Ирина Щепетинникова
Современные педагогические технологии в условиях введения ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «педагогическая технология» очень популярен в последние годы. Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: научным, процессуально-описательным и процессуально-действенным.
Педагогическая технология максимально связана с образовательным процессом: деятельностью воспитателя и детей, ее построением, средствами, формами и методами.
Публикация «Современные педагогические технологии в условиях введения ФГОС ДО» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Она имеет следующую структуру: концептуальную основу, содержательную часть образовательного процесса (цели обучения и воспитания, содержание учебного материала, технологический процесс, включающий организацию образовательного процесса, формы и методы работы педагога, деятельность дошкольников, диагностику образовательного процесса.
Любая педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики. Ее источниками и составными элементами являются: педагогическая, психологическая, общественная науки, передовой педагогический опыт, новое педагогическое мышление.
Применительно к дошкольному образованию целесообразно рассмотреть педагогические технологии, как средство развития личностных качеств ребенка (его активности, самостоятельности, творческих возможностей и др.)
Классификация педагогических технологий на современном этапе :
Личностно - ориентированные педагогические технологии
Технологии саморазвития
Технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельной основе
Технология, предполагающее построение образовательного процесса личностно-смысловой и эмоционально - психологической основе
Игровые технологии
Здоровьесберегающее технологии
Технология проектной деятельности
Технологии исследовательской деятельности
Информационно - коммуникационные технологии.
Личностно-ориентированные технологии : направлены на обеспечение комфортных, безопасных, бесконфликтных условий развития личности. Личность ребенка является целью образовательной системы и центром внимания педагога. Ее уникальность, стремление реализации своих возможностей учитываются в разнообразных ситуациях. Примером личностно-ориентированных технологий является «Педагогика сотрудничества» как особый вид воплощения нового педагогического мышления. В ней: переход от педагогики требования к педагогике отношений, гуманно-личностный подход, единство воспитания и обучения. Содержание: новый взгляд на личность, личностная направленность образовательного процесса, формирование у ребенка нравственных ценностей (доброты, милосердия, трудолюбия, достоинства, гражданственности). Гуманизация и демократизация педагогических отношений : вера в ребенка, терпимость к детским недостаткам, поощрение, стимулирование сотрудничество, право ребенка на ошибку. Основной стиль общения педагога и воспитанников : не принуждать, а убеждать; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Индивидуальный подход сегодня также имеет новую трактовку: формирование Я-концепции личности, применение психолого-педагогической диагностики личности, прогнозирование развития личности, создание индивидуальных программ развития. Для формирования Я-концепции необходимо: видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать, понимать, оптимистично верить в нее; создавать ситуации успеха, поддержки; принимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка; предоставлять детям возможность для реализации себя; развивать творческие способности, индивидуальность.
Технология саморазвития. Анализ научных исследований М. Монтессори, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской позволил определить концептуальные положения этой технологии : формирование самоуправляющих механизмов личности, воспитание саморазвития личности. Воспитатель должен помочь ребенку самореализоваться, самоопределиться. Дидактические основы данной технологии : учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ребенка и должен быть организован так, чтобы воспитанник имел возможность выбора при выполнении заданий; изложение знаний педагогом должно быть направлено на преобразование наличного опыта каждого ребенка; обеспечение возможности саморазвития, самовыражения; формирование умений по оцениванию полученного результата и планированию своей работы.
Технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельностной основе. Деятельностный подход изучали: Л. С. Выгодский (психологическое изучение деятельности, А. Н. Леонтьев (основные положения общепсихологической теории деятельности, Д. Б. Эльконин (раскрыл понятия ведущей деятельности возрастных этапов). Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка. В центре внимания - совместная деятельность детей и взрослых по реализации выбранных целей и задач. Принципы деятельностного подхода: принцип субъектности образования, принцип учета ведущих видов деятельности, принцип учета сензитивных периодов жизни, принцип определения зоны ближайшего развития, принцип амплификации, принцип проектирования, принцип высокой мотивированности, принцип нравственного обогащения, принцип сотрудничества. Требования к технологии организации и осуществления деятельности дошкольников: Подчинение предметного результата воспитательному в виде качественных изменений личности. Адекватное отношение к окружающему миру. Создание условий для положительных эмоций. Формирование социально ценных мотивов поведения и деятельности. Подчиненность деятельности правилам, обусловленным объемом, местом, временем и т. п.
Технологии, предполагающие построение образовательного процесса на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе. Основные требования:
Воспитатель должен владеть способами саморегуляции (релаксации, аутотренинга, воспитание оптимизма, развитым вниманием, воображением, речью; строить отношения на основе взаимопонимания, ведущий тип отношений- устойчиво- положительный; осуществлять развивающее педагогическое взаимодействие, основанное на модели «субъект-субъектных связей». Педагогическое взаимодействие реализуется на основе принципов: диалогизации, индивидуализации, проблематизации, персонификации (включение эмоций и личного опыта, достижения позитивной открытости, обеспечения субъективной свободы(«Знание не ради знания, а ради развития», преодоления тревожности, страха за счет положительной оценочной деятельности (создание ситуации успеха). Воспитатель должен быть подготовлен к организации и проведению целенаправленной работы по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников, используя эмоционально-символические и релаксационные методы, кинестические техники, разнообразные игры: ролевые, коммуникативные, игры и задания, связанные с развитием произвольности, воображения. Применение в педагогическом процессе методов педагогического внушения и убеждения, основанных на доверии, целесообразности, педагогическом такте, лаконизме вербальных воздействий. Убеждение действенно: в рамках донной потребности или нескольких одинаковой силы, при малой интенсивности эмоций.
Игровые технологии : Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Главная цель – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования ДОУ и уровня развития детей. Задачи – достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка; подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность. Основные требования: технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы; научная база – опора на определенную научную концепцию достижений образовательных целей; системность – логика, взаимосвязь частей, целостность; управляемость – планирование, поэтапная диагностика, варьирование средств и методов; эффективность – достижение определенного стандарта обучения, эффективность по результатам, оптимальность по затратам; воспроизводимость – применение в других ДОУ. Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Игровые занятия проходят в эмоционально благоприятной психологической обстановке, атмосфере доброжелательности, свободы, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе, легче усвоить материал любой сложности. Методические основы игровой технологии : создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности; осуществляется в определенной последовательности (дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом); охватывает определенную часть образовательного процесса, объеденную общим содержанием, сюжетом, персонажем; включаются последовательно игры и упражнения, формирующие знания из образовательной области. Руководство при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям: выбор игры, предложение игры, объяснение игры, игровое оборудование, организация игрового коллектива, развитие игровой ситуации, окончание игры. Игровые педагогические технологии включают различные методы и приемы организации образовательного процесса в форме разнообразных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком- четко поставленная цель воспитания, развития и обучения, педагогический результат. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций.