Татьяна Пириг
Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к хоровому пению у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самый естественный и простой путь подготовки к восприятию музыки и создания положительного отношения к ней – это игровой момент при построении занятий. Поэтому начальному этапу по формированию интереса к хоровому пению у дошкольников следует уделить достаточно внимания.
В хоровой работе на начальном этапе используются:
1) пение,
2) импровизация (ритмическая, вокальная, хоровая, пластическая,
3) ритмические упражнения с привлечением элементарных музыкальных инструментов,
4) приемы свободного дирижирования,
5) музыкальные игры.
Публикация «Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к хоровому пению у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Певческая установка – необходимое условие для правильной настройки певческого механизма (положение корпуса, головы) : плечи опущены, спина прямая, шея не вытянутая, подбородок невысоко поднят, ноги на полу, руки на коленях. Напомните детям: ротик открываем хорошо, представляем, что во рту находится сливка. Челюсть опускается, зубки разомкнуты; проверяем указательными пальцами обеих рук, достаточной ли ширины щель между зубами. Пение чередуется стоя и сидя. Учим детей беречь голос, закалять свое горло полосканием (каждое утро, почистив зубы, полезно набрать глоток воды в рот, запрокинуть назад голову и полоскать горло, произнося протяжно звуки: а-а-а, э-э-э, и-и-и, о-о-о, у-у-у. На каждый глоток – новый звук). Важнейшим фактором голосообразования певцов является дыхание:
«Школа пения – школа дыхания». На основе диафрагмального типа дыхания идет формирование смешанного типа дыхания, где используются все
виды последнего (грудное, нижнереберное, кроме ключичного.
Вдох – посредством опускающейся диафрагмы. Для выработки у детей правильного певческого дыхания используем следующую игру.
Певцы кладут руку на живот. Музыкальный руководитель, произнося коротко «раз», одновременно поднимает руку вверх. Певцы делают вдох носом и задерживают дыхание. Рот закрыт. Живот как бы чуть выпячивается вперед. Затем задерживаем дыхание, пока дирижер не опустит руку и не скажет медленно «два-а-а». Живот как бы «уходит» на место. Плечи не поднимать! Постепенно увеличиваем счет до 3, 5 и далее. Если дирижер медленно поднимает руку – вдох делаем плавный, быстро –короткий.
Игры, используемые в работе со старшими дошкольниками :
1. «Дождь» : трем ладошки – это ветер, щелкаем пальцами – капли дождя, хлопаем в ладоши – дождь, хлопаем ладонями по бедрам – ливень, хлопаем ладонями по бедрам и топаем в ритм ногами – ливень с градом. Повторяем то
же самое, но в обратном порядке: ливень с градом, ливень, дождь, капли дождя, ветер). И в конце «собираем энергию» – ладони устремляем с нажимом навстречу друг другу – 3 раза и затем на грудь – с закрытыми глазами.
Упражнение настраивает детей на музыкальную деятельность, собирает внимание, вырабатывает интерес.
2. «Живой рояль» : трое детей изображают три ноты I, II, III ступеней,
один ребенок – настройщик и еще один – исполнитель – наигрывает на
нотках-детках простейшие попевки. Анализ по ходу игры дают сами дети. Постепенно по одному добавляются новые дети-нотки – IV ступени, затем
V, VI, VII.
3. «Музыкальная команда» : участвуют 2 команды по 4 человека.
У музыкального руководителя – мяч; он по очереди бросает его каждому из участников и одновременно поет небольшую попевку со словами. Остальные дети исполняют роль членов жюри (оценки показывают на руках или на карточках).
4. «Музыкальный центр» : музыкальный руководитель поет попевку, подходит по очереди к детям, дотрагивается до головы ребенка. Ребенок должен повторить эту попевку. Если он «грязно» поет – сосед его «подстраивает», дотрагиваясь до спины. Если ребенок поет тихо – «включаем» на его спинке микрофончик, чтобы он спел ярче.
5. «Путешествие в оперу» : любую небольшую сказку («Колобок», «Муха-цокотуха» и т. д.) не говорим, а поем, как в опере. Эта игра отрабатывает кантилену, развивает эмоции.