Татьяна Шишова
Перспективный план НОД по конструированию группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по конструированию проводятся по программе
«Умные пальчики» И. А. Лыковой.
Объем программы на год: 18 занятий
Детское конструирование – это целенаправленный процесс создания различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом соединения в осмысленное целое. В конструировании естественным образом интегрируются разные линии развития ребенка.
Образовательные задачи:
Публикация «Перспективный план НОД по конструированию группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший возраст)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Конструирование. Планирование
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
1. Продолжать знакомить детей с архитектурой как видом пластических искусств и дизайном как новейшим искусством, направленным на гармоничное обустройство человеком окружающего его пространства.
2. Расширять опыт дизайн - деятельности в процессе конструирования из различных по форме, величине, фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных) разными способами: по словесному описанию, условию, рисунку, схеме, фотографии, собственному замыслу.
3. Обучать новым конструктивным умениям на основе развивающейся способности видеть целое раньше частей: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, подготавливать основу для перекрытий, распределять сложную постройку в высоту, делать постройки более прочными и устойчивыми.
4. Продолжать учить детей использовать детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); побуждать к адекватным заменам одних деталей другими (куб из двух кирпичиков, куб из двух трехгранных призм); знакомить с вариантами строительных деталей ( пластины: длинная и короткая, узкая и широкая, квадратная и треугольная).
5. Содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий).
Литература:
1. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа.
Учебно-методическое пособие к парциальной образовательной программе "Умные пальчики" Цветной мир, М. 2015 г., 176 стр.
Сентябрь
Тема: Как мы построили городскую дорогу
Образовательные задачи.
Вызвать интерес к конструированию городской дороги на основе представления о ее строении (проезжая часть, бордюр, тротуар, разделитель потоков, пешеходный переход, защитный щит и др.). Расширить представление о дороге как сооружении, созданном человеком для удобства перемещения в пространстве. Уточнить понятие о разнообразии городских дорог (улица, шоссе, проспект, бульвар, переулок). Инициировать поиск адекватных деталей (кирпичики, бруски, пластины разной формы и длины) и способов конструирования линейных построек. Напомнить правила поведения на дороге. Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение. Воспитывать любознательность,
активность, самостоятельность, коммуникативные качества.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображением городской дороги; дидактический материал «Безопасность на дороге» и дидактическая сказка «Радужное колесико».
Практический материал: у каждого ребенка 6 кирпичиков для конструирования базовой постройки «городская дорога» и набор деталей для ее преобразования (бруски, пластины, полукубы — по выбору); маленькие машинки и куколки для обыгрывания построек.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 30
Тема: Как мы создали лесных человечков
Образовательные задачи.
Расширять опыт художественного конструирования из природного материала. Вызвать интерес к конструированию человечков по замыслу. Уточнить понятие о том, что один и тот же образ (человечек) может получиться из разных природных форм (шишка, желудь, веточки и др.). Учить видеть природную форму и учитывать ее характерные особенности в процессе конструирования. Инициировать выбор оптимальных способов соединения деталей. Продолжать учить обследовать природные объекты с участием разных органов чувств. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, наблюдательность, бережное отношение к природе.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: коллекция природных материалов; карточка № 7 из комплекта «Конструируем в осенний период. Старшая группа». Практический материал: для конструирования человечков — шишки, желуди, каштаны, веточки, осенние листья, перышки, камушки, ракушки и др. материалы, для подставок— поролоновые губки, камушки, ракушки; для скрепления деталей — пластилин коричневого цвета, прочные нитки, тесьма, мягкая проволока, веточки.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 60
Октябрь
Тема: Как мы смастерили лукошко с ручкой
Образовательные задачи.
Продолжать знакомить с народной культурой. Вызвать интерес к конструированию лукошка из цветной бумаги. Учить конструировать по опорной схеме для преобразования плоской формы в объемную. Закрепить навыки складывания бумаги в заданных направлениях (пополам, к центру). Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, пространственное мышление. Воспитывать активность, устойчивый интерес к конструированию, поддержать желание создавать функциональные игровые атрибуты по аналогии с реальными предметами.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: лукошки, корзинки.
Практический материал: бумажные квадраты светло-желтого, оранжевого, белого, светло-серого и светло-коричневого цвета размером от 15x15 до 20x20 см (педагог заранее готовит квадраты из стандартных листов цветной или тонированной бумаги); цветные карандаши или фломастеры; ножницы; клей, клеевые кисточки, бумажные или матерчатые салфетки, клеенки.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 58
Тема: Что люди умеют делать из дерева
Образовательные задачи.
