Инесса Васильевна Середонина
Проект «Я — гражданин России»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я – гражданин России»
«Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
В. В. Путин.
Актуальность тематики.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности. Согласно стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетными задачами Российской Федерации становится – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
Публикация «Проект „Я — гражданин России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
С 1 января 2014 года введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, в содержании которого отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Последние исследования показывают, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родной стране, традициях народностей, проживающих на территории нашей страны. Порой равнодушное отношение к близким людям, пожилым, друзьям по группе, проявляют недостаток сочувствия и сострадания горю. Так же недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, нашей планеты. Наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью общего мироздания часто не наблюдается. В любом виде деятельности взрослые (педагоги, специалисты, родители, окружающие) могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство любви Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим близким.
Для будущего страны важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения, любви, заботе и не страдали от негативных последствий. Знали свои права и умели их применять на практике. Поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира, дать детям представление о правах человека, и ребенка, в частности, а также о демократическом устройстве общества. Реализация данного проекта будет способствовать тому, что во взрослой жизни они не останутся равнодушными к проблемам страны, своего народа, города, коллектива, смогут отстаивать свои интересы, знать, как защитить себя в случае непредвиденных ситуаций, научатся ответственно относиться к праву «избирать и быть избранным». Поймут важную истину: «От выбора каждого зависит судьба страны».
Проект «Я – гражданин России» предоставляет дошкольникам возможность получать новые знания, пробуждает и развивает интерес к разным видам деятельности. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить. Использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность, способность добывать новые знания, используя разные способы, почувствовать свои силы в решении актуальных, социально значимых проблем. Приобрести необходимый личный опыт на практике, участвуя в квесте «Я – гражданин России» и деловой игре «Выборы президента группы».
Таким образом, проектная модель гражданского образования позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель не противоречит следующей ступени – начальному образованию в школе – путь к непрерывному гражданскому образованию, дополняясь и расширяясь. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм. Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.
2. Подходы других исследователей к решению подобной задачи.
Первые упоминания о патриотическом воспитании подрастающего поколения можно найти в произведениях древнерусской литературы, которые воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию патриотического сознания. Упор был направлен на воспитание защитника русской земли, своего Отечества.
В самое последнее время наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е. А. Казаева, краеведения как средства патриотического воспитания (Л. А. Кондрыкинская) и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на «старые» проблемы. Сейчас ученые выделяют следующие «этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности)».
3. описание сущности опыта.
Название проекта «Я – Гражданин России».
Тип проекта – игровой сюжетно-ролевой, практико-ориентированный. Технологии, применяемые в проекте : квест, деловая игра. Продолжительность проекта : среднесрочный. Цель проекта : Привлечение внимания родителей к теме: «Гражданско-правовое воспитание дошкольников»; формирование у воспитанников детского сада и их родителей гражданско-правовой активной жизненной позиции, понимание значения выбора и выборов в их жизни.
Направление работы по проекту «Я – гражданин России»» включает в себя мероприятия, которые могут быть применены как в непрерывной образовательной деятельности, так и в совместной. Данный проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, формирует у детей гражданскую позицию, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, выбирать из предложенных альтернатив значимые для них события, ситуации, персоны, позволяет активно включаться в мероприятия для улучшения жизнедеятельности ребенка в условиях дошкольного учреждения и социума. Во время проведения проекта дошкольники могут активно участвовать в предлагаемых мероприятиях нашего проекта, направленных не только на приобретение воспитанниками сугубо теоретических правовых знаний, но и на выработку активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству, формированию готовности детей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие окружающих людей.
Задачи проекта :
1. дать представления об основных правах и свободах человека и ребенка, о правилах и законах; о выборах и избирательном праве; о процедуре демократических выборов; о гражданской ответственности.
2. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать правильно атрибуты и знать их название.
3. Закреплять знания детей о флаге, гербе, гимне РФ.
4. научить уважать права и свободы друг друга; выполнять установленные нормы и правила поведения; уметь осуществлять самостоятельный выбор и обосновывать его; спокойно отстаивать свое мнение; вести диалог.
5. создать условия для формирования у детей навыков выбирать, участвовать в процедуре выборов вместе со взрослыми.
6. обобщать представления детей о процедуре выборов, способах агитации (плакаты, публичные выступления); выполнять игровые социальные роли: «избиратели», «кандидаты» «члены избирательной комиссии»;
7. развивать навыки сотрудничества между детьми и взрослыми.
8. Углублять и уточнять представления о Родине – России.
9. Продолжать расширять представления о родном крае.
10. Продолжать обогащать словарь.
11. Формировать умение выражать и отстаивать свое мнение.
12. Закрепить знания детей о праве выбирать и быть избранным.
