Вера Ковалева
Перспективное планирование опытно-поисковой деятельности в старшей группе (I квартал)
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ :
1. Может ли растение дышать: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растения; познакомить детей с дневником наблюдения и проведения опытов; формировать представления о способах регистрации результатов опытно – экспериментальной деятельности.
2. Органы дыхания растения: Определить, что все части растения участвуют в дыхании; формировать элементарные представления о воздухе в жизни растений; поддерживать интерес к экспериментированию как метод познания.
Публикация «Перспективное планирование опытно-поисковой деятельности в старшей группе (I квартал)» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
3. Нужен ли корешкам воздух: Выявить причину потребности растения в рыхлении почвы; доказать, что растение дышит всеми частями; учить ставить цель опыта, выдвигать предположения, выбирать способы их проверки.
4. Что выделяет растение: Установить, что растение выделять кислород; понять необходимость дыхания для растений; учить принимать участие в обсуждении результатов опыта, делать выводы; развивать охранительное самосознание в процессе проведения экспериментов.
5. Во всех ли листьях есть питание: Установить наличие в листьях питания для растения; активизировать в речи понятия связанные со строением растения; формировать умение рассказывать о проведенном опыте.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ :
1. Разные листья: Уточнить и расширить представление детей о строении растения; обсудить с детьми вопрос почему на одном растении разные по цвету листья, подводя детей к выводу, что лист постепенном меняет окраску; предложить детям выявить причину изменения цвета листьев.
2. Определение свойств песка и глины: Дополнить представления детей о свойствах природных материалов; в процессе деятельности определить свойства материалов: сыпучесть и рыхлость; дать детям возможность представить свои варианты проведения опыта; формировать познавательную активность; воспитывать уважение к мнению товарищей.
3. Где вода? : Показать детям, что песок и глина по – разному впитывают воду; учить понимать суть проблемной ситуации и выявлять причинно – следственные связи в ходе практических действий; учить формулировать выводы.
4. Почему цветы осенью вянут: Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги; уточнить и расширить представления детей о зависимости окружающей среды и жизнедеятельность растения; продолжать работу по формирования умения делать выводы и доказывать свои предположения по результатам эксперимента.
5. Где лучше? : Продолжать учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений; формировать представления о назначении эксперимента как метода познания; учить соблюдать правила безопасного поведения при работе с землей.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :
1. Проверка гипотезы о возможности дыхания растения: Понаблюдать, как дети самостоятельно проводят наблюдения по постановке длительного опыта, делают выводы; при необходимости включиться в деятельность детей с целью оказания помощи в фиксации наблюдений в дневнике; формировать интерес к самостоятельной опытно – поисковой деятельности.
2. Работа в дневнике наблюдения: Проанализировать, как дети освоили умение работы с дневником наблюдения, какие факты фиксируют в нем; поощрять стремление совместной работы с дневником, обсуждать, что и как необходимо фиксировать.
3. Зависимость плотности материала и прохождение воздуха через него: Организация предметно – развивающей среды; наблюдение за деятельностью детей, обратить внимание как дети ставят цель своего опыта и делают выводы; проанализировать действия детей с целью выяснения проблем и построения дальнейших планов.
4. Что выделяет растение: Понаблюдать, как дети восстанавливают ход событий при самостоятельном проведении знакомого эксперимента и формулируют выводы; способствовать развитию интереса к самостоятельной опытно – поисковой деятельности; обратить внимание на соблюдение правил безопасного деятельности во время опыта.
5. Работа в дневнике наблюдения: Проанализировать, как дети самостоятельно проводят наблюдения длительные по времени для получения результата опытов, выдвигают свои предположения и фиксируют их в дневниках наблюдения; по окончании деятельности предложить детям рассказать о результатах, сформулировать выводы.
Октябрь
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ :
1. Сколько ушей: Определить значимость расположения ушей по обоим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве; показать значение слухового восприятия в обеспечении безопасности для себя и окружающих.
2. Проверяем слух: Показать, как человек слышит звук; учить детей с помощью педагога ставить познавательные задачи, выдвигать предположения, условия проведения опыта, формулировать выводы о значимости остроты слуха.
3. Наши помощники глаза: Познакомить со строением глаза, функцией его частей; предложить высказать предположение о том, как зрение помогает человеку в жизни; учить делать вывод о значении зрения в получении впечатлений об окружающем мире.
4. Большой – маленький: Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещения; учить делать элементарные выводы, понимать назначение разных способов познания.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ :
1. Что слышу: Учить детей прислушиваться к звукам окружающего мира, определять источник и направление его; способствовать развитию слухового восприятия; побуждать детей делать выводы по поводу проведенного исследования
2. Далеко – близко: Предложить детям при помощи несложных опытов узнать на коком расстоянии можно услышать звук; подвести детей к выводу о том, что чем громче звук - тем дальше его слышим; формировать представление об эксперименте как способе познания; учить понимать цель опыта, делать выводы.