Расширить и систематизировать представление о дереве как важнейшем материале, из которого люди создают жилище, мебель, посуду, игрушки и др. нужные предметы. Создать условия для самостоятельного конструирования из строительного материала по предложенной теме. Продолжать учить планировать деятельность. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление. Воспитывать инициативность, активность, самостоятельность.
Материалы, оборудование.
Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображением леса, деревьев и деревянных сооружений; коллекция предметов декоративно-прикладного искусства (богородская игрушка, семеновская матрешка, хохломская ложка, городецкая доска и др., репродукции картин И. И. Шишкина «Лесные дали», «Лесная глушь», «В роще», «Дубы», «Дубки», «Сосны, освещенные солнцем», «Вечер в сосновом бору», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» и др. Для практической работы: комплекты строительных деталей для свободного выбора детьми (желательно использовать неокрашенные детали — деревянные или с фактурой «под дерево», бруски и цилиндры.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 54
Ноябрь
Тема: Как тесто превратилось в заплетушки
Образовательные задачи.
Расширять опыт художественного конструирования и экспериментирования. Создать условия для моделирования и освоения способов конструирования хлебобулочных изделий разной формы (бублик, крендель, улитка, восьмерка, рогалик, плетенка). Закрепить умение преобразовывать форму (скручивать, сворачивать, заплетать). Знакомить с трудом пекаря. Развивать интерес к традициям народной культуры. Воспитывать любовь к семье, гостеприимство, бережное отношение к хлебу.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: хлебобулочные изделия разной формы (бублик, крендель, круассан, плетенка, хворост и др.); иллюстрации с изображением хлебного поля, мельницы, русской печки, хлеба на столе или рушнике. Практический материал: бумажные полоски желтого цвета разной ширины и длины; готовое соленое или сдобное тесто и компоненты для его замешивания; доски разделочные или чистые клеенки; подносы; детские фартуки; колпак пекаря.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 46
Тема: Как мы вместе построили «Кошкин дом»
Образовательные задачи.
Углубить представление о значении архитектуры в жизни человека и о жилище как самом распространенном архитектурном сооружении. Вызвать интерес к коллективному конструированию построек по сюжету сказки С. Я. Маршака «Кошкин, дом». Расширять опыт создания сказочных домов с учетом характера персонажей. Уточнить понятие о строении дома (фундамент, стены, крыша, окна, двери, крыльцо). Продолжать знакомить со строительными деталями в их вариантах: пластины квадратная, прямоугольная, длинная; бруски разной длины и разного диаметра; призмы разной формы для изображения крыши и др. Формировать опыт сотрудничества и организации совместной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, пространственное мышление, творческое воображение. Поддерживать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию созданных построек по мотивам литературных произведений. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: иллюстрации к сказке С. Я. Маршака «Кошкин дом».
Практический материал: наборы строительных деталей и конструкторы для свободного выбора детьми; персонажи кукольного театра или зоологические игрушки. Внимание: для обыгрывания своих построек дети могут слепить сказочных героев из пластилина.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 106
Декабрь
Тема: Как бумажные конусы очутились на елке
Образовательные задачи.
Расширять опыт дизайн-деятельности. Вызвать интерес к конструированию елочных игрушек из бумажных конусов. Создать условия для художественного экспериментирования. Инициировать смелое сочетание разных способов конструирования и аппликации для оформления бумажных игрушек. Формировать способность к эстетическому обобщению, учить классифицировать елочные игрушки по разным основаниям (тема, материал, способ изготовления). Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, пространственное мышление. Воспитывать активность и самостоятельность, поддержать желание создавать своими руками праздничное пространство.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: искусственная елочка высотой до полуметра; фотографии и открытки с изображением новогодней елки; елочные игрушки; варианты бумажных конусов и их развертки.
Практический материал: для склеивания конусов — бумажные круги разного цвета диаметром от 10 до 20 см; для оформления бумажных игрушек — обрезки цветной бумаги, фантики, серпантин, конфетти, цветные карандаши и фломастеры; для изготовления петелек — узкие ленточки, веревочки, шерстяные нитки, тесьма; для работы — ножницы, клеящие карандаши.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 76
Тема: Как мы создали усадьбу Деда Мороза
Образовательные задачи.
Дать представление о вотчине Деда Мороза в Великом Устюге. Вызвать интерес к конструированию архитектурного комплекса, включающего терем и зимний парк с силуэтами заснеженных деревьев и ледяными скульптурами. Создать условия для сотворчества детей по предложенной теме. Инициировать освоение новой техники — киригами. Усложнить каркасный способ конструирования из фольги. Формировать опыт организации коллективной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, креативность, пространственное мышление, ком-муникативные способности. Воспитывать любознательность, активность, интерес к архитектуре и ландшафтному дизайну.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: карточка № 2 из комплекта «Конструируем в зимний период»; фотографии или видеофильм о вотчине Деда Мороза.
