Любовь Васильева
Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер Губерина в Загребе. Как метод работы над произношением слабослышащих детей, был заимствован группой советских педагогов под руководством Э. И. Леонгард в Реабилитационном центре «Суваг» в Загребе.
В настоящее время по верботальному методу работают более 600 центров в 80-ти странах мира. Антонина Николаевна Пфафенродт и Татьяна Михайловна Власова в 1983 году впервые представили фонетическую ритмику в СССР.
Публикация «Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика». Мною используется вариант фонетической ритмики Грабенко Татьяны Михайловны.
Что же такое фонетическая ритмика?
Фонетическая ритмика это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Основные направления на занятиях по фонетической ритмике:
• соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
• способствовать формированию у детей с тяжелыми нарушениями речи естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
• развивать слуховое восприятие детей с тяжелыми нарушениями речи и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
• нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
• правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
• воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
• умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами:
• 1. Напряжённость;
• 2. Интенсивность;
• 3. Время.
Все движения, используемые на занятиях по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.
И, конечная цель - фонетически правильно оформленная речь без движений.
Все упражнения на фонетической ритмике проводятся по подражанию и
речевой материал предварительно не выучиваем.
Во время занятия дети вместе с логопедом стоят по кругу. Они хорошо его видят, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с логопедом. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.
Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение.
Хочу сказать, что прекрасно можно использовать фонетическую ритмику на занятиях по обучению грамоте. Дети быстро заучивают как звуки гласные, так и согласные. При этом им нравится превращать звуки в буквы, писать слоги, слова с помощью движения рук. Дети с общим недоразвитием речи не замечают, как серьезное занятие по обучению грамоте, плавно перетекает в игру!
Значительно улучшается просодическая сторона речи, произношение, речевое дыхание. В 1000 раз говорю: «Спасибо!» своему педагогу Грабенко Татьяне Михайловне, доценту кафедры Института специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург). Именно она зажгла во мне огонек пытливости к фонетической ритмике. По ее словам: «Фонетическая ритмика – речь, приводящая к успеху!»
Использованная литература:
Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. - М: Учебная литература, 1997.-367с.