Ольга Смирнова
«Гуси-лебеди». Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе на тему «Гуси – лебеди»
Подготовила и провела воспитатель ВКК Смирнова Ольга Алексеевна
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основных экономических понятий через игровую деятельность.
Задачи:
Расширять представления детей о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги; закреплять понимание доход и расход.
Дать представление о возможности оплаты товара монетами разного достоинства, считать сдачу, учитывать ее при последующей покупке.
Учить разделять потребности на основные (обязательные) и второстепенные.
Дать знания о том, как необходимо распоряжаться найденными деньгами (в малом и крупном размере, представление о наказании и поощрении.
Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях;
Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
Сформировать навыки командной работы.
Оборудование: Запись музыкальных фрагментов из сказки «Гуси-Лебеди», видео - записи обращения Бабы-Яги к детям, презентация с иллюстрациями из сказки на время разных этапов, письмо, кошелек, кошелек с монетами и фото Бабы-яги, картинки с изображением героев сказки: печка, яблоня, речка, маршрут, задачки, задания, монеты достоинством 1 руб. ,1 р., 2 р., 2 руб., 5 руб., 10 руб., игра «Профессии», игра «Хочу – надо».
Ход занятия:
1. Встреча детей с Бабой-ягой.
Раздается звук скайпа, на экране появляется Баба – Яга.
Б. Я. : Ой, куда это я попала? Снова что-то не то нажала, ох уж эти компьютеры! (замечает детей).
А…вы-то мне и нужны! Ну что доигралась ваша Аленушка с подружками, допрыгалась, доскакалась, а я в это время Иванушку- то и украла! Пока я летала на метле, да проказничала – потеряла свой кошелек с монетами, вот найдете, тогда подумаю, может, и верну вам Иванушку. А пока у меня будет жить, да по хозяйству помогать. (Экран выключается)
Воспитатель: Что же делать нам ребята? Как помочь Аленушке братца найти?
(варианты ответов детей)
Воспитатель: Ну а для начала нам нужно попасть в сказку.
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся,
Глаза закроем, скажем «Ах!» и окажемся в гостях!
В гостях у сказки!
Дети попадают в сказку, находят письмо от Аленушки. «Дорогие ребята, мне очень нужна ваша помощь. Гуси-лебеди украли моего братца, Иванушку. Но я не знаю в какую сторону они полетели, где теперь искать братца, гусей. Однако, когда гуси улетели, я нашла вот это, может вам поможет. (В конверте находится маршрут до избушки, но кусок из плана потерян).
Ребята, так ведь это маршрут. В какую сторону нам идти, что первое у нас на пути?
2. Весело за мной шагайте, только чур не отставайте.
Ой, ребята, смотрите, болото, на каждой кочке загадки. (на кочках лежат монеты за каждую отгадку 1 руб. ,2 руб., 5 руб., 10 руб.) У нас даже кошелечек есть, чтобы туда сложить все заработанные деньги.
1. Я кладу их не в платок,
Я кладу их в кошелек. (Деньги)
2. У меня игрушка есть,
И монеток в ней не счесть.
Моя игрушка — свинка,
Дырка у нее на спинке.
Монетки в дырку я кладу,
Когда их станет много, жду. (Копилка)
3. Кто товары продает —
Молоко, сметану, мед? (Продавец)
4. Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
5. Где на прилавке товары лежат,
Все разложенные в ряд? (В магазине)
6. на работе всем за труд ее честно выдают
От врача до дипломата получают все. (зарплату)
Ребята, а сейчас у нас что был, доход или расход? (Доход) Если мы своим трудом, своими знаниями заработали деньги значит, как можно назвать этот доход? (заработная плата)
3. Ну вот мы и перебрались через болото, куда же дальше? (смотрим маршрутный лист). Печка.
Воспитатель: Здравствуй печка! Печка, ты ответь скорей, не видала ль ты гусей?
Печка: (ответ в виде записки) я ответить бы вам рада,
Мне помочь немного надо
Напекла я пирогов видимо невидимо
Пирожки мои купите и ребят всех угостите!
Стоит каждый 3 рубля
Вот их сколько у меня!
Воспитатель: Ребята, давайте купим у печки пирожки, а то они могут испортиться, если долго пролежат.