Ожидаемый результат:
1. Знает герб, флаг и гимн РФ.
2. Способен действовать самостоятельно.
3. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
4. Умеет осуществлять самостоятельный выбор и обосновывать его; спокойно отстаивать свое мнение; вести диалог.
5. Знает и уважает права и свободы друг друга.
Сроки реализации ноябрь – март. Участники проекта : дети подготовительной группы №6, педагоги, родители, представители администрации ДОУ.
Итоги практической деятельности проекта активизирована познавательная и игровая активность детей. Дети имеют первичные представления о таком событии как выборы, их значении в жизни людей, процедуре, атрибутах, пр. Дети в игре и в повседневной жизни проявляют навыки: доброжелательного отношения друг к другу, оказания помощи в игре, обсуждения различных вопросов.
Родители приняли участие в подготовке к игре, в ее процедуре, участвовали в различных акциях, и мероприятиях игрового проекта, пополнили свои знания в вопросах выборной компании.
Педагоги ДОУ совершенствовали свою компетентность в вопросах организации детской игры, организации совместных детско-родительских мероприятий, сами стали участниками игры.
Изменена предметно-развивающая среда ДОУ (пополнение игрового центра атрибутами для игры по данной теме, оформлены различные выставки детских и детско-родительских работ (рисунки, альбомы, фотоколлажи и др., обеспечивающая развитие интереса взрослых и детей к теме гражданско-правового воспитания в дошкольном учреждении и в условиях семьи. Практическая направленность проекта способствует более успешному развитию детей.
Правовое воспитание, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях, необходимо для формирования личности как современного члена гражданского общества. Социализация детей в детском саду проходит через игровую деятельность. Для реализации поставленных задач целесообразно обратиться к проектной деятельности. Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Проект имеет игровой сюжет, носит комплексный интегративный характер (является частью образовательной деятельности в детском саду по направлениям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»). Практическая значимость проекта состоит в том, что подготовленный содержательный методический материал может быть полезен для педагогов и родителей при организации работы по правовому воспитанию будущего гражданина в условиях каждого образовательного учреждения.
Основные принципы проекта : 1. Принцип целенаправленности. 2. Принцип систематичности. 3. Принцип доступности. 4. Принцип наглядности. 5. Принцип интегрированного подхода. 6. Принцип воспитывающего и развивающего образования.
Деятельность каждого участника проекта на разных этапах.
Этапы работы Содержание Взаимодействие с воспитанниками. Взаимодействие с родителями.
Подготовительный.
Ноябрь Определение темы, целей и задач проекта, типа проекта. Обсуждают или предлагают тему проекта, цели, задачи. Отбор идей. Знакомятся с темой проекта, изучают материалы, рассказывают дома о теме проекта, повышают базовые знания детей. (совместно с педагогом)
Практический
Декабрь Квест на закрепление Участвуя в квесте, учатся применять полученные знания на практике и находить взаимосвязи. Собирают в целое понятия Вселенная-планета-Россия – Челябинск – наш район – наш детский сад – я. Совместно с детьми готовятся и участвуют в квесте. Анализируют тематику, дополняют сведения дошкольников.
Подготовительный
Январь
Проведение цикла бесед, мультфильмы, просмотр выборов президента. Выдвигаются кандидаты, готовят свои предвыборные программы, готовятся их презентовать. Готовят вместе с детьми программы, помогают в защите. Изготовление атрибутов для игры «Выборы». Чтение художественной литературы.
Практический
Февраль Деловая игра «Выборы президента группы» Участвуя в выборах, дошкольники реализуют на практике право избирать и быть избранным, учатся отстаивать свою точку зрения, умение презентовать себя, отвечать на вопросы. Совместно с детьми готовятся и участвуют в выборах.
Результаты проекта - разработан, апробирован и внедрен в реальный педагогический процесс ДОУ проект «Я – гражданин России»;
-дети познакомились со своими правами, научились их отстаивать.
-дети познакомились с темой «Выборы», получили знания, как выглядит избирательный участок и избирательный бюллетень, имеют представление о том, как работают члены комиссии в день голосования;
-дети и родители имели возможность выражения своего мнения, позиции.
Результаты проекта «Я-гражданин России» основывались на оценке степени активности и удовлетворенности детей и родителей через анкетирование родителей и рисунки детей, участие в конкурсах. Прошла фотовыставка совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Проведен квест и деловая игра. Были получены отзывы родителей.
Дальнейшее развитие проекта : пополнение материалом развивающей среды в группе. Подбор иллюстраций, художественной, научной литературы по данной теме. Создание выставок рисунков по теме проекта «Я с родителями иду на выборы». Организация встречи с интересными людьми – раз в месяц. Разработка и реализация Проекта «Растим лидера».