Ольга Викторовна Бурцева
Педагогический опыт Тема опыта: «Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность педагогического опыта.
В детской деятельности нет места, где речь не используется, она нужна везде, особенно на этапе обучения. Успех обучения зависит от качества речи. Чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального психического развития человека. С помощью речи ребенок легко общается с окружающим миром, узнает много нового и интересного, может выражать свои мысли, желания и потребности.
Публикация «Педагогический опыт Тема опыта: „Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Но, к сожалению, в настоящее время дети все чаще испытывают нарушения речи, которые резко ограничивают их общение с другими людьми. Образный, богатый синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников является очень редким явлением.
Неполноценное речевое развитие влияет на формирование неречевых психических процессов: недостаточно внимания уделяется, снижается словесная память, страдает производительность памяти. В моей практике были трудности в обучении связной речи. Дети не могли сосредоточить свое внимание на каком-либо значимом для них событии или произведении искусства, они не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Я считаю, что если использовать методику мнемотехники для обучения детей связной речи, это поможет ребенку быть более общительным, расширит его словарный запас, ребенок научится говорить связно, рассказывать, выражать свои мысли.
Актуальность мнемоники для детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что именно в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, а запоминание в основном непроизвольно: дети лучше запоминают события, предметы, факты и явления, близкие к их жизненному опыту. Методы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти, формируя дополнительные ассоциации.
Основная идея опыта.
Основное внимание в моей работе уделяется детям старшего дошкольного возраста.
Я считаю, что невозможно решить проблему развития речи детей без поиска и реализации новых подходов к развитию речи дошкольников.
Поэтому одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю использование технологии мнемотехники в учебном процессе в совместной и самостоятельной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, хранение и воспроизведение информации. Он использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, хранения и отзыва информации.
Главной целью моего опыта я считаю внедрение мнемотехники в работу по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания и творческого мышления; способность детей превращать абстрактные символы в образы;
2. Способствовать развитию умения работать по модели, согласно правилам, слушать взрослого и следовать его инструкциям;
3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению составлять схемы и воспроизводить их самостоятельно.
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
5. Способствовать развитию связной речи, расширять и обогащать словарный запас детей;
6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброй воли, независимости, инициативы, ответственности;
7. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего нас мира; развивать интерес и мотивацию к изучению новых и неизвестных вещей в окружающем нас мире; принимать активное участие в образовательном процессе;
8. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные проблемы адекватно возрасту, применять знания и методы деятельности при решении проблем.
Теоретическая база педагогического опыта.
До изобретения письма люди использовали самые простые способы запоминания, позволяя им запоминать большие объемы информации. Это различные типы символов, все знакомые узлы для памяти, используются для запоминания различных предметов, надрезов, пальцев и так далее.
Одним из таких способов запоминания является «мнемоника». «Мнемоника» - это область прикладных аспектов психологии памяти, это просто некая связь между теоретическим и практическим изучением памяти.
По словам Р. Солсо, «использование мнемонических методов наиболее эффективно при хранении и кодировании, а также при воспроизведении информации».
Впервые понятие «мнемоника» было введено Пифагором Самосским (6 век до нашей эры, названным в честь древнегреческой богини Мнемозины, матери девяти муз (покровителей искусств и наук). Понятие «мнемоника» - произошло от древнегреческого слова «мнемоника» - память, а также от слова «мнемоника» - искусство запоминания.
Основой мнемотехники являются естественные механизмы памяти, использование которых позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Владение мнемотехническими приемами это, прежде всего овладение инструментальными навыками, которые приобретаются через систематическое и планомерное обучение.
С развитием педагогики, как науки, а особенно в 20-х г. прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей. Ученые исследователи изучали влияние памяти на становление и развитие ребенка, а так же исследовали и разрабатывали методы и приемы, позволяющие эффективно облегчить и усовершенствовать образовательный процесс.
К данному периоду в России появилось множество пособий и руководств по улучшению памяти. Одним из таких руководств была работа В. Фармаковского "Педагогическая Мнемоника", именно с его исследований начинается период расхождения взглядов мнемонистов. Одни считали, что работу памяти можно увеличить, через усиление искусственных ассоциативных связей при запоминании больших не связанных по смыслу объемов информации, по средствам использования различных методов, и техник, использование мнемотехники, как основного метода развития памяти. Другие пошли по пути создания условий для лучшего процесса запоминания; это и учет возрастных особенностей и предмета деятельности, способов переработки информации, формирование и осознание цель запоминания, создание благоприятных эмоциональных установок, систематизированное повторение, педагогическая мнемоника по М. А. Зиганову.
