Людмила Карнаухова
Педагогический проект «Музей г. Братска: Ангарская деревня»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Музей г. Братска : Ангарская деревня»
Тип проекта : творческо-информационный.
Вид проекта : групповой.
Место проведения: г. Братск, МБДОУ «ДСКВ №102 Солнышко», группа «Аленький цветочек»
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Актуальность реализации проекта :
Публикация «Педагогический проект „Музей г, Братска: Ангарская деревня“» размещена в разделах
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающею его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Ведь именно от того как ребенок воспринимает окружающий мир в детстве, в большой степени зависит его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. И чем чаще в детстве ребенок сталкивается с красотой окружающего мира, с культурой своего народа, становится сам участником русских праздников, стремится сделать или нарисовать своими руками, тем богаче и щедрее его душа.
Мы задумались: как научить ребенка осознанно относится к русской культуре, ценить её красоту и самобытность, любить родные места, стремиться творить своими руками? Как воспитать ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны, гордиться за вой народ? В погоне за утилитарными ценностями мы, современные люди, часто забываем не только об истории своей страны, своей Родины, но и обо всем прекрасном, что нас окружает. Восстановить связь времен – одна из задач нравственного воспитания.
Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений, экскурсий. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый это делал индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым. Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием ее величия. Поэтому и возникла необходимость сделать проект, который позволит не только расширить и обогатить знания детей, но и объединит воспитателей и узких специалистов в решении данной проблемы. Исходя из выше сказанного, для своего проекта нами были выбраны следующие приоритеты:
• Посещение музея : выставок народно-прикладного искусства, картин художников, керамики, литья и т. д.
• Использование всех видов фольклора (сказки, хороводы, былины, поговорки и т. д., проведение народных праздников, ярмарок и традиций.
• Обучение детей приемам народно-прикладного искусства (лепка из глины).
• Знакомство с историей русской культуры (занятия, беседы, просмотр видеозаписей и слайдов).
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности! Поэтому так важно в наши дни возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотическое настроение, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, отбивает у детей желание проявлять себя творчески. Основой при формировании эстетического сознания подрастающего поколения, начиная с самого юного возраста, должны стать художественные ценности традиционной культуры, источником и фундаментом которых является фольклор и народное искусство.
Цель проекта : Разработать систему взаимодействия между воспитателями и узкими специалистами, которая позволит наиболее эффективно и качественно решать проблему формирования у старших дошкольников патриотических чувств и развития духовности.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.
• Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
• Развивать интерес к посещению музея. Воспитывать умного и грамотного зрителя, который будет уметь ценить прекрасное и возрождать то, что было утрачено за многие годы.
• Развивать творческий потенциал и способности, позволяющие ребёнку самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
• Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
• Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместных действий, посещений музея, проведения праздников.
• Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.
Предполагаемый результат:
• Дети должны получить первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа.
• Различать виды народно-прикладного искусства, жанры художественного и фольклорного творчества.
• Иметь представления о национальных традициях и праздниках.
• Испытывать желание реализовать свои творческие потребности на занятиях продуктивной деятельности.
• В результате совместной деятельности педагогов у детей будут сформированы: представления о духовных ценностях народа, зачатки культуры поведения и общения со сверстниками и взрослыми; будут отработаны единые методы и требования, направленные на развитие потенциальных способностей ребенка.
• В ДОУ будет накоплен исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями, который будет использоваться в работе с детьми – необходима его систематизация : изготовление стендов, приобретение коробок для хранение экспонатов, изготовление стеллажей для хранения, оформление тематических фотоальбомов, приобретение телевизора и DWD, пополнение фонотеки и видеотеки.
Предварительная работа.
Знакомство с русскими народными сказками «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Морозко», «Василиса Прекрасная» и другие. Просмотр художественных и мультипликационных фильмов по этим сказкам.
Экскурсия в Ангарскую деревню. Знакомство с русской избой, с предметами обихода.
Беседы о русских народных праздниках, о народных играх. Разучивание русских народных песен, песенок потешек, закличек, скороговорок, загадок, дразнилок, пословиц, поговорок.
Знакомство с народным промыслом (Дымковские игрушки, Филимоновские игрушки, Каргопольские игрушки, хохломская роспись, гжель и т. д.)
Лепка из глины игрушек и роспись их по известным нам народным промыслам.
Выставки детского творчества «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».
Беседа о музеях : зачем они нужны? что в них храниться? кто туда ходит и зачем?
Роль родителей в реализации проекта :
Участие в организации экскурсий в городской музей и «Ангарскую деревню».
Участие в организации «мини-музеев» (деревянной игрушки, головных уборов и т. д.) и коллекций в группе (коллекция значков, открыток и т. д.).
Изготовление пособий, костюмов, кокошников.
Участие в фольклорных праздниках.
Консультации: «Роль народно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Давайте попоем», «Что рассказал музей», «Воспитание патриотических чувств у детей».
Участие специалистов и воспитателей в проведении проекта :
Комплексные занятия по познавательной, изобразительной деятельности и фольклору.
Совместное проведение народных праздников.
Кружковая работа: студия народного промысла «Глиняшка», фольклорная студия «Потешки», кружок «Рукоделие».
Совместное посещение музеев.
Организация выставок детских работ, ярмарок.
Консультации для родителей и воспитателей.
Продукт проектной деятельности :
• Комплексно-тематический план по данному направлению, фотографии детской деятельности, поделки и рисунки детей, конспекты занятий, куклы одетые в национальный костюм, видеофильм о посещении музея «Ангарская деревня».
• Мультимедийная презентация (демонстрация слайдов, доклад)
Результативность:
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.
• Дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа.
• Различают виды народно-прикладного искусства, жанры художественного и фольклорного творчества.
• Имеют представления о традициях и праздниках русского народа.
• Испытывают желание реализовать свои творческие потребности на занятиях продуктивной деятельности.
• У детей повысился интерес к посещению музея.
• В ДОУ накоплен исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями, который будет использоваться в работе с детьми.
• Видеофильм о посещении музея Ангарская деревня.
• Мультимедийная презентация «Мы в музеи г. Братска : Ангарская деревня»
Список используемой литературы:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»
2. А. В. Терещенко «История культуры русского народа»
3. Т. Н. Карачунская «Музейная педагогика и изобразительная деятельность В ДОУ»
4. Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников»
5. Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству»
6. Т. Г Казакова «Детское изобразительное творчество»
7. А. Е. Клиентов «Народные промыслы»
8. В. П. Копцева «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное»
9. О. А. Соломенникова «Радость творчества» Знакомство детей с народным искусством
10. С. А. Жилинская «Живое наследие».
11. М. Забылин «Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия»/ М. 1990г.
12. В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»/ М. 1999
13. М. Т. Картавцева «Школа русского фольклора»/ М. 1994г.
14. Д. А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей»/ М. 2010