Для практической работы: строительный материал и наборы конструкторов — на выбор детям; бумажные прямоугольники (примерный размер 20x7 см, стандартные листы разрезается на 4 части) белого и голубого цвета; ножницы для детского труда.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 72
Январь
Тема: Как снег превратился в надежную крепость
Образовательные задачи.
Создать условия для художественного экспериментирования со снегом. Расширять опыт творческого конструирования в свободном сочетании природного и бытового материала. Вызвать интерес к конструированию снежной крепости. Уточнить понятие о базовой конструкции «стена». Продолжать знакомить со структурой деятельности, учить планировать последовательность действий и распределять объем работы в коллективной постройке. Развивать восприятие, творческое воображение, пространственное мышление, способности к продуктивному взаимодействию и общению. Воспитывать активность, инициативность, устойчивый интерес к конструированию, желание участвовать в оборудовании прогулочной площадки — создавать красивые и необычные композиции из снега.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: карточка № 4 из комплекта «Конструируем в зимний период».
Для творческого конструирования на прогулке : липкий снег; бытовые предметы и материалы: цветные флажки или материал для их изготовления; шерстяные головные уборы (старые шапки, шляпы) и шарфики; пластиковые
ледянки; крупные пуговицы, ленточки, веревочки и др.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 82
Тема: Какие бывают фонарики
Образовательные задачи.
Расширить представление о фонариках как «домиках» для огня, познакомить с конструкцией. Продолжать знакомить с культурами мира на примере китайских фонариков и связанных с ними традициях. Предложить для освоения новые способы конструирования фонариков, учить сравнивать модели, находить признаки сходства и различия. Создать условия для творческого конструирования фонариков в самостоятельных культурных практиках. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение. Воспитывать любознательность, устойчивый интерес к конструированию, желание создавать подарки своими руками.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: коллекция фонариков и фонарей, собранная с помощью детей и их родителей; картинки с изображением фонарей.
Для практической работы: бумажные прямоугольники разного цвета (примерный размер 21x15 см); ножницы; клей, фломастеры, краски и кисти, наклейки, обрезки цветной бумаги.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 98
Февраль
Тема: Как листы бумаги стали воздушным флотом
Образовательные задачи.
Расширять представление о воздушном пространстве. Продолжать знакомить с искусством оригами. Обогащать опыт конструирования из бумаги. Вызвать интерес к конструированию бумажных самолетиков для подвижных игр на улице. Формировать умение складывать лист бумаги в разных направлениях с опорой на схему. Учить планировать деятельность, достигать высокого качества результата. Развивать восприятие, память, воображение, мышление. Воспитывать активность, инициативность, эстетические эмоции.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: репродукции картин и фотографии с изображением неба; несколько бумажных самолетиков, созданных педагогом для введения в образовательную ситуацию и показа способа конструирования.
Для практической работы детей : листы бумаги прямоугольной формы.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 138
Тема: Как мы обустроили игрушечный домик
Образовательные задачи.
Продолжать знакомить с домом как явлением культуры. Дать понятие о плане дома и вызвать интерес к моделированию комнат с интерьерами (кухня, гостиная, спальня, детская). Актуализировать опыт конструирования разных предметов мебели. Вызвать интерес к поиску новых способов конструирования на основе представления о назначении и строении объекта. Инициировать поиск вариантов замены деталей. Развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать любознательность, активность, любовь к своему дому.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: кукольный домик; план дома (схема);
иллюстрации или фотографии с изображением предметов мебели и бытовой техники. Для практической работы: широкий выбор основных строительных деталей (кирпичики, кубики, полукубы, бруски, пластины и др.). Для обыгрывания построек: небольшие игрушки (лоскутные куклы, пупсики, матрешки, фигурки человечков (картонные, пластилиновые, проволочные).
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 114
Март
Тема: Куда плывут кораблики?
Образовательные задачи.
Расширить представление о воде в природе и жизни человека. Вызвать интерес к конструированию бумажного кораблика. Продолжать знакомить с искусством оригами. Создать условия для экспериментирования. Развивать восприятие, воссоздающее и творческое воображение, память, пространственное мышление, коммуникативные способности. Поддерживать интерес к конструированию и обыгрыванию построек. Воспитывать любознательность.
Материалы, инструменты оборудование.
Демонстрационный материал: репродукции картин великих художников «Весна. На большой реке», «Весенний день», «На Волге», «Черноморский флот в Феодосии», «Девятый вал» И. К. Айвазовского и др.
Практический материал:
— для конструирования мостиков разный строительный материал; для создания корабликов белая и цветная бумага; мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 122
Тема: Как Десятиручка помогла сплести коврики
Образовательные задачи.
Познакомить с ткачеством как видом декоративно-прикладного искусства и плетением как универсальной техникой конструирования. Вызвать интерес к освоению способа плетения из ленточек или полосок (по выбору) для изготовления оригинальных бытовых изделий (ковриков). Развивать ловкость, аккуратность, глазомер, чувство ритма. Воспитывать любовь к своему дому, желание привносить в домашний быт рукотворную красоту и уют.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: несколько ковриков, изготовленных педагогом и родителями из разных материалов бумаги, ленточек, тесьмы.
Практический материал на выбор детям: формы для плетения - прямоугольные и квадратные листы плотной бумаги или картона с надрезами, готовые полоски из бумаги, картона, газет, соломка, цветная бумага с метками для разрезания на полоски, ножницы, клей, цветная бумага и бумажные силуэты (цветы, птицы, бабочки, листики, декоративные пуговицы для оформления плетеных ковриков.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 112
Апрель
Тема: Как люди познали невидимое. Чудо-приборы.
Образовательные задачи.
Продолжать знакомить с великими изобретениями человечества. Расширить представление о приборах, созданных для исследования того, что невозможно увидеть невооруженным глазом (микроскоп, телескоп, подзорная труба, бинокль). Вызвать интерес к конструированию игрушечных приборов и рисованию того, что с их помощью можно увидеть. Создать условия для художественного экспериментирования. Развивать логическое мышление, восприятие, творческое воображение. Воспитывать любознательность, поддерживать желание создавать конструкции для игр, наблюдений, опытов.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: бинокль, подзорная труба, микроскоп, лупа, калейдоскоп; предметные или сюжетные картинки с изображением телескопа, микроскопа, бинокля, подзорной трубы.
Практический материал: для конструирования чудо-приборов — белая и цветная бумага, тонкий картон, фольга, клей, скотч, степлер, пластилин; для рисования — бумажные круги белого, черного, синего, голубого цвета и фломастеры, цветные карандаши.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 142
Тема: Как люди приручили и где поселили огонь
Образовательные задачи.
Расширять представление о важнейших изобретениях человечества. Показать место огня в развитии человеческой культуры. Создать условия для самостоятельного конструирования «домиков для огня» - светофоров. Продолжать учить планировать деятельность : определять замысел (цель) и мотив, выбирать материал и подходящий способ (или способы, разрабатывать содержание и достигать поставленной цели, анализировать и оценивать результат. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление. Воспитывать инициативность, активность, самостоятельность.
Материалы, оборудование.
Демонстрационный материал: иллюстрации и фотографии с изображением огня, коллекция «домиков» для огня (фонарик, светофор).
Для практической работы: комплекты строительных деталей для свободного выбора детьми.
Лыкова И. А Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 94
Май
Тема: Как куколка превратилась в Бабочку
Образовательные задачи.
Вызвать интерес к конструированию модели «Бабочка» с опорой на технологическую карту. Создать проблемную ситуацию, связанную с поиском способов превращением гусеницы в куколку, а куколки в бабочку. Знакомить с цветовой символикой. Развивать художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность. Воспитывать трудолюбие, желание заниматься рукоделием.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: карточка № 8 из комплекта «Конструируем в весенний период»; варианты куклы «Бабочка.
Практический материал у каждого ребенка: цветная бумага или салфетки.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 144
Тема: Что можно увидеть в мирном небе
Образовательные задачи.
Расширить представление о мире в трех смысловых трактовках: окружающее пространство, отсутствие войны, единение людей. Углубить и систематизировать представления о небе, воздушном транспорте, воздушных игрушках. Вызвать интерес к созданию «Солнышка». Формировать опыт художественного конструирования. Продолжать учить планировать деятельность и оценивать ее результат. Развивать воображение, пространственное мышление, тактильные ощущения, ловкость, усидчивость. Воспитывать активность, инициативность, уверенность, коммуникативные качества.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный материал: карточка № 7 из комплекта «Конструируем в весенний период. Старшая группа»; иллюстрации и фотографии с изображением неба; репродукции картин великих художников, например, «Солнечный день. Весна», «Вечерний звон», «Весна в Италии» И. И. Левитана; «Сельский вид».
Практический материал: цветная бумага, клей ПВА, клеенки (для защиты столов во время работы).
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. с. 134