Получи документы

Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Виктория Попова
Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена преобразованиями в обществе, обновлением мировоззренческих позиций в области историографии, изменением взглядов на историю России.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: с молоком матери, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через народные песни, колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно- декоративного искусства.

Публикация «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д. ,– это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Народ существует, пока существует его язык и значит судьба народа – это судьба языка. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Поэтому я поставила перед собой задачу – показать детям красоту русского языка, через устное народное творчество, выраженное в народных песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; поэтапно формировать интерес к песенному фольклору и обогащению словарного запаса детей.

Гипотеза: считаю, что грамотно организованная система, составленный перспективный план будут способствовать сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности, эмоциональной сферы и развитию певческих навыков, через детский музыкальный фольклор.

Принимая во внимание важность проблемы и опираясь на теоретический анализ литературных источников, изучение и обобщение практического опыта позволило мне в своей работе поставить цель:

Создание педагогических условий для формирования общечеловеческих нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа.

Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:

1. Выявление особенностей развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством слушания, восприятия, исполнения народной песни.

2. Построение системы педагогической работы по развитию певческих навыков у детей старшего возраста, посредством слушания и восприятия, а также регулярной проверке соответствия данной системы реальным достижением.

3. Выбор наиболее адекватных методов работы с детьми, отбор содержания обучения с учетом возрастных особенностей детей, подбор репертуара.

4. Реализацию помощи детям осуществлять на основе принципа, комплексной работы с детьми и преемственности в работе с воспитателями ДОУ, с родителями.

Одним из принципов ФГОС ДОУ является возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития). В связи с этим мы обязательно должны учитывать физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Большое значение для фольклорного творчества детей, для музыкального мышления имеют механизмы голосообразования и физиология детского голоса. От них зависят вокальные, исполнительские возможности и способности каждого ребенка, его одаренность. Друг с другом, взаимосвязаны голосовой аппарат и музыкальный слух, определяющий звуковысотность мелодической линии. От певческого регистра и диапазона зависят как вокальные возможности ребенка, так и репертуарные.

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два – два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие, а звук детского голоса высокий. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной, поэтому детский голос очень легкий, несильный, но часто звонкий. Уже в дошкольном детстве голоса детей делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие. Каждый из них, характеризуется присущей ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примерным диапазонами. (Примарный диапазон – это небольшая часть, полтора-два тона, общего диапазона певческого голоса).

Свою работу я начала с отбора детей для обучения их народному пению, я оцениваю ребенка не столько по его музыкальным способностям, сколько по его задаткам к этим способностям, так как задатки в результате воспитания и обучения быстро развиваются и перерастают в умение, профессиональное мастерство. Я провела диагностику детей и получила следующие результаты:

Детское музыкальное интонирование

Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Пение является основным средством музыкального воспитания. Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом они активно выражают свои переживания, чувства и глубже воспринимают музыку.

Пение оказывает большую помощь в развитии речи у детей. Владение певческим голосом – результат специальной и очень тонкой работы по его постановке.

Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике, в то же время это одна из самых важных проблем музыкального воспитания дошкольников. Музыкальное воспитание, связано с пением, где главным образом идет работа над чистотой интонации, над дикцией и выразительностью исполнения.

Известно, что детям свойственна подражательность, и, если взрослый говорит или поёт громко, они тоже начинают форсировать звук, что недопустимо в связи с анатомическими особенностями певческого аппарата детей дошкольного возраста.

Поэтому необходимо заниматься постановкой певческого голоса в пределах примарного диапазона каждого из типов голоса. Затем, после укрепления голоса, он ведется вниз и только потом – вверх.

Направления и задачи при обучении фольклорному пению в детском саду

В детском саду знакомство с музыкальным фольклором я осуществляю на музыкальных занятиях, индивидуальной работе, досугах, развлечениях, праздниках. Это вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство неуверенности, страха, беспокойства, тревоги.

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, обязательно систематическое вокальное воспитание. Роль упражнений и их систематизация развивает самостоятельность, творчество в пении, музыкальный слух.

При обучении детей сольному, ансамблевому, хоровому народному пению большое значение имеет точная ориентация на возраст детей, так как воспитывать и приобщать к народной музыке нужно начинать с трех-четырех лет.

Опираясь на опыт таких педагогов как: Н. А. Метлов, Е. С. Марков, И. П. Павлов; педагогов фольклористов – С. Г. Виноградов, Г. М. Науменко, В. Н. Сорока-Росинский я выбрала работу с детьми по развитию певческих навыков, сформулировав такие задачи и направления:

1. Подготовительный период – составление плана обшей работы, состоящий из таких разделов: специально организованное обучение; совместная работа воспитателя, музыкального руководителя с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей; совместная работа с родителями; подбор репертуара.

2. Психологическая подготовка.

3. Ознакомление с народной музыкой. Детский фольклор.

4. Воспитание навыков пения без сопровождения.

5. Музыкально – образовательная работа.

6. Общая вокально-хоровая подготовка.

7. Показательные выступления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При обучении детей народному пению, большое значение имеет знание основ психологии музыкального мышления. Оно позволяет определить критерии музыкальной одаренности ребенка, его творческих способностей, перспективы совершенствования его музыкальности, раскрытие таