровозик. Мягкий длинный выдох на звук «ф» - «воротики закрылись». Взрослый может считать въезжающие вагончики, постепенно увеличивая их количество.
«Воздушный шарик» - резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.
Третий этап:
Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.
Сначала гласные, потом согласные.
Примерные упражнения
Длительное протяжное произнесение гласных звуков.
«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».
Длительное произнесение согласных звуков.
«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»
Четвертый этап:
Цель: Развитие речевого дыхания.
Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.
Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.
Примерные упражнения
«Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».
Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».
Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.
Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.
Фразы с использованием приема наращивания.
Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д.
«Скороговорки»
«Егорка» : Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.
Поговорки.
Загадки.
Пятый этап:
Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.
Чередование дыхательных упражнений и других видов игр.
Пересказ сказок.
Разучивание стихов.
Пение.
Таким образом, эти простые игры и упражнения помогут детям овладеть правильным речевым дыханием! А это в свою очередь обеспечит нормальное звукообразование.