Наталья Башминова
Консультация «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) согласно последней медицинской классификации определяется как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если очень захочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Существуют несколько разновидностей синдрома дефицита внимания – с гиперактивностью и без гиперактивности. Следует отметить, что гиперактивность может быть и без дефицита внимания. Синдром дефицита внимания (СДВ) – пожалуй, самая распространенная форма нарушений поведения. Детей с СДВ около 15–20%. При этом он в 3–5 раз чаще встречается среди мальчиков. Пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины возникновения СДВ. Исследователи считают, что причиной синдрома является комплекс различных неблагоприятных факторов.
Публикация «Консультация „Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Слабая концентрация внимания, неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести начатое дело до конца – нередко эти проблемы принимают драматический характер. Учебные успехи даже на этапе подготовки к школе становятся обязанностью ребенка, и родители оказывают на него все большее давление. Неудачи, неумение регулировать свое поведение и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка. Всё это является препятствием компенсации и создаёт условия для возникновения новых проблем.
В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД, которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.
Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет право только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак на основе фиксации изменения двигательной активности ребенка.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагнозируется патология беременности и родов.
По мнению многих исследователей, важную роль в формировании ММД (минимальных мозговых дисфункций) играют социально – психологические факторы, в том числе внутрисемейные и несемейные:
• Воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей);
• Повторный брак у родителей;
• Частые конфликты в семье;
• Продолжительная разлука с родителями, в связи с проживанием у бабушки с дедушкой или в интернате;
• Тяжелое длительное заболевание (чаще всего онкологическое) или смерть одного из родителей;
• Низкая материальная обеспеченность семьи;
• Неблагоприятные бытовые условия (совместное проживание многих родственников в коммунальной квартире, отсутствие у ребенка отдельной комнаты).
Среди неблагоприятных факторов, влияющих на развитие СДВГ, И. В. Дубровина выделяет следующие:
1) Органические поражения мозга (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции);
2) Осложнения во время беременности матери;
3) Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
4) Генетический фактор (наследственная природа СДВГ);
5) Особенности нейрофизиологии и кейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС);
6) Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).
Следует отметить, что выраженность гиперактивности у детей с синдромом дефицита внимания варьирует в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6–7 лет, а к 14–15 годам гиперактивность постепенно уменьшается.
Нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, в снижении избирательности внимания (неспособен, надолго сосредоточиться, на определенной деятельности, выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое.
Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении учебных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На занятиях он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т. д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5–15 минут, а затем 3–7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя или воспитателя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5–15 минут.
Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранять концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики сели прямо и не отвлекались. Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.
К 5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится регулятором поведения ребенка. Речь в старшем дошкольном возрасте превращается в универсальное средство общения, возрастает ее выразительность, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач.
Общение ребенка с взрослым – основное и решающее условие становления всех психических способностей и качеств ребенка : мышления, речи, самооценки, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Общение со сверстниками оказывает влияние на самопознание. К ровеснику ребенок более требователен и объективен в оценке. Дети стремятся поддерживать положительные взаимоотношения и участвуют в общей деятельности. Мотивы с товарищами у детей 5–7 лет настолько сильны, что ребенок часто отказывается от своих интересов в пользу поддержания контакта.
В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают сюжетно – ролевые игры, подвижные и дидактические игры. Основной смысл данных игр – выполнение правил. Они подчиняются правилам и стремятся к успеху.
Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, коммуникативную.
В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более осознаются, приобретают произвольный характер.
Рассматривая внутрисемейные отношения и взаимодействия в семье, где растут дети, страдающие СДВГ, необходимо отметить несколько типов семей:
1. Семья, изучающая проблему СДВГ, принимающая ребёнка таким, какой он есть. Обращается за помощь к специалистам.
2. Семья, понимающая проблему, но перекладывающая ответственность за воспитание ребёнка с СДВГ на других (детский сад, школу и т. п.). Не обращается за помощью к специалистам или обращается, но не выполняет рекомендации.
3. Семья, не понимающая проблему СДВГ, не принимающая ребёнка таким, какой он есть, применяющая физическое и психическое насилие. Игнорирует помощь специалистов.
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» детей, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие стараются не обращать внимания на его поведение или предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые же родители, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком.
Продолжение следует.