Ирина Требунских
Педагогический проект «Весна-красна» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с внедрением федерального государственного образовательного стандарта предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психическими и физическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Сегодня перед педагогом стоит необходимость поиска современных эффективных технологий, позволяющих организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями стандарта.
Публикация «Педагогический проект „Весна-красна“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Работая с дошкольниками, я столкнулась с проблемой формирования у детей временных понятий, а в частности, с трудностями в ознакомлении с временами года. Для ребёнка-дошкольника характерно наглядно-образное мышление. А так как время – это понятие абстрактное, то формировать представление о времени и его единицах, опираясь только на словесно-логические связи и объяснения, очень сложно.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Формирование у детей представлений о временах года происходит в старшей возрастной группе.
Для того чтобы сформировать в сознании ребёнка понятие о времени года, необходимо провести работу по созданию и закреплению его образа.
Поэтому такая деятельность должна иметь ярко выраженную практическую направленность, а также иметь систематический характер.
В процессе формирования понятия о временах года важно использовать самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки, продуктивную деятельность.
При знакомстве дошкольников с временными понятиями необходимо основываться на возрастных и индивидуальных особенностях детей.
Всего этого позволяет достичь современная технология проектной деятельности.
Исходя из своего опыта, мне бы хотелось отметить технологию проектирования, как уникальное средство обеспечения сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, привлечь к этой деятельности. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
В качестве примера формирования представлений старших дошкольников о временах года при помощи проектной деятельности, мне хотелось бы привести реализованный мной проект «Весна Красна».
Цель данного проекта – создать условия для формирования в сознании дошкольников образа времени года (весны).
В ходе реализации проекта мы применяли различные виды деятельности:
- дидактические игры;
- конструирование, рисование, аппликация, пластилинография, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание картин, чтение художественной литературы;
- просмотры обучающих фильмов;
- беседы, наблюдения в природе, опыты;
- моделирование.
Отдельно хотелось сказать о моделировании, так как именно модель – макет времени года – и стала конечным продуктом нашего проекта. Созданная совместно со всеми участниками проекта модель времени года – это продукт, позволяющий систематизировать полученную детьми информацию об изучаемом времени года и главное – сформировать в сознании дошкольников необходимый образ.
Выводы.
Значительный потенциал формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста заложен в проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности мышления ребенка, формирует уверенность в собственных возможностях, воспитывает настойчивость, целеустремленность и значительно повышает интерес дошкольника к образовательной деятельности. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Таким образом, формирование временных представлений жизненно необходимо ребенку, оно послужит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени даст детям возможность активно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуального развития дошкольника. Использование метода проектной деятельности сделает эту работу успешной и интересной.