Анна Куртукова
Перечень игр-упражнений для слухоречевого развития детей с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Игры-упражнения, направленные на выработку условно-двигательной реакции на звук у детей с нарушениями слуха
1. «Укрась торт»
Цель: научить ребенка обнаруживать звук и выполнять определенное действие в ответ на услышанный звук.
Оборудование: картинка с тортом, картинки украшения для торта.
Публикация «Перечень игр-упражнений для слухоречевого развития детей с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ход игры: Ребёнок сидит за столом, перед ним рисунок торта и украшения для него. После звука он выбирает украшение для торта и прикладывает его к нему. Если ребенок прикладывает украшение, а звука не было, то оно кладется обратно на свое место.
2. «Гараж»
Цель: научить ребенка обнаруживать звук и выполнять определенное действие в ответ на услышанный звук.
Оборудование: игрушечные машинки (5-8 штук, детский гараж (можно изготовить из картонной коробки).
Ход игры: Перед ребенком гараж, рядом с которым стоят машинки. В ответ, на которым стоят машинки. В ответ на предъявляемый звуковой сигнал ребенок завозит машинку в гараж.
3. «Цветик –семицветик»
Цель: научить ребенка обнаруживать звук и выполнять определенное действие в ответ на услышанный звук.
Оборудование: цветок с сердцевиной и лепестками.
Ход игры: Цветок лежит на столе перед ребёнком. Когда ребенок услышит звук, он отрывает лепесток у цветка.
Игры, направленные на обучение детей умению реагировать на начало и конец звучаний
1. «Покажи игрушку»
Цель: научить ребенка выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.
Оборудование: барабан, небольшие игрушки (куклы, мишки, зайки, большой экран или ширма.
Ход игры: Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. У каждого ребенка в руках игрушка. У педагога та же игрушка. Она спрятана за спину. Педагог воспроизводит звучание на барабане, и в момент ударов игрушка появляется из-за спины и танцует. Педагог прекращает игру на барабане и прячет игрушку вновь за спину.
По мере того, как дети овладевают этим умением, видя действия взрослого, звучания начинают предъявляться только на слух. С этой целью педагог воспроизводит удары па барабану за экраном (ширмой).
2. «Похлопаем»
Цель: научить ребенка выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.
Оборудование: бубен, большой экран или ширма.
Ход игры: В ответ на удары по бубну дети хлопают в ладоши перед грудью (педагог стимулирует их сопровождать хлопки произнесением слогов папапа или татата (как могут, а после их прекращения опускают руки.
3. «Разбудим куклу»
Цель: научить ребенка выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.
Оборудование: кукла, часы будильник, пылесос, телефон, картинки с подписями часы, пылесос, телефон.
Ход игры: Дети полукругом сидят перед педагогом. Перед ними в кровати спит большая кукла. У педагога будильник. Он говорит: «Кукла спит». Затем он включает будильник, от звука кукла «просыпается». Он повторяет это несколько раз. В то время как еще продолжает звучать будильник, педагог спрашивает детей: «Что звучит?» и показывает картинку с подписью ЧАСЫ, которая прочитывается.
Затем детям раздаются маленькие куколки в кроватках. Педагог на глазах детей вновь заводит будильник и учит детей в момент его звучания показывать, что кукла проснулась и отвечать на вопрос «Что звучало? «показом картинки с подписью и ее прочтением.
Когда дети начнут справляться с заданием: «будить» куклу по звонку будильника в условиях, когда они видят, как педагог его заводит, звучание начинает предъявляться только на слух. В этом случае будильник заводится за экраном, ширмой.
В ходе последующих игр детей учат аналогично воспринимать звучания пылесоса, телефона или любых других бытовых шумов. В ответ дети показывают, как проснулась кукла (мишка, зайка., а в ответ на вопрос «Что звучало?» демонстрируют соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Вместо игрушки можно «будить» и одного и; детей: он сидит или лежит перед детьми, изображая сон, пробуждается по звуковому сигналу.
Игры, направленные на различение характеристик звуков
1. «Барабан или металлофон?»
Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.
Оборудование: барабан, металлофон, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, МЕТАЛЛОФОН.
Ход игры: Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки - барабан, около куклы - металлофон. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.
Педагог на глазах детей играет в разной последовательности то на барабане, то на металлофоне, не показывая при этом игрушку, соответствующую предъявляемому звучанию. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку, т. е. барабан - зайка, который прыгает; металлофон - кукла, которая танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на металлофоне.
Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают предъявляться им уже не слухо-зрительной, а на слуховой основе. С этой целью педагог стучит в барабан или играет на металлофоне за большим экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая воспроизводить звучание, появляется из-за экрана (ширмы, оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит металлофон, или прыгает зайка, если звучит барабан.