В нашей стране данную тему изучали лишь отдельные ученые психологи: Л. С. Выготский, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лури. На проблему изучения и практического применения мнемотехники в образовании, наш отечественный профессор Г. Челпанов, основатель и директор Московского психологического института, в своей книге "О памяти и мнемонике" указал на то, что в России на тот период, мнемотехники, как целостной системы и учебной дисциплины не существует.
До 1990 года мнемотехника в нашей стране существовала в виде разрозненных приемов, и не имело теоретической основы, не объясняла механизмы памяти, в отдельных изданиях описывались только отдельные приемы, и содержали множество методических ошибок. И только в конце 90- х, некоторые специалисты уже осознанно стали выделять мнемотехнику в разряд дидактического материала. Но все разработки и рекомендации по использованию мнемотехнических приемов в работе с детьми, данного периода имеют разрозненный вид.
Стоит указать, что серьезными методическими изданием в нашей стране, в которых проведена систематизация приемов мнемотехники являются; визуальная методика, система запоминания "Джордано", автор В. Казаренко, и метод речевых способов "Школа памяти" Самвела Гарибяна.
Новизна педагогического опыта.
Новизна моего педагогического опыта заключается в целесообразном слиянии визуализации, плана высказываний и игривого характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и формы, аудио (слушат объяснения воспитателя и рассказы сверстников).
Наглядность является одним из основных дидактических принципов педагогики. Действия с объектами, их визуальное восприятие является первым этапом в развитии мышления ребенка, поэтому важно использовать визуальный материал на протяжении всего процесса. В последнее время методы мнемотехники нашли широкое применение в педагогической практике для обучения детей дошкольного возраста.
Содержание мнемотаблицы представляет собой графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, природных явлений, определенных действий и т. Д. Путем выделения основных смысловых связей сюжета истории. Главное, передать условно визуальную схему, изобразить так, чтобы рисунок был понятен детям.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию детской речи. Мнемотаблицы используется в следующих случаях :
• обогатить словарный запас детей
• при обучении рассказыванию историй
• при пересказе художественной литературы
• при угадывании и разгадывании загадок
• при запоминании стихов
Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребенка в области познания.
Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают память путем формирования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: «Научите своего ребенка нескольким неизвестным ему пяти словам - он будет мучиться долго и напрасно, но сопоставьте двадцать таких слов с картинками, и он выучит их на лету».
Технология представляемого педагогического опыта
Несомненно, основой базой для развития речи является дошкольное учреждение. Именно в детском саду создается особая среда, которая способствует наиболее полному раскрытию речевых способностей детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Основной и отличительной чертой современного общества является замена живого человеческого общения на компьютерную зависимость. Отсутствие общения между родителями и их детьми, игнорирование речевых трудностей только увеличивает количество детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Дети моей группы «Ромашка» не являются исключением, уровень развития их речи также требует большого внимания. Для повышения уровня речевой активности детей, мной было принято решение использовать нетрадиционные методы развития, а именно использовать технологию мнемотаблиц, чтобы более активно привлекать родителей к сотрудничеству с ДОУ в развитии детской речи.
Развитие связной речи целесообразно в совместной организованной деятельности детей и педагога как наиболее доступной модели для этого возраста. В данном случае это непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдения, формированию наиболее внятных и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
Материал занятий был выбран мной так, что одно упражнение объединяет, углубляет, показывает с разных сторон изучаемый материал, а в другом упражнении, и переходит от простого к сложному.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Её можно разделить на три этапа.
I этап: Чтобы начать работу с детьми, необходимо ознакомиться с символикой. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. В более старшем возрасте, когда дети научатся мыслить образно, можно подключать их к работы с символами. Я обычно предлагаю детей помочь мне «спрятать» слово в картинку.
Этот этап работы также называется работой с мнемоническими квадратами.
На этом этапе работы я провожу с детьми такие игры, как:
«Подскажи словечко»
«Найди пару»
«Скажу по – другому»
«Скажи наоборот»
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов. На этом этапе мы учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемотическими дорожками.
III этап: на этом этапе начинается работа с мнемотическими таблицами.
Необходимо начать работу с простейшими мнемоническими квадратами, последовательно переключаться на мнемонические дорожки, а затем на мнемонические таблицы.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивание стихов. Для каждого слова или фразы создается картинка (изображение); таким образом, целое стихотворение схематично зарисовано. После этого ребенок по памяти, используя мнемотаблицу, воспроизводит целое стихотворение.
В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые трудности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Зачастую первые рассказы по моделях очень схематичны. Чтобы уменьшить сложность, я включила задачи по активизации и обогащению словарного запаса в программу содержания мнемотаблиц.
Использование мнемотехники - это, прежде всего, начальная «стартовая», наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитие речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, используйте его без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить другие работы по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и т. д.
Для родителей воспитанников, мной был проведен мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в дошкольном образовательном учреждение и в повседневной жизни при заучивание стихов с детьми». Одной из целей этого мероприятия было ознакомление родителей с мнемотехникой при заучивание стихов с детьми и вовлечение родителей в процесс формирования у детей интереса к запоминанию стихов, расширению словарного запаса и развитию связной речи среди детей дошкольного возраста. Для родителей воспитанников были разработаны буклеты на тему: «Мнемотехника в помощь мамам и папам». Был также проведен опрос родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». Консультации на тему: «Пополнение словарного запаса ребенка дома», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»; индивидуальные консультации по интересующим темам; составление визуальной информации в родительском углу.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники, совместной работы с родителями воспитанников дает свои положительные результаты.
Мне удалось повысить уровень речевой активности детей за счет взаимодействия с родителями воспитанников, через использование мнемотехники. Все это способствовало улучшению речевой активности у детей.
В ходе этой работы я убедился, что можно применять модельные схемы на других занятиях, в других видах деятельности (продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и т. Д.).
Чем раньше вы научите детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотехнику, тем лучше ребенок сможет подготовится к школе, поскольку связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и его готовности к обучению в школе.
Но следует отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые трудности, так как сложно следовать предлагаемому плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям очень отрывочны. Чтобы минимизировать эти трудности, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Подчеркну, что вся работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Это, прежде всего, как начальная, «стартовая», наиболее значимая и эффективная работа, поскольку использование мнемотаблиц облегчает детям восприятие и обработку визуальной информации, ее сохранение и воспроизведение.
Использование мнемотехники в своей работе доказало, что эта методика действительно работает и помогает детям учиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдение, интерес к миру, навыки самопроверки.
Результативность педагогического опыта.
Что дает нам использование мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста? Для себя я определила несколько преимуществ, например:
Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
Развивается речь, увеличивается словарный запас.
Представления об окружающем мире расширяются.
Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
Раскрываются творческие способности детей.
Конечно, мы не должны забывать и о недостатках. При правильном использовании у мнемотехники очень мало. На начальном этапе применения у детей небольшой словарный запас, поэтому им может быть сложно, работать с использованием такой методики. Нет необходимости злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда слишком легко понять свойства и запомнить признаки - это тормозит развитие ребенка. Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо научить ребенка механическому запоминанию информации, такой навык также будет полезен в будущем.
В результате проведения диагностического исследования по методике «пересказ текста» И. Ф. Марковской были выявлены определенные изменения в речевом развитии.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов позволил выявить положительную динамику в формировании связной речи старших дошкольников. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что после проведения занятий по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники видно, что у определенного процента детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи.
Опыт показывает, что приемы мнемотехники служат эффективным средством развития речи дошкольников.
У детей :
• круг знаний о мире расширяется;
• есть желание пересказать тексты, придумать интересные истории;
• есть интерес к запоминанию стихотворений, скороговорок, загадок;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают стеснительность, стеснительность, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Таким образом, несмотря на то, что достижения детей в усвоение родного языка с помощью мнемотехники значительны, речь все еще далека от совершенства.
Подчеркиваю, что вся работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Это, прежде всего, как начальная, «стартовая», наиболее значимая и эффективная работа, поскольку использование мнемонических таблиц облегчает детям восприятие и обработку визуальной информации, ее сохранение и воспроизведение.
Этот педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам педагогических учреждений.
Список литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М. : Мозайка-Синтез, 1999
2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.
3. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.
4. Выгодский Л. С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352
5. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
6. Войкова С. В. “Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников”.
7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.
8. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16
9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92
10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с. 18
11. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
12. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд. 2-е, перераб. - СПб. , : Акцидент, 1996
13. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
14. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
15. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологию - СПб, 2000 г
17. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
18. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.
19. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993
20. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М. : Институт психотерапии, 2001. - 240 с., стр. 57.
21. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288
22. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
23. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С. 59