(Дети разбирают заработанные монеты и покупаем пирожок, добавляя деньги или получая сдачу)
Печка: Гуси мимо пролетали, что-то здесь вот потеряли! (достает кошелек с монетами)
Воспитатель: Ребята, смотрите, это же кошелек Бабы – Яги! Спасибо печка!
Рассуждения, что можно, а что нельзя делать с найденными деньгами. (Мелкие найденные деньги можно взять себе, а вот крупную сумму необходимо отнести в полицию, либо вернуть владельцу, если его данные написаны в кошельке, сумке и др). Ребята, давайте заглянем, может это не бабы яги кошелек? (Открываем и находим в кошельке фотографию бабы яги и ее данные). Это точно ее кошелек. Будем двигаться дальше. Что у нас следующее?
Печка: Дальше прямо вы идите, там, у яблони спросите.
(смотрим маршрутный лист).
4. Яблонька. Здравствуй яблонька, скажи, скорей не видала ль ты гусей?
Яблоня: я ответ бы вам дала помогите мне сперва.
Яблочки мои срывайте, на них заданья выполняйте! Подсказка за верное решение логических задач.
- Сколько ушей у трех малышей?
- Сидели 3 собаки. Напротив каждой собаки по 2 собаки. Сколько всего собак?
- Сколько концов у четырех палок?
Яблочки мы все собрали, помоги же нам скорей, где найти этих гусей?
Яблоня: Дальше двигайтесь вперед, путь вас к речке приведет.
4. Речка. Речка нам ответь скорей не видала ль ты гусей?
Речка: я ответ бы вам дала помогите мне сперва. Гуси мимо пролетали все по берегу мне раскидали, вы картинки соберите правильно их разложите! (Дидактическая игра «Профессии», нужно соединить профессию и атрибут к ней).
Воспитатель: Все картинки мы собрали, и по – парам разобрали, помоги же нам скорей, где найти этих гусей?
Речка: Ох, легко теперь мне стало, а гусей-то я видала,
к лесу путь они держали, быстро крыльями махали. И кусочек потеряли, вот он. Отдает потерянный кусок плана за верное составление дидактической игры «Профессия».
Вот теперь мы сможем найти верную дорогу через лес к избушке.
5. Встреча с Бабой-ягой.
Включение скайпа и видео с Бабой-ягой.
Баба-Яга: Чую- чую, русским духом пахнет!
Ух касатики мои! Вы зачем сюда пришли,
В это место, в эту глушь
Вот я вами и займусь.
Воспитатель: Отдавай-ка нам Ванюшку,
Злая бабушка –старушка,
Кошелек свой забирай,
Обещанье исполняй.
Баба-Яга: Ладно, ладно, забирайте,
Но сначала выполните задание сложное.
Денежки то у меня есть, вот только не хватает их мне не на что. Поговаривают, что их нужно как-то распределять по-умному. Да и слово-то какое –то есть.
Воспитатель: Да, есть такое слово – Семейный бюджет. План, по которому определяется, куда сначала нужно тратить деньги, а куда можно потом. Поможем бабушке распределить бюджет?
Дети: да.
Выполнение задания «Надо – хочу» (распределение потребностей на основные и второстепенные.).
Баба-Яга:Ну, меня вы удивили, Знаниями поразили.
И где же вы их добываете, Что про финансы все-все знаете?
Дети: на занятиях по финансовой грамотности.
Баба-Яга: Ты смотри, все получается, Да каждый как старается!
Так и быть, скажу я вам, И Ванюшку я отдам!
Волшебные слова скажите, И домой вмиг прилетите!
Гуси-гуси вы мои
Братца и сестру берите и домой их отнесите!
Воспитатель: ребята, беритесь за руки и говорим вместе слова:
Здесь мы были не напрасно,
Погостили мы прекрасно
1,2,3,4,5- все мы в садике опять!
6. Возвращение в детский сад. Какое необычное путешествие с нами приключилось.
Рефлексия. Что запомнилось, Что сложное. Что повторить хотите. Что новое узнали.
Подвести итог: узнали новое – как обращаться с найденными деньгами,
Повторили сдавать сдачу и использовать ее при последующей покупке, чем расход и доход отличаются, виды дохода.
Несмотря на то, что Баба яга плохо поступила, помогли ей разобраться, что такое первостепенные и второстепенные расходы.
Поблагодарить за дружную деятельность, взаимопомощь и поддержку, сострадание и др.