2. «Слушаем и показываем»
Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.
Оборудование: барабан, бубен, дудка, гармошка, свисток, металлофон, соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН.
Ход игры: Дети стоят полукругом перед педагогом. Перед педагогом три звучащих игрушки, например, барабан, дудка, гармошка. Он стучит в барабан и начинает шагать на месте, произнося татата, и побуждает детей к этому же. Педагог повторяет данное упражнение два-три раза. После каждого выполнения упражнения он спрашивает: «Что звучало? «, дети в ответ показывают соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Затем аналогично предъявляются звучания гармошки - танцевать (или приседать положив руки на пояс, или поднять руки над головой и вращать, или кружиться и т. п., произнося ля-ля-ля; дудки - «играть» на воображаемой дудочке - у.
Педагог в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке, то на гармошке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие. Если кто-то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.
3. «Что звучало?»
Цель: учить детей различать звучащие игрушки.
Оборудование: барабан и дудка, соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ДУДКА, картинки с изображением этих звучащих игрушек.
Ход игры: Дети стоят полукругом перед педагогом. У педагога барабан и дудка. Он стучит по барабану, дети в ответ шагают на месте, произнося татата. В ответ на последующий вопрос «Что звучало?» они показывают соответствующую картинку и прочитывают подпись. Аналогично предъявляется звучание дудки.
Педагог на глазах детей в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произнесением слогов. Если кто-то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.
Определение количества звучаний (один-много)
1. «Один или много»
Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания.
Оборудование: барабан, счетный материал, таблички.
Ход игры: Дети сидят за столами, перед каждым на определенном Расстоянии два подноса - с одним предметом (или шарик, или матрешка, или елочка и т. п.) и с большим их количеством.
Педагог на глазах детей ударяет один раз по барабану, показывает поднос с одним предметом (например, шариком) и побуждает детей сделать то же. Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося «па!». После этого он ударяет несколько раз по барабану (интервалы между ударами должны быть достаточно четкими, показывает поднос с большим количеством предметов (например, семь-восемь шариков) и побуждает к этому дошкольников. Затем все вместе многократно хлопают в ладоши, произнося папа-па-па-па.
Затем педагог предлагает детям различать один удар и большое их количество при слухо-зрительном восприятии (т. е. они видят, как педагог ударяет по барабану и слушают звук). Производя один удар или большое их количество, он спрашивает дошкольников: «Сколько?» (используются естественный жест и табличка). Дети показывают соответственно на поднос с одним или большим количеством предметов и хлопают один или много раз, произнося соответственно па или папапа-па-па.
Педагог предлагает детям послушать, как звучит один и много ударов; для этого показывая на поднос с одним предметом, он за большим экраном ударяет по барабану один раз, а затем указывает на поднос с большим количеством предметов и ударяет по барабану несколько раз подряд.
Дошкольники различают на слух один удар и несколько ударов. Каждый раз педагог в случае ошибки предлагает воспринять количество ударов слухо-зрительно (т. е. видя и слушая, а затем - на слух.
2. «Что играло?»
Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания.
Оборудование: маракасы, бубен, деревянные ложки, металлофон, барабан, треугольник.
Ход игры: Дети запоминают звучание каждого музыкального инструмента. Затем логопед закрывает инструменты ширмой и начинает играть по одному звуку. Количество инструментов увеличивается.
3. «Что и сколько звучало»
Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания.
Оборудование: кубики и шары, муз. инструмент (доступный звучанию детей): барабан, бубен, ширма.
Ход игры: Педагог слухо-зрительно дает звучание барабана сначала один. Дети должны выбрать один кубик из коробки и сказать «один». Потом дает звучание в барабан «много». Дети должны взять много кубиков. Педагог подтверждает правильность. Тоже самое дается звучание и количество с бубном, но при этом дети делают выбор шаров. Потом игра продолжается за ширмой. Дети возвращают в центр кубики. То же самое «много». После обучения игра проводится на слух. Игра повторяется несколько раз.
Игры, направленные на обучение использованию в коммуникации естественных жестов, слов и простых фраз
1. «Зеркало»
Цель: понимание другого человека и развивать внимание к невербальным формам общения.
Ход игры: Дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Педагог произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой или действием.
2. «Люблю - не люблю»
Цель: развитие естественных жестов и простых фраз.
Оборудование: картинки с изображениями фруктов, овощей.
Ход игры: Педагог, называет разнообразную пищу и показывает картинки. Дети реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
3. «Я чувствую»
Цель: развитие естественных жестов и простых фраз.
Оборудование: карточки с изображением настроения.
Ход игры: Детям раздаются карточки, ребенок называет изображённое настроение, и рассказывает, когда он его испытывает.