Ковальчук Надежда Николаевна
Образовательный педагогический проект «Я — маленький гражданин могучей державы!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории - Ковальчук Надежда Николаевна.
Тип проекта по методу: исследовательский
по цели: практико – ориентированный, познавательно - творческий
по времени: долгосрочный, 1 год
Публикация «Образовательный педагогический проект „Я — маленький гражданин могучей державы!“» размещена в разделах
Срок реализации: 1 год: июль 2016г. - май 2017г.
Участники проекта: Проект направлен на детей старшего дошкольного возраста, на участие воспитателей в проекте, на развитие сотрудничества с родителями и социального партнерства с учителями, библиотекарями, педагогами дополнительного образования «Спектр».
Проблема: Задача воспитания чувства патриотизма у дошкольников традиционно решается в ДОУ, отсутствует системная целенаправленная деятельность, формально реализуется программное содержание по четким образцам без учета интересов и индивидуальных особенностей детей, родители мало заинтересованы в непосредственном участии развития и воспитания своего ребенка в данном направлении.
Актуальность проекта:
Возрождение патриотического воспитания - это шаг к возрождению России. Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее».
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Новизна проекта:
Использование метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Именно
проектная технология позволяет:
Длительно, систематически и целенаправленно воздействовать на ребенка. Центральное место в проекте – ребенок.
В основе метода проектов лежит разнообразие форм и методов работы по воспитанию патриотических чувств у детей, в процессе подготовки и реализации проектной деятельности могут вноситься коррективы.
Реализация проекта проводится с учетом регионального компонента.
Увеличение мотивационного потенциала для всех субъектов образовательного процесса – самореализация педагогов, детей и родителей, создание ими разнообразных образовательных продуктов.
Цель проекта: формирование основ патриотизма и нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов.
Задачи проекта:
Образовательно-педагогические:
Повышение профессиональной компетентности воспитателей, раскрытие их педагогического мастерства и творчества в процессе реализации проекта.
Создание образовательной развивающей предметно – пространственной среды в группе.
Разработка проектов, перспективного планирования по данной теме с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей данной группы.
Копилка собственных методических разработок в рамках проекта.
Активное вовлечение семьи в процесс проектной деятельности в качестве равноправного партнера.
Задачи по социально-личностному развитию и воспитанию нравственных патриотическо - гражданственных чувств у детей старшего дошкольного возраста:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому и семье, детскому саду, любимому поселку, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
Воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Формирование представления у детей о Земле и жизни людей на Земле.
Развитие познавательной и самостоятельной творческой продуктивной деятельности у старших дошкольников, коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности.
Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Гипотеза: Если в образовательный процесс ввести системно организованную познавательную деятельность с элементами проблемного обучения, то это позволит создать мотивацию у детей по расширению знаний о родной стране, любимом крае, что будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Формирование патриотических чувств будет проходить эффективнее, если установить тесную связь с семьёй.
Принципы проекта:
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой — создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Планируемые результаты:
Ожидаемые результаты для педагогов:
Систематизация информационных источников по теме проекта.
Копилка методических разработок и рекомендаций для родителей и воспитателей.
Создание и обогащение развивающей предметно – пространственной среды по теме позволит развивать и активизировать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей, основанную на их интересах и возрастных потребностях.
Тесное партнерство с родителями изменит их отношение к образованию в ДОУ, вовлечет в непосредственную активную деятельность и участие в развитии и воспитании своего ребенка.
Ожидаемые результаты для воспитанников:
Пробуждение познавательного интереса и проявление патриотических чувств у детей к малой и большой Родине, к планете Земля.
Дети знают и называют:
• Домашний адрес; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; с удовольствием идут в детский сад.
• Место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Дети имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
• Место проживания: поселок, область; символику поселка, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну поселка и области.
• Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети знают флаг, герб, гимн России.
• Знают природу России, бережно относятся к ней.
• Дети знают, что они являются жителями планеты Земля.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационно - ознакомительный (июль – август 2016г.);
2 этап – организационно – исследовательски - практический (сентябрь 2016г. – апрель 2017г.);
3 этап – обобщающий этап (май 2017г.)
1 этап -организационно - ознакомительный июль – август 2016г.
1. Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики по теме данного проекта.
2. Организация работы по разработке проектов по данной теме, проектно – тематического перспективного планирования на год, составление плана работы с родителями и социальными учреждениями.
Разработать проекты:
«Моя семья и детский сад – моя маленькая Родина»
«Югра - мой край родной!»
«Россия – Родина моя!»
