Приложение МААМ

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления (1 фото)

Людмила Моисеева
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

«Использование кинезиологических упражнений

в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей и оздоровления»

1 слайд:

Цель: Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

Ход деятельности:

I часть: Теоретическая часть.

Публикация «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления» размещена в разделах

В каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе педагогам, потому что очень подвижны и эмоциональны. Но чтобы разобраться, как работать с такими детьми, нужно понять почему они себя так ведут.

Сегодня мы попробуем вместе это сделать.

Для начала предлагаю немного размяться, отдохнуть.

Упражнение: Упражнение «Винни – пух»

Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другой горизонтально поднимать и опускать над головой, слегка задевая голову. Затем меняем руки. У всех легко получилось выполнить упражнение? Давайте разберемся, почему?

3 слайд: Актуальность

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием. Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Все функции ЦНС лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и более в позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а, значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

4 слайд: «Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребёнка»

Почему так происходит?

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.

Психофизиологи выделяют три главных типа организации головного мозга:

1. Левополушарный тип – доминирование левого полушария. Левое полушарие головного мозга – математическое, речевое, логическое, отвечает за восприятие – слуховой информации.

2. Правополушарный тип – доминирование правого полушария. Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений.

3. Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного полушария другим. Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга.

5 слайд: Межполушарное взаимодействие можно развивать, используя специальные упражнения «гимнастики для мозга». Эта наука называется «Кинезиология» (от греческого «кинезис» - движение, «логос» - наука, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, что обеспечивает эффективное взаимодействие полушарий. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

6 слайд: Возможности кинезиологии:

• активизация работы стволовых отделов мозга;

• ритмирование работы полушарий головного мозга;

• успокоение и релаксация;

• развитие межполушарного взаимодействия;

• развитие межполушарных связей;

• синхронизация работы полушарий;

• развитие мелкой моторики;

• развитие способностей;

• развитие памяти, внимания, восприятия;

• развитие речи;

• развитие мышления;

• устранение дислексии и дисграфии;

• активизация мыслительной деятельности;

• способствование восприятию и запоминанию информации

7 слайд: Кинезиологические упражнения были разработаны и апробированы доктором философии Полом Деннисоном – основателем образовательной кинезиологии. Он разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие наслаждение движения и упражнения, которые могут использоваться на любом занятии. Они занимают немного времени, принося несоизмеримую пользу. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов, последователями этого направления в образовании являются В. Ф. Базарный, А. Л. Сиротюк и другие.

8 слайд:

Цель кинезиологических упражнений:

• Развитие межполушарного взаимодействия;

• Синхронизация работы полушарий;

• Развитие мелкой моторики;

• Развитие познавательных процессов;

• Развитие речи;

9 слайд: Виды кинезиологических упражнений:

- растяжки: нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость);

- дыхательные упражнения: улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

- глазодвигательные упражнения: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;

- телесные упражнения: при их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение;

- упражнения для развития мелкой моторики: развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков;

- упражнения на релаксацию и массаж: способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им не доступны.

10 слайд: Для результативности необходимо учитывать определённые условия:

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

• занятия проводятся утром;

• занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

• длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

II часть: Практическая часть:

11 слайд:

«Ум ребенка находится на его пальцах» сказал В. А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Сначала начинают с пальчиковых игр после того как дети научились выполнять пальчиковые игры, дается комплекс кинезиологичеких упражнений. Ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Все упражнения перекрестные. Сначала выполняются правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами, произносимыми вслух или про себя.

12 слайд: Кинезиологические упражнения: «Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение вместе со взрослым, затем по памяти 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.

13 слайд:«Колечки»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками. Усложнение упражнения заключается в убыстрении темпа выполнения.

14 слайд: I. Растяжки:

«Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

15 слайд: II. Дыхательные упражнения:

«Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

16 слайд:III. Телесные упражнения

«Перекрестное марширование»

«Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать»

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

17 слайд: VI. Упражнения на релаксацию:

«Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что–нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

18 слайд: V. Глазодвигательные упражнения:

«Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что–нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

III часть: Рефлексия:

19 слайд:

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо.

Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование общей моторики, тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Движение, как сложная, многослойная система, является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцевой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходит положительные структурные изменения. Такие упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Также кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им не доступны.

Творческих успехов, уважаемые коллеги!

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления

Литература:

1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

2. Деннисон П. «Гимнастика мозга»;

3. Картушина. М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера, 2003 г.

4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 2001 г.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. -М. : ТЦ Сфера, 2002. г.

6. Чистякова М. И. «Психогимнастика. М. Просвещение. 1990 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Инновация и внедрение тестопластики для развития речевых и творческих способностей в работе с детьми» Простой и эффективный способ выявить скрытые способности и развить навыки ребёнка. У всех родителей возникает вопрос, чем кроме обычных.

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников Считается, что это система естественного оздоровления организма. Ее можно отнести к к альтернативному направлению медицины, которая лечит.

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми по развитию речи «Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми по развитию речи» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. Игры и упражнения для детей старшей группы Найди игрушку В игре могут.

Использование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНРИспользование ИКТ-дидактических игр и упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР Аннотация Данная методическая разработка предназначена для воспитателей групп компенсирующей направленности (ТНР). Учителей-логопедов, воспитателей.

Использование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Развивающий комплект «Pertra» разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг. Он предоставляет широкое поле для «общения» ребенка.

Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения Мои занятия посещают дети с нарушениями зрения в возрасте от 4-7 лет Занятия проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме. В число.

Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ Проблема эффективности коррекционной помощи детям с ОВЗ остаётся очень актуальной. Наука о развитии умственных способностей и достижении.

Картотека кинезиологических упражненийКартотека кинезиологических упражнений  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка,.

План развития умственных способностей в процессе подготовки и обучения грамоте с детьми 5–6 лет Данный план включает в себя два раздела: Развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу слов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 05:42
+193Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Моисеева (УИ 33912) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД