Наталия Подледнова
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она для него значима, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Весь персонал структурного подразделения - детского сада № 26 «Золотой улей» г. о. Чапаевск вовлечен в процесс создания всех необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать творческий потенциал каждого ребенка.
Публикация «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей дошкольников» размещена в разделах
Анализ кадрового обеспечения ДОО позволяет сделать вывод, что коллектив имеет достаточно высокий профессиональный уровень, стремится к самосовершенствованию и повышению образовательного уровня, что позволило коллективу ДОО постоянно осуществлять внедрение программ дополнительного образования, содержание которых обеспечивает целостность воспитательного процесса. Кадровая политика руководства опирается на развитие профессиональной компетентности педагогов и личностно-ориентированном подходе к детям.
На базе детского сада уже длительное время ведется работа по организации дополнительного образования для детей дошкольников.
Для чего детскому саду дополнительное образование?
Во-первых, для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях.
Во-вторых, это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника.
Дополнительное образование - это особое образовательное пространство, где объективно задаётся множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.
Все кружки бесплатные и помогают детям развиваться в различных направлениях.
Количество кружков ежегодно колеблется в пределах от 6-ти до 8-ми, чтобы у родителей дошкольников был выбор.
В ДОУ через организацию кружковой деятельности реализуются программы дополнительного образования по следующим направлениям:
- физическому развитию;
- художественно-эстетическому развитию;
- познавательному развитию;
В настоящее время педагоги учреждения для реализации дополнительных программ все более осознанно начинают использовать новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.
В учреждениях применяются таких вариантов дифференциации, как:
• комплектование групп однородного состава;
• внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
Подготовка образовательного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» воспитанника. Таким образом, образовательный процесс организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики вида деятельности на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в образовании ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи.
Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:
1) Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
2) Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (т. е. «завести мотор»). Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
3) Основной этап – усвоение знаний и умений. Информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам.
4) Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Весьма важной задачей технологии дифференцированного образования по интересам является определение специальных интересов, наклонностей, способностей детей. Для этого в учреждении разработана система психолого-педагогической диагностики по интересам, которая включает:
• ежегодный опрос, педагогов, родителей;
• тестирование развития специальных способностей;
• определение готовности и области интересов вновь поступающего ребенка;
• профориентационную диагностику;
• определение интересов и других показателей для дифференциации.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию образования, что означает организацию образовательного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность воспитанников. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Игровые технологии как социально-психологический феномен являются своеобразной техникой освоения культуры человечества.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
В практической работе воспитатели часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие", "Путешествие во времени" и т. п. Особенностью таких занятий является подготовка воспитанников к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ребенку необходимо действовать.
Игровая технология применяются педагогами в работе с дошкольниками различного возраста, от самых маленьких до самых старших и используются при организации занятий дополнительного образования по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.
Новые технологии требуют от педагога умения разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса : наглядные пособия, раздаточный материал, для самостоятельной работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения контрольные задания, тесты и др.
Таковы общие направления разработки и внедрения современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей дошкольников. Какие-то из них пригодны для работы с одними группами воспитанников по конкретному направлению, другие – для других. Но общий вывод однозначен: ни одна из технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится, что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает отказаться. При этом каждый педагог будет являться «создателем» технологии, так как невозможна смена технологии без учета субъективного фактора и личного творчества, нельзя автоматически перенести чужой опыт в свою практику.
Таким образом, в ДОУ сложилась определенная система дополнительного образования, которая, несомненно, способствует повышению качества образовательных услуг.
9. Литература
1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ : Учебно-методическое пособие/ - СПб. : Детство Пресс, 2012. 112 с.
2. Белая К. Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ», М, «Сфера», 2005
3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании/- СПб. : Детство Пресс, 2012.