Кокотова Ираде Магамедовна
Педагогический проект «Я — гражданин»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 32 общеразвивающего вида»
623380, Свердловская область, г. Полевской, микрорайон Ялунина, д. 6
Разработала:
Кокотова Ираде Магамедовна
Воспитатель, СЗД
Пед. стаж 2,5 года
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье,
к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь
Публикация «Педагогический проект „Я — гражданин“» размещена в разделах
к родному переходит в любовь к своему государству,
к его истории, его прошлому и настоящему,
а затем ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв
Актуальность
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Мною разработан педагогический проект «Я гражданин» на основе парциальной программы Е. Соловьевой «Наследие и быль, и сказка», целью которого является формирование представлений о Родине, воспитание патриотических чувств, воспитание любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре города, созданной трудами родных и близких людей.
Все мероприятия в рамках проекта внедрены в практику.
Проект адресован воспитателям ДОУ.
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Принципы и подходы к формированию педагогического проекта :
• Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
• Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
• Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
• Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
• Принцип преемственности-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
• Принцип культуросообразности- этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Ожидаемый результат:
1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников, с использованием ИКТ
2. Фото- и видеотека для повышения компетентности родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
3. Создание банка дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.
3. Обогащение развивающей предметно– пространственной среды группы по нравственно – патриотическому развитию детей.
Предполагаемый результат
Дети должны знать.
• домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
• место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
• место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
• свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столиц нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
• представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
• название планеты, на которое мы живем.
Воспитание патриотизма не возможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми. В рамках социального партнерства мы регулярно вместе с детьми посещаем музеи: «Морской славы», «Пограничников славы», Музей Школы-лицей №4 «Интеллект».
С целью формирования патриотического сознания детей в рамках проекта разработала цикл интерактивных занятий: «Дети - герои Великой Отечественной войны», «Военные профессии», «Уроки памяти», «Современное вооружение», «Солдатская сказка», «Уроки мужества», «А закаты алые».
В группе я оформила развивающую предметно-пространственную среду. Создала центр патриотического воспитания, Мини-музеи: «Боевая техника», «Маленькие герои большой войны.
Созданы альбомы: "Прогулка по Москве», «Любимый город Полевской», «Северский трубный завод, сердце Полевского.
Провела цикл занятий и бесед на тему: «Нам завещаны память и слава». Дети услышали рассказы и стихи о суровых военных днях, о подвигах солдат Великой Отечественной Войны.
Разработали Виртуальные экскурсии: «Города-герои», «Военные машины», «Виртуальный зоопарк».
Мною разработаны и созданы дидактические игры:
«Собери флаг России» (целью которой является формирование знаний о флаге, его символике цвета, развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине. Ход игры: рассматриваем с детьми флаг России, уточняем его цвета, последовательность, представляем в мыслях наш флаг в виде цветущей России с мирным небом над головой и выкладываем его из разных частей).
«Собери картинку Военная техника» ( цель: систематизация знаний детей о военной технике. Вариантов игры много: Вариант№ 1. Перевернуть все карточки. После слов: "Все готово - посмотри, Первым ты давай ходи!"
Первый из игроков делает ход, открывая сразу две карточки. Если изображения на них оказались одинаковыми, то игрок забирает карточки себе и получает право ещё одного хода. Если же нет, то карточки кладутся строго нате места, где они лежали, картинками вниз. Далее ходит следующий игрок. Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше собранных пар карточек. Вариант № 2 Кто быстрее? По типу лото.
Один комплект карточек ведущий раздает поровну играющим, раскладывают их перед собой изображением вверх. А остальные (парные для первого комплекта) ведущий кладет перед собой изображением вниз. Затем берет карточки по одной и называет, что на них изображено. Например, «Танк». Игрок, у которого есть карточка с такой картинкой, говорит: «Мне нужен танк», берет карточку и кладет рядом со своей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет для всех своих карточек пары.).
Лепбук на военную тематику («Сложи солдатскую пилотку из бумаги», раскрась картинку на тему войны и Победы», военные профессии, Звания городов героев, Боевая техника времен ВОВ, пазлы: «Самолет», «Орудие», «Родина мать», «Неизвестный солдат», «Звезда героя», «Корабль», «Танк», картинки с датами военных действий, картинки с наградами).
«Профессии нашего города» (целью является продолжение знакомства детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитание уважения к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться).
«Расскажи о своей семье» (Эта игра способствует запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводит к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывает любовь и уважение к своей семье).
Большое внимание в работе уделяю взаимодействию с родителями. Родители в данном случае должны быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса : принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать вопросы воспитания. Организую совместные с детьми прогулки по городу, на Азов-гору, Думную гору, с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Таким образом, помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Рекомендую родителям для домашнего чтения произведения Павла Петровича Бажова, раскрывающие детям богатство природы родного края.
Использование ИКТ технологии позволяет в яркой и доступной форме рассказать детям о культурно-историческом наследии родного края, знакомить их с культурно-историческими объектами города (музеями, библиотекой, памятниками истории, созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края.
Благодаря этому у ребенка формируется чувство любви к родному городу, положительное отношение к местам, где он родился и живет, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Список Литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом.
2. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.
3. Буре Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности.
4. Вишневская В. Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей «Свет Руси» : Пос.
5. Гончарова Е. В. Экология для малышей. Региональная программа экологического воспитания дошкольников.
6. Елена Соловьёва, Лариса Царенко «Наследие и быль, и сказка пособие по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.
7. Кондрыкинскской Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду.