Ксения Лоцманова
Педагогические принципы, методы и приёмы развития певческих навыков у старших дошкольников в ДОУ на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Пение - основной вид музыкальной деятельности. Песня учит и воспитывает человека.
Музыкально - педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением.
Песня - яркая и образная форма углублённого представления об окружающей действительности.
Хоровое пение играет важную роль в развитии ребёнка.
Публикация «Педагогические принципы, методы и приёмы развития певческих навыков у старших дошкольников в ДОУ на музыкальных занятиях» размещена в разделах
Цель данной работы - раскрыть педагогические принципы, методы и приёмы развития певческих навыков у старших дошкольников.
Задачи:
1. Проследить, взяв за основу подготовительную к школе группу детского сада, методические принципы и приёмы обучения детей пению.
2. Дать представление об особенностях обучения певческим навыкам в подготовительной группе детского сада.
3. Охарактеризовать практическое применение педагогических принципов и методик при работе со старшими дошкольниками.
Глава I. Развитие музыкальных навыков у старших дошкольников.
1.1. Психолого - педагогический аспект развития способностей дошкольного возраста.
Понятие о способностях ввёл Платон. Аристотель под творчеством понимал процесс создания произведения искусства. Центральным моментом в индивидуальных способностях человека являются способности, именно они определяют становление личности и обуславливают степень яркости её индивидуальности.
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе взаимодействия его с внешним миром. Задатки - врождённые, составляющие природную основу развития способностей.
Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. Способности создаются в деятельности. Они являются результатом развития. Существует два вида развития способностей : репродуктивный и творческий.
Специальные способности - это способности к определённой деятельности, которые помогают человеку достигнуть в ней высоких результатов. Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.
1.2. Развитие музыкальных способностей у старших дошкольников.
Становление специальных способностей, по мнению Немова, активно начинается уже в дошкольном детстве.
Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость. Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность. Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.
1.3. Возрастные особенности слуха и голоса у детей старшего дошкольного возраста.
Голосовой аппарат - хрупкий, ранимый. Звук слабый, он усиливается резонаторами. Голос детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Диапазон - ре1 - до2. Некоторые дети могут правильно интонировать мелодию в пределах трёх-четырёх звуков. Координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Глава II. Педагогические принципы, методы и приёмы при развитии певческих навыков у старших дошкольников.
2.1. Методы и принципы развития певческих навыков у старших дошкольников.
Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Песня должна быть написана в удобной тесситуре, музыкальные фразы - небольшие, несложный ритм, темп не слишком быстрый, динамика меццофорте. Перед тем, как разучить с детьми песню, музыкальный руководитель должен проанализировать её на:
- воспитательную ценность;
- литературный текат;
- мелодию;
- особенности для детского восприятия;
- структуру (форму) песни.
Для защиты певческих голосов на занятиях исполняются следующие оздоровительные упражнения:
1) Ритмическое чтение - чередование коротких и длинных слогов по руке.
2) Распевки для подготовки голосового аппарата.
Необходимо:
- формировать у детей певческие умения;
- развивать музыкальных слух;
- развивать голос;
- развивать певческий диапазон.
2.2. Педагогические принципы развития певческих навыков на музыкальном занятии у старших дошкольников.
В развитии певческих навыков очень важным является умение слышать песню. Надо собрать внимание детей и вызвать у них интерес к песне (беседой, сообщениями о песенном материале, композиторе). Создать определённый настрой. Целесообразно давать слушать хоровые произведения в исполнении детских хоров. (Например, "Ave Maria" Шуберта).
В период разучивания песни проигрывают трудные мелодические обороты, пропевают их без сопровождения, предлагают прохлопать сложные в ритмическом отношении места. Нечисто поющим детям лучше сидеть ближе к музыкальному руководителю. А также, хорошо поющих детей сажать рядом со слабо поющими.
Для хорошего звукообразования важна - дикция. Чёткость дикции характеризуется хорошей артикуляцией. Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки.
Одна из сложных задач - умение петь a`cappella. Необходимо вначале петь в сопровождении фортепиано, затем без инструмента.
В репертуар движений под музыку (игры, хороводы, физические упражнения) подбираются песенные образцы с ярко выраженным игровым началом. Пример, игра "Зайчик, Барбос и капуста", муз. Филлипенко.
2.3. Методика организации музыкальных занятий.
Методика рекомендует использовать 3 вида занятий :
1) Вокально-хоровое - обучение проходит вокально-хоровым навыкам.
2) Слушание музыки (восприятие).
3) Музыкально-ритмическое.
Как форму углубленной работы над певческими данными детей проводятся по подгруппам (мониторинговая деятельность, наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей деятельности и т. д.).
Для выявления хорошо поющих детей используется приём пения "цепочкой". Для формирования ладо-тонального слуха используются творческие задания: "Что ты хочешь, кошечка?", "Зайка, где бывал?", музыка Скребковой. Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создаёт у детей желание петь и раскрепощает детей, снимает стеснительность, "зажимы".
Диагностические задания для определения уровня музыкального развития детей :
1) Тест на звуковысотный слух.
2) Тест на ладо-тональный слух.
3) Беседа (вопрос - ответ).
После чего определяется уровень развития ребёнка : высокий, средний или низкий.
Заключение.
Вывод: Систематичность в подходах работе, варьирование разнообразных методических приёмов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, помощь воспитателей - всё это позволит достичь положительных результатов в обучении и развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Аристотель. Собрание сочинений.
2. Асафьев "О народной музыке".
3. Ветлугина "Музыкальное развитие ребёнка".
4. Ветлугина "Музыкальное развитие в Детском саду".
5. Выготский "Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка".
6. Кабалевский "Воспитание ума и сердца".
7. Орлова "Учите детей петь".
8. Бехтерев "О значении музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства".
9. Шамина "Работа с самодеятельным хоровым коллективом".
Приложение 1. Методические приёмы по пению :
- пение вслух, про себя, "эхо" (тихо-громко, "цепочка" (поочерёдно, хлопаем и маршируем, пение закрытым ртом, пение "по сигналу", пение a`cappella.
Приложение 2. Музыкально - дидактические игры на развитие звуковысотного, гармонического и мелодического слуха:
- "Бубенчики", "Сколько нас поёт" и др.
Приложение 3. Нотные примеры. ("Две тетери", "Не летай, соловей").