Елена Узлова
Опыт работы по теме «Формирование элементарных навыков общения на английском языке детей логопедической группы»
▼ Скачать + Заказать документы
В течении последних десятилетий процессу обучения иностранному языку детей дошкольного возраста уделяется пристальное внимание исследователей. Это объясняется тем, что повышение качества языковой подготовки приобретает особое значение в деле обучения и воспитания всесторонне развитой личности.
Для успешного обучения иностранному языку в начальной школе коллектив нашего МАДОУ № 79 включился в эксперимент по теме "Формирование элементарных навыков общения на английском языке детей логопедической группы (6-7 лет) в системе "Детский сад - начальная школа". В этой группе воспитываются и обучаются дети с сохранным интеллектом.
Публикация «Опыт работы по теме „Формирование элементарных навыков общения на английском языке детей логопедической группы“» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Задача взаимодействия двух систем - коррекционной и обучения английскому языку дошкольников - направленна прежде всего на развитие речи и речевого общения. Обучение английскому языку детей, имеющих различные речевые нарушения, должно состоять не только из усвоения как можно большего количества лексических единиц, а прежде всего из интереса к иностранному языку, развитию коммуникативных навыков, умения выразить себя.
В систему обучения английскому языку в подготовительной к школе группе включаются дети, достигшие хороших результатов в усвоении программы по звукопроизношению (по рекомендации учителя - логопеда). Она развивает фонематическое восприятие, дает понять о звуковом разнообразии мира.
Общая наполняемость экспериментальной группы 6-8 человек. Занятия ведутся по принципу работы логопедических групп, т. е. в процессе обучения участвуют учитель-логопед, два воспитателя и педагог дополнительного образования, который проводит индивидуальную и подгрупповую неподсредственно образовательную деятельность.
Иностранному языку дети обучаются без привлечения чтения и письма, чтобы графика этого языка не интерферировала с русской и не затрудняла обучение чтению и письму на родном языке.
Принцип построения коррекционного обучения на начальных этапах в логопедических группах и на подготовительном этапе обучения английскому языку - фонемо-фонематический (от звука к звукосочетанию).
Фонематические игры, одинаковые при обучении детей дошкольного возраста правильному произношению по коррекционной системе, описаны в книге для родителей преподавателями М. Е. Вербовской и И. А. Шишковой " Английский для малышей" под редакцией профессора Н. А. Бонк, в которой вводный момент начинается с фонетический зарядки - "Сказки о язычке". Опыт работы в логопедических группах может предложить целую серию занимательных игр по данной тематике.
Отдельно хотелось бы сказать о постановке трудного звука [р]. Во многих логопедических рекомендациях описано отличие постановки звука [р] от звука [д]. Последний смычно-взрывной, язык быстро меняет позицию произношения. Лучше сразу научиться этот звук тянуть, переходя на английский звук [d], кончик языка при котором располагается выше по сравнению с русским звуком [д]. Английский звук [r] одноударный, поэтому нужно сильнее прижать язык к нёбу. При этом получается фрикативный вариант русского звука [р]. От этого звука удобнее всего ставить звук [р]. Лучшему овладению фонетическим строем языка способствуют элементы биоэнергопластики, сопровождающие процесс произнесения звуков движениями рук и всего тела в таких подвижных и имитационных играх, как "Изобрази животное", "Мы в зоопарке".
Звуковая культура речи включает в себя работу на дикцией : отчетливым произношением слов и словосочетаний, правильным интонированием в повелительных, вопросительных и повествовательных предложениях.
На всех этапах обучения детей иностранному языку необходимо многократное повторение изучаемого ими материала. Для этого целесообразны упражнения (считалочки, чистоговорки, стихотворения, песни) из опыта учителей-логопедов, в которых знакомые слова повторяются в различных сочетаниях и ситуациях.
Тематика по обучению говорению детей с ОНР тесно связанна с воспитательно-образовательным процессом ("Семья", "Домашние животные", "Новый год", "Части тела", "Одежда", "Продукты питания", "Овощи", "Фрукты", "Дом. Мебель", "Мой родной город", "Правила дорожного движения", "Транспорт", "Весенние цветы", "Лето"). Такие темы, как "Лесные жители", "Зимняя одежда", "Путешествие в страну Светофорию" и др., позволяют экономить время для игровой деятельности, прогулок, самостоятельного творчества.
Подбор яркого, красочного дидактического материала и умелое переключение детей с одного вида речевой деятельности на другой позволяют им успешно развивать устную речь.
К концу учебного года дети с ОНР преодолевают речевые нарушения, достаточно свободно овладевают фразовой речью, пополняют словарный запас, формируют фонематический слух и произносительную сторону речи. По окончании учебного года они знают множество песен, стихов, считалок и игр на английском языке.
Учебно-методическое пособие "Английский язык для детей логопедических групп (6-7 лет) в дошкольном образовательном учреждении" под редакцией Н. Д. Епанчинцевой, О. А. Моисеенко разработано с учетом требований "сквозной" программы раннего обучения английскому языку в детском саду и 1-м классе начальной школы. Его перспективно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по английскому языку составлен с учетом лексических тем учителя-логопеда. Пособие включает конспекты интегрированной деятельности для подготовительной логопедической группы по английскому языку и логопедии, экологии, физкультуре и лепки; "Рекомендации для воспитателей и родителей", способствующие преодолению возникающих трудностей в процессе обучения; творческую тетрадь "Развивающие игры на английском языке для детей логопедической группы (6-7 лет)", снабженную подробнейшими методическими рекомендациями по работе с каждой страницей и предназначенную для занятий воспитателя с детьми подготовительной группы в детском саду и подготовки детей к школе.
Приложения к пособию "Рабочая тетрадь по английскому языку для детей логопедических групп (6-7 лет) дошкольного образовательного учреждения" поможет в свободное время легко восстановить в памяти сюжет и содержание непосредственной образовательной деятельности по английскому языку, не обращаясь к помощи взрослых.
Правильно организованная совместная работа учителя-логопеда, педагога дополнительного образования и воспитателей, направленная на коррекцию речевых нарушений детей, и дополнительная работа по обучению иностранному языку не затрудняют коррекционного-развивающего обучения детей. Раннее изучение иностранного языка полезно и доступно всем детям независимо от их стартовых способностей. Оно бесспорно положительно влияет на развитие психических функций ребё нка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; стимулирует развитие речевых способностей, что положительно сказывается и на овладении родным языком.