Елена Сутырина
Проект «Весна-красна идёт и песенку поёт!»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Сутырина Елена Ивановна – воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад №127 «Чайка»
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тип проекта: информационно – творческий
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (три недели).
Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель
Публикация «Проект „Весна-красна идёт и песенку поёт!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Песни. Все материалы на тему песен
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Актуальность.
Развитие ребенка в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно только тогда, когда дети будут располагать знаниями о ней, владеть несложными способами выращивания растений, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель. Знакомство с природой в любое время года формирует у детей любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи каждого педагога. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Опрос детей показал, что не все из них могут легко назвать признаки весны, не все могли установить простейшие связи между наступающим временем года и поведением птиц, животных, состоянием растительности. Снижен был и уровень речевого развития детей, активный и пассивный словарь был ограничен. В связи с этим, были проблемы и с построением развернутого высказывания и связанность речи детей. Поэтому перед воспитателем стояла задача - обогатить знания детей об изменениях происходящих весной в природе. В связи с этим была определена тема проекта.
Ожидаемый результат.
Предполагаю, что работа по проекту позволит:
- сформировать у детей более точные знания о признаках весны,
- научить устанавливать простейшие связи между наступающим временем года и поведением птиц, животных, состоянием растительности.
- активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта;
- совершенствовать монологическую форму речи, тем самым повысить речевую активность детей;
- систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности;
- продолжить формировать у детей способность активного слушателя;
- воспитать бережное и заботливое отношение к природе у дошкольников;
- укрепить дружеские отношения между родителями и желание помогать детям реализации данного проекта.
Цель проекта: расширить и углубить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать различные периоды весны.
2. Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
3. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное, заботливое отношение детей ко всем объектам пробуждающейся природы.
Подготовительный этап:
- опрос детей по теме проекта;
- формулировка цели и задач;
- разработка плана мероприятий; - подбор методической литературы по теме проекта; - обогащение развивающей среды: подбор демонстрационного материала и дидактических игр, атрибутов для игровой деятельности, костюмов для праздника,
Основной этап:
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, весенних месяцев, их последовательности.
2. Дать представление об изменениях в жизни животных и птиц с приходом весны, изменениях растительного мира.
3. Упражнять детей в составлении небольших рассказов по теме проекта.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей, желание познавать новое о весне.
2. Продолжать учить детей устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
3. Развивать у детей монологическую, диалогическую и связную речь, обогащать ее новыми словами и выражениями.
4. Способствовать умению применять полученные знания на практике и в самостоятельной активной деятельности. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.
2. Воспитывать желание помогать птицам, не трогать птиц и животных в лесу, птиц, вести себя тихо.
3. Способствовать воспитанию активного слушателя: умению слушать рассказы своих товарищей, не перебивать их.
Работа с родителями:
Задачи:
- познакомить родителей с предстоящим проектом, его задачами и представить отдельную информацию в родительском уголке;
- предложить родителям принять активное участие в реализации данного проекта.
Взаимодействие с детьми:
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Рассматривание иллюстраций на тему Весна;
2. Составление повествовательных рассказов о времени года весна;
3. Придумывание сказок и загадок о весне;
4. Рассматривание и обсуждение репродукций картин русских художников: А. Саврасов «Грачи прилетели»; С. Герасимов «Лед прошел».
5. Беседы: «Весна в лесу», «Насекомые весной», «Перелетные птицы», «Как птицы и звери весну встречают», «Первоцветы».
6. Речевые игры:
- «Один – много» (дождь – дожди, ручей – ручьи, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, насекомое – насекомые и т. д.);
- «Подбери слово» (к прилагательному подбирается существительное: весенний – ветер, звон, дождь, шум, месяц и т. д.);
- «Чей хвост?» (образование однокоренных слов: у медведя- медвежий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у лисы – лисий и т. д.).
7. Пальчиковые игры: «Капель»; «Цветок».
8. Чтение с обсуждением: Г. Скребицкий «Четыре художника», «Весна»; Г. Снегирев «Ласточка»; В. Бианки «Лесные домишки»; Г. Снегирев «Первое солнышко»; Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»; А. Прокофьев «Грачи».
9. Чтение рассказов Е. Чарушина «Лисята»; С. Есенин «Черёмуха», А. Толстой «Сорока», загадки, пословицы, поговорки, К. Бальмонт «Подснежник», «Майский ландыш», Г. Скрибицкий «На лесной полянке», А Платов «Неизвестный цветок», А. Павлова «Под кустом», Э. Шим «Сказки найденные в траве», В. Городецкий «Весенняя песенка»; народные приметы, поговорки о весне.
10. Заучивание стихов о весне: А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…»; С. Маршак «Апрель»; Е. Серова «Подснежник».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесной поляне».
2. Совместный труд: «Наведём порядок на площадке», «Посадка семян», «Посадка растений в цветник и на огород».
3. Беседы: «Кто больше всех радуется весне?», «Труд людей весной», «Какие опасности есть весной?» (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п.).
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Наблюдение за живой и неживой природой, растительным и животным миром на прогулках (ярко светит солнце, снег темнеет и начинает таять, появляются проталины, ледоход, первые цветы, бегут ручьи, птицы вьют гнёзда, поют песни, возвращаются с юга перелетные птицы, просыпаются дикие животные, появляются насекомые и т. д.).
2. Опытно – исследовательская деятельность: таяние снега; распускание первых листочков на деревьях; эксперимент с нагреванием белой и чёрной бумаги», опыты с тенью.
3. Дидактические игры: «Времена года», «Бывает – не бывает»; «Кто как кричит»; «Летает – не летает»; «Узнай цветок по описанию»; «У кого какой домик»; «Чьи припасы»; «Что в лесу растет»; «Кто в лесу живет», «Первоцветы».
Образовательная область «Физическое развитие».
1. Зарядка «Перелётные птицы», «Насекомые проснулись», «Деревья весной».
2. Подвижные игры: «Горелки»; «Гуси-лебеди», «Летает – не летает»; «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».
3. Логопедическая ритмика «Пришла весна».
4. Самостоятельно-двигательная активность детей в группе и на прогулке.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Рисование: «Весенний лес»; «Ветка сирени».
Лепка и аппликация: «Жаворонки».
«Ветка яблони». Лепка «Весенние цыплята».
Разучивание песен, танцев, музыкальных игр: «Здравствуй милая Весна», «Весна-красна идёт», «Подснежники», муз/дидактическая игра «Займи свой домик».
Взаимодействие с родителями: прогулки с родителями в весенний лес; изготовление скворечников для птиц; помощь родителей в подготовке костюмов к празднику, разучивании стихов.
Заключительный этап:
1. Создание коллективной стенгазеты «Здравствуй милая Весна!».
2. Организация выставки работ детей на тему «Весна-красна».
3. Праздничный утренник «Весна идет - весне дорогу!».
Достигнутый результат:
1. Проект способствовал возникновению интереса к природе весной.
2. Дошколята узнали о весенних изменениях в живой и неживой природе, весенних месяцах и их последовательности.
3. Проект способствовал обогащению словаря детей. В речи детей стали появляться такие слова как сокодвижение, ледоход, гнездование птиц и др.
4. Интерес детей способствовал повышению речевой активности детей, возникновению желания самостоятельно узнавать новую информацию через чтение книг, просмотр фильмов. В ходе проекта дети задавали много вопросов об изменениях в жизни птиц, растений и животных.
5. В ходе проекта дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах, учились работать в коллективе, прислушиваясь друг к другу, воспринимать разные мнения, вместе познавать мир.
6. Все дети поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать.
7. Проект укрепил дружеские отношения между родителями, детьми и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.