Валентина Васильева
Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. ЧАСТЬ 3
Разработал: учитель-логопед Васильева В. А.
Забайкальский край г. Краснокаменск 2016г
Артикуляционная гимнастика №22 (первая неделя –март)
Лексическая тема: Весна.
Публикация «Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР, Старший возраст, Часть 3» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Группы компенсирующей направленности
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
1. Мимика: Все звери, люди, птицы радуются весне. Наступает оттепель, солнце ярче светит (зажмурим левы, правый глаз). Только снеговик не рад, он грустный, он тает. Зима злится, что весна пришла и тепло принесла.
2. Артикуляционные упражнения.
1. Для губ, щек: «Ветерок качает подснежник» (Спина ровная, наклоны головой в стороны)
«Медведь проснулся после зимней спячки» (Зевают 3 раза, широко открывая рот.)
«Исхудавшие за зиму зверята» (Втянуть обе щеки между зубами и удерживать под счет до 10 сек)
2. Для языка:
1. «Хомячок» (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задержива-ясь в каждом положении на 3-5 сек)
2. «Качели» (Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот, положить широкой язык за нижние зубы 9с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 сек. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 сек. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз)
3. Упражнение на дыхание.
1. «теплый весенний ветерок» (подуть на лепестки цветов, горячим воздухом)
4.«Пальчиковая гимнастика»
«Весна шагает»
Вот идет, идет весна (шагают пальчиками по столу)
Быстроногая она: (хлопают по коленам ладошками)
По дорожкам: топ-топ (стучат кулаками по столу)
И по лужам: шлеп – шлеп (стучать ладонями по столу)
«Весенние цветы»
Наши алые цветы (Соединяют вместе ладошки)
Распустили лепестки (медленно разводят пальцы)
Ветерок чуть дышит (плавные движения пальцами)
Лепестки колышет.
2. Работа с мелкими предметами.
Выложить из косточек абрикоса весенний цветок.
5. Чистоговорка.
Пела песню Лола, Лола пела соло.
Люда леечку взяла, ландыш люда полила.
В кулаке у силача половина калача.
Пробивание гласных (а, у,о, и, э) понедельник, вторник, среда- Пропеваем вместе со вс6еми. Все остальные дни недели – ребята пропойте гласные. Дети должны самосто-ятельно пропеть гласные.
Артикуляционная гимнастика №23 (вторая неделя –март)
Лексическая тема: 8 Марта.
1. Мимика: приделается 8 марта. Коля задумался, что подарить маме? Папа по-советовал подарить торт. Коля удивился, а где же его взять? Коля очень обрадо-вался, когда папа купил торт, и замечтался.
2. Артикуляционные упражнения.
1. Для губ, щек: «Проснулись» (медленно и широко зевнуть, выполнять под счет до 6 раз)
«Улыбнулись маме» (развести губы в улыбку удерживать под счет до 6 сек)
2. Для языка:
1. «Подметем полы», что бы маму порадовать мы подметем полы (губы в улыб-ке, кончиком языка водим по небу вперед назад под счет до 6 раз.)
2. «Качели» (Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот, положить широкой язык за нижние зубы 9с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 сек. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 сек. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз)
3. Упражнение на дыхание.
1. «на Коленом торте муха» (у каждого ребенка торт на который ложится ватный шарик- муха) (губы в улыбке, рот открыт, язычок-чашечка, «приклеен» к верхним боковым зубам, между кончиком языка и верхними зубами щель, в нее идет воз-душная струя. Щек не надувать.)
4. Пальчиковая гимнастика
«8 марта»
Чей сегодня День рожденья? (пожать плечами)
Для кого пекут пирог? (руки на столе ладонями в верх, загибаем в кулак и разгибаем пальчики)
Для кого растет весенний (Руки так же на столе ладонями в верх, касаемся поочередно большим пальцем до остальных пальцев, одновременно левая и правая рука.)
Первый мартовский цветок (ладони вместе, раскрывается цветок)
Для кого? Для кого? (поочередные удары по столу кулак-ребро)
Догадайтесь сами (руки в замок)
И пирог и цветок (загибаем разжимаем кулачки)
Мы подарим маме! (руки спокойно лежат на столе)
2. Работа с мелкими предметами.
Выложить из косточек абрикоса весенний цветок.
5. Чистоговорка.
Пропевание гласных (а, у,о, и, э) понедельник, вторник, среда- Пропеваем вместе со всеми. Все остальные дни недели – ребята пропойте гласные. Дети должны самостоя-тельно пропеть гласные.
Артикуляционная гимнастика №24 (третья неделя –март)
Лексическая тема: Перелетные птицы.
1. Мимика: Выразить состояние грусти и печали по указанию вос-ля самостоя-тельно без показа. - Осенью вы прощались с птицами, (грустно).Изобразить птиц в морозный день. Выразить мимикой голодных птиц. Передать эмоциональное состояние, вы сочувствуете птицам, жалеете их. Воробей попался в лапы кош-ке. (страх) Птицы вернулись из теплых стран. (радость)
2. Артикуляционные упражнения.
1. Для губ, щек: «Голодные птенчики» (максимально широк открыть рот, язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы, произносить слоги ам-ам)
2. Для языка:
1. «Клювы разных птиц» медленно всасываем щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты в перед.
2. «Птенчики ждут пищу» (сделать язык чашечкой во рту удерживать под счет до 10 сек)
3. «Очень вкусная пища» (облизываем верхнюю и нижнюю губы по кругу.)
4. «Дятел» Поднять язык за верхние зубы и постучать «ТДД_ТДД_ТДД
3. Упражнение на дыхание.
1. Подуть на птиц. 1 вдох носом выдох ртом 2 вдох ртом выдох носом. 3. вдох но-сом выдох ртом со звуком «П»
2. Птицы поют. Удот «Уп-уп-уп», щегол «пить-пить-пить», снегирь «фью-фьюфью», коростель «крэк, крэк, крэк» Произносим голоса птиц на водном выдохе.
4. Пальчиковая гимнастика
Загибать пальчики и выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворе-ния- проговаривать с детьми.
Жили в квартире 44
44 веселых чижа
Чиж-судомойка
Чиж-поломойка
Чиж-огородник
Чиж-водовоз.
2. Работа с трафаретом.
Трафарет птицы, обвести заштриховать волнами.
5. Чистоговорка.
Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Хохотал хохол ухохатывался.
Пропевание гласных (а, у,о, и, э) понедельник, вторник, среда- Пропеваем вместе с вос-ем. Все остальные дни недели – ребята пропойте гласные. Дети должны самосто-ятельно пропеть гласные.
Артикуляционная гимнастика №25 (четвертая неделя –март)
Лексическая тема: Город.
1. Мимика: Летом катя и ее мама ездили в столицу нашей Родины – Москву. Катя удивилась, когда увидела Кремль, храмы, парки, цирк, Третьяковскую галерею. Ей очень понравилась столица нашей Родины- Москва. На Красной площади к ним по-дошел экскурсовод и спросил от куда они приехали- из Краснокаменка, но экскурсо-вод не знал, что это за город и Катя расстроилась. Катя рассказала о нашем городе; какие там есть учреждения, достопримечательности. Мама была очень рада и горда своей дочерью и ее знанием о своем городе.
2. Артикуляционные упражнения.
1. Для губ, щек: «Кремлевские ворота» (губы в спокойном тонусе, открывание и за-крывание рта выполнять под счет до 6 раз)
«Окно на нашей улице» (зубы почти сомкнуты. Губы принимают положения окошеч-ка, удерживать под счет до 10 сек.)
2. Для языка:
1. «Чистим улицы» В нашем городе очень чисто. (улыбнуться, показать зубы, широ-ким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитирую чистящее дви-жения, также чистим нижние зубы выполнять под счет до 6раз)
2. «Красим детплощадки» Каждое лето в дет. садах и школах красят и обустраивают детплощадки. (улыбнуться открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад выполнять под счет до 6раз)
3. «Деревья» В нашем городе есть парки и аллеи, там растут высокие деревья (улыб-нуться открыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот не отрывая языка от неба выполнять под счет до 6 раз)
3. Упражнение на дыхание.
1. «Ветерок» Подуем теплым ветерком.
А) губы трубочкой, воздушная струя на одном выдохе, непрерывно.
Б)Широкий язычок на нижней губе, деть на него- непрерывная воздушная струя.
4. Пальчиковая гимнастика.
На каждое название предмета загибаем пальчики одновременно на левой и правой руке.
Этот дом –одноэтажный
Этот дом – он двухэтажный
А вот этот –трехэтажный
Этот дом- он самый важный:
Он у нас пятиэтажный
2. Работа с мелкими предметами.
Высыпать манной крупой домик.
5. Чистоговорка.
Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Хохотал хохол ухохатывался.
Пропевание гласных (а, у,о, и, э) понедельник, вторник, среда- Пропеваем вместе с вос-ем. Все остальные дни недели – ребята пропойте гласные. Дети должны самосто-ятельно пропеть гласные.
Артикуляционная гимнастика №26 (первая неделя –апрель)
Лексическая тема: Весенние сельскохозяйственные работы.
1. Мимика: Натопила весна и на полях закипела работа. Рады трактористы вспа-ханным полям, рычат в тракторах злые моторы. Устают труженики сельскохо-зяйственных работ.