«Земля – планета, на которой мы живём».
Основной принцип модели воспитания патриотизма у дошкольников: «Постоянное познание от малого к большому». Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
2 этап - организационно – исследовательски - практический сентябрь 2016г. – апрель 2017г.
Реализация проектов:
Проект «Моя семья и детский сад – моя маленькая Родина»
Актуальность:
Воспитание у ребенка любви к самому близкому – к родному дому и детскому саду - это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
В настоящее время родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создание условий для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны осознать, что они не только должны получать, но и необходимо отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, уметь дружить, сострадать, словом и делом помогать.
Цель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи проекта:
1. Воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду.
2. Создание эмоциональной благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Упражнение детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Совместное обсуждение проектов, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
6. Предоставление детям возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
7. Соблюдение права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
8. Способствование активному вовлечению родителей.
Проект «Югра - мой край родной!
Актуальность:
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе или поселке, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием
родного края – Ханты-Мансийского автономного округа. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время
приобщается к богатствам национальной культуры.
Цель проекта: воспитание достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину - Югру и поселок Излучинск.
Задачи проекта:
1. Формирование представлений у старших дошкольников о родном крае, родном поселке, его достопримечательностях, приобщение дошкольников к истории и культуре родного
города, местным достопримечательностям.
2. Развитие интереса у детей к культуре народов Севера через знакомство с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов ханты и манси.
3. Развитие интереса у детей к родной природе, желание больше узнать о природном разнообразии и особенностях Югорского края.
4. Воспитание любви и уважения к родному краю.
Проект «Россия – Родина моя!»
Актуальность:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия. Российская Федерация - одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей.
Цель проекта: воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России.
Задачи проекта:
1. Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.
2. Ознакомление детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
4. Знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством, отображение впечатлений детей в продуктивной деятельности.
5. Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.
Проект «Земля – планета, на которой мы живём»
Актуальность:
Заключительной, четвертой ступенью нравственно-патриотического воспитания детей является знакомство с Землей – нашим общим домом. Дети должны знать, что наша планета живой организм, что она, так же как и мы, может болеть, если люди обижают природу и друг друга. И мы – люди планеты Земля, должны уважать друг друга, защищать, любить и заботиться о своей планете.
Цель проекта: формирование представлений у детей о планете Земля, подведение их к осознанию и принятию ответственности, как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету.
Задачи проекта:
1. Ознакомление воспитанников с картой мира, с глобусом (учить находить и показывать 5–6 разных стран мира).
2. Развитие интереса у детей к проблемным вопросам: почему на Земле существует жизнь, а на других планетах нет? Кто населяет Землю?
3. Ознакомлени детей с многообразием народов живущих на Земле. Показать различия и сходство народов разных рас.
4. Воспитание у детей любви к природе Земли, желание беречь и защищать ее.
3 этап - обобщающий этап - май 2017г.
• Обобщение и представление опыта работы – доклад-по формированию основ патриотизма и нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов на Совете педагогов, мастер – класс для молодых специалистов.
• Конкурс «Родитель года – 2017» - по итогам деятельности родителей по проекту за год.
• Публикация материалов по проекту на Международном сайте для воспитателей maam.ru и сайте дошкольного учреждения «Сказка».
• Участие в районном конкурсе на премию Главы Нижневартовского района «Лучший воспитатель».
• Участие воспитанников в разных конкурсах.
Информационные ресурсы:
1. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании:развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности / авт. - сост. Л. П. Пяткова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 175с.
2. Вишневская В. Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М. : АРКТИ, 2004.
3. Виноградова Л. Дорогая моя столица //Дошкольное воспитание. – 1997.
4. Дудникова С. А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. //Детский сад от А до Я. – 2007. - №6.
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
6. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание
дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и
учителей / авт. – сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. – М. :АРКТИ, 2003.
9. Лебедева О. В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
10.9. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Спрашивайте – отвечаем! Ответы на вопросы педагогов ДОУ по проблемам воспитания детей / М. Д Маханева, С. В. Рещикова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
11. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности / под ред. А. А. Остапца и др.
12. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
13. Проектный метод в организации познавательно исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 213. – 304с.
14. Усачёва Т. В. Программа патриотического воспитания дошкольников. //Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2010. - №4.
15. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Методическое пособие – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 67с.
16. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников/ Е. В. Михеева – Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 год. – 223с.
17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду В. И. Логинова, Т. И. Бабаева / под ред. Т. И. Бабаевой, А. Михайловой, Л. М.
18. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения //Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – Москва: АРКТИ, 2005г.