Чойгана Монгуш
Психолого-педагогические технологии
▼ Скачать + Заказать документы
У современных детей больше возможностей, больше направлений проявления своей индивидуальности, но вместе с этим и больше проблем, главная из которых, на мой взгляд – частичное или полное отсутствие навыков конструктивного общения.
Помогают следующие технологии :
1. Сказкотерапия
2. Изотерапия
3. Деловая игра
4. Тренинг
5. Семинар – практикум
6. Психологическая саморегуляция.
1. Сказкотерапия.
Публикация «Психолого-педагогические технологии» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Технология сказкотерапии применяется в основном при работе с детьми, причем не только с маленькими, но и с подростками. Сказкотерапия для детей, прежде всего, связана, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».
Сказкотерапия помогает решать следующие задачи:
1. Сплочение классного коллектива.
2. Решение конфликтных ситуаций в коллективе.
3. Повышение личностного, творческого потенциала, активизация ресурсов личности.
Работа со сказкой может строиться в трех вариантах (которые использую я) :
1. Сказка читается полностью, затем идет обсуждение сюжета и жизненного урока.
2. Зачитывается начало сказки, сюжет, а конец сказки придумывают дети.
3. Всю сказку сочиняют дети ( этот вариант может использоваться как диагностический: взаимоотношения в коллективе).
Часто применяемая мною сказка это – репка.
2. Изотерапия.
В структуре личности каждого ребенка эмоциональная сфера занимает значительное место. Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.
Основная задача изотерапии – забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
3. Деловая игра.
Деловая игра является одной из разновидностей ролевой игры – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, у которого совместно осваиваются участниками игры. При этом каждый участник решает свою отдельную задачу, в соответствии со своей ролью в игре.
Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:
- Рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени;
- Освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;
- Ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- Развивать умение групповой работы, развивать взаимопонимание между участниками.
Данную технологию в своей работе я применяю чаще всего при работе со старшеклассниками в рамках профориентационной работы.
4. Тренинг.
Психологический тренинг – это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы работы заключается в том, что участники занимают в ней активную позицию, а усвоения навыков происходит в процессе проживания личного опыта.
Психологический тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку сформировать навыки и умения продуктивных социальных межличностных отношений, продуктивной учебной и иной деятельности, анализ возникающих ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и какой – то деятельности.
В своей практике использую следующие тренинговые занятия:
1. Адаптация первоклассников к школе.
2. Адаптация пятиклассников к школе.
3. Снятие тревожности у учащихся.
4. Сплочение классных коллективов.
4. Семинар – практикум.
Данная технология работы в основном применяется в работе с педагогическим коллективом.
Семинар – форма групповых занятий по предмету или теме, которая проходит при активном участии всех педагогов. На семинаре освещаются актуальные вопросы учебно – воспитательного процесса, содержание новых технологий, методов, приемов обучения.
5. Психологическая саморегуляция.
То, что наше эмоциональное состояние влияет на общее самочувствие и от него в конечном итоге зависит возникновение тех ли иных болезней, известно уже давно. К сожалению, стресс и депрессия такое же обычное явление, как смена дня и ночи, причем не только у бизнесменов, бухгалтеров, журналистов, но и у представителей таких специальностей, как библиотекарь, провизор в аптеке. Стрессы сопровождают и профессию учителя, и самих детей. Очень часто приходится слышать от учеников, среднего звена – я устал, мне все надоело! Многие учителя отмечают, что находятся в состоянии постоянной тревоги, беспокойства: все ли отчеты сдала, все ли бумажки написала. Все эти факторы привели к необходимости освоить такую технологию работы как психологическая саморегуляция.
Можно выделить два подхода к обеспечению необходимого функционального состояния высокой активности человека:
1. Мобилизирующие методы непосредственно перед периодом активности и в течение него.
2. Методы направленные на полное (или частичное) восстановление сил в период отдыха:
- Методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, арт-терапия);
- Методы психофизической саморегуляции (самомассаж, ароматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, рефлексотерапия).
Для детей чаще используются мобилизирующие методы, повышающие энергетический потенциал, активирует фон, на котором «разыгрываются» все психические функции.