2. Артикуляционные упражнения.
1. Для губ, щек: «Засеем поля»» (рот закрыт, надуваем щеки и с силой выталки-ваем воздух через губы –трубочкой- как бы выплевываем выполнять под счет до 10)
2. Для языка:
1. «Уберемся в огороде» (улыбнуться, показать зубы, широким языком медлен-но провести с наружной стороны зубов, имитирую чистящее движения, также чистим нижние зубы выполнять под счет до 6раз)
2. «Деревья» В огородах растет много вкусных ягодных деревьев (улыбнуться открыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот не отрывая язы-ка от неба выполнять под счет до 6 раз)
3. «Трактор» (рот приоткрыт, губы в улыбке, кончик языка ударяется об альве-олы за верхними зубами выполнять под счет до10 р)
3. Упражнение на дыхание.
1. «Колосок колышется» у каждого ребенка в руках колосок, губы в трубочку, ду-ем на колосок.
2. рот приоткрыт положение как при звуке «х», дуем.
4. Пальчиковая гимнастика.
1. «Пашня»
Стынет теплая вода- (изобразить дрожь)
Побежит за трактористом (шагаем пальчиками левой и правой рук по столу)
К синей речке борозда (удары по столу кулак –ладонь)
Выйдут сеялки потом (стучим всеми пальцами одновременно по столу)
Засевать поля зерном (хлопнуть, топнуть)
2. «Пугало»
В огороде у меня пугало стояло (покачиваем левую ладонь, пальцы выпрямлены)
«Не ушло ли?»- каждый день (правая ладонь как птица порхает вокруг левой руки)
Птица проверяет
И мечтала «Вот уйдет, все бы поклевала» (пальцы вместе клюют)
Так что пугало не зря день и ночь стояло (машут указательными пальцами правой и левой рук одновременно)
2. Работа с трафаретом.
Обвести по трафарету какой либо сельскохозяйственный предмет, заштриховать
5. Чистоговорка.
От топота копыт пыль по полю летит.
Пропевание гласных (а, у,о, и, э) понедельник, вторник, среда- Пропеваем вместе с вос-ем. Все остальные дни недели – ребята пропойте гласные. Дети должны самосто-ятельно пропеть гласные.
Артикуляционная гимнастика №27 (вторая неделя –апрель)
Лексическая тема: Комнатные растения.
1. Мимика: Представьте мы увидели, как расцвел кактус, восхитились. Фиалка завяла мы очень огорчились. Катя взяла лейку с водой и полила ее. Фиалка ожи-ла, мы обрадовались. Мальчик оторвал листок от герани мы разозлились.
2. Артикуляционные упражнения.
1. Для губ, щек:
2. Для языка:
1. «Уберемся в огороде» (улыбнуться, показать зубы, широким языком медлен-но провести с наружной стороны зубов, имитирую чистящее движения, также чистим нижние зубы выполнять под счет до 6раз)
2. «Деревья» В огородах растет много вкусных ягодных деревьев (улыбнуться открыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот не отрывая язы-ка от неба выполнять под счет до 6 раз)
3. «Трактор» (рот приоткрыт, губы в улыбке, кончик языка ударяется об альве-олы за верхними зубами выполнять под счет до10 р)
3. Упражнение на дыхание.
1. «Колосок колышется» у каждого ребенка в руках колосок, губы в трубочку, ду-ем на колосок.
2. рот приоткрыт положение как при звуке «х», дуем.
4. Пальчиковая гимнастика.
1. «Пашня»
Стынет теплая вода- (изобразить дрожь)
Побежит за трактористом (шагаем пальчиками левой и правой рук по столу)
К синей речке борозда (удары по столу кулак –ладонь)
Выйдут сеялки потом (стучим всеми пальцами одновременно по столу)
Засевать поля зерном (хлопнуть, топнуть)
2. «Пугало»
В огороде у меня пугало стояло (покачиваем левую ладонь, пальцы выпрямлены)
«Не ушло ли?»- каждый день (правая ладонь как птица порхает вокруг левой руки)
Птица проверяет
И мечтала «Вот уйдет, все бы поклевала» (пальцы вместе клюют)
Так что пугало не зря день и ночь стояло (машут указательными пальцами правой и левой рук одновременно)
2. Работа с трафаретом.
Обвести по трафарету какой либо сельскохозяйственный предмет, заштриховать
5. Чистоговорка.
От топота копыт пыль по полю летит.
Пропевание гласных (а, у,о, и, э) понедельник, вторник, среда- Пропеваем вместе с вос-ем. Все остальные дни недели – ребята пропойте гласные. Дети должны самосто-ятельно пропеть гласные.