3. Проверяем зрение: Расширять представление детей о значении зрения в жизни человека; организовать наблюдение по выявлению остроты зрения (различение больших – маленьких предметов и расположенных предметов далеко - близко); обогащать словарный запас, делать выводы; формировать осознанное отношение к своему здоровью.
4. Если не видишь (слух) : Выявить возможность частичной компенсации зрения органом слуха, как можно положительно и отрицательно влиять на глаза; воспитывать стремление оказать помощь человеку.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :
1. Какие уши: Поставить детей перед проблемой: все ли уши одинаковые; понаблюдать, какими методами будут использовать дети; формировать умение передавать в речи результаты работы делать выводы.
2. Усилитель звука
Организация развивающего пространства; понаблюдать, как дети выявляют и обсуждают проблему, как находят способы проверки своего предположения; в заключении деятельности провести беседу по результатам наблюдения за детьми, побуждать их рассказывать о своих исследованиях.
3. Какие бывают глаза: Организация предметно – развивающей среды; понаблюдать, как дети рассматривают глаза друг друга, сравнивают их со своими; проанализировать, как дети передают в речи результаты опыта.
4. Если не видишь (Пальцы) : Понаблюдать, как дети будут выявлять возможность частичной компенсации зрения другими органами; формировать осознанное отношение к положительному и отрицательному влиянию на глаза; способствовать развитию тактильных ощущений.
Ноябрь
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ :
1. Где теплее: При помощи несложных опытов мочь детям выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; формировать основы исследовательской деятельности; учить передавать в речи результаты опыта.
2. Ветер в комнате: Выявить, как образуется ветер, ветер – это поток воздуха, уточнить представления детей о свойствах горячего (поднимается вверх) и холодного (опускается вниз) воздуха; продолжать учить высказывать и проверять предположения, выявлять причины наблюдаемых явлений, делать выводы.
3. Подводная лодка: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить как воздух вытесняет воду, как воздух выходить из воды; учить понимать цель эксперимента, выдвигать предположения, делать выводы по результатам деятельности.
4. Упрямый воздух: Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы; расширять представления детей о свойствах воздуха; поддерживать познавательный интерес, формировать представления о способах познания.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОГУЛКЕ :
1. Что быстрее: Обнаружить атмосферное давление; продолжать знакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.
2. Парашют: Выявить, что воздух обладает силой, может поддерживать предметы; развивать умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы, занося из в дневники наблюдения.
3. Откуда дует ветер: Используя несложные приспособления определить направление ветра; продолжать формировать представление о физических свойствах воздуха; побуждать детей предлагать свои варианты проведения опытно – поисковой деятельности; способствовать развитию познавательного интереса детей.
4. Сила ветра: Обсудить с детьми вопрос: как определить силу ветра, используя различные предметы, проверить свои предположения, сделать вывод; предложить детям высказать предположение как можно использовать в повседневной жизни, сделанное открытие.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :
1. Игры с воздушными шариками: Понаблюдать, как дети обыграют предложенные предметы, как объясняют те или иные манипуляции с воздушными шарами, при необходимости направить детей в русло исследовательской деятельности; способствовать развитию интереса к использованию обычных предметов в опытах.
2. Вертушка: Обратить внимание как дети используют вертушку для исследования, какие доводы приводят, проанализировать действия детей с целью выяснения проблем и построения дальнейших планов.
3. Реактивный шарик: Организация развивающего пространств; понаблюдать, как дети выявляют и обсуждают проблему, как находят способы проверки своего предположения, в заключении деятельности провести беседу по результатам наблюдения за детьми, предложить занести результаты исследования в дневник наблюдения.
4. Что быстрее: Понаблюдать, как дети, используя приобретенный опыт и ранее проведенные исследования, самостоятельно проверяют предположения и скорости движения предметов при помощи ветра в зависимости от их веса.
ЛИТЕРАТУРА:
Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачева «Планирование образовательной деятельности в ДОО, старшая группа» - М. : Центр педагогического образования, 2014.
М. Султанова «Простые опыты с бумагой для дошкольников» - М. ООО «Хатбер - пресс», 2014.
О. В. Дыбина, Н. П,Рахманова, В. В. Щетинина «Неиведанное рядом: занимательные опыт и эксперименты с дошкольниками» - М. ООО «ТЦ Сфера», 2001.
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 -6 лет» Воронеж ТЦ «Учитель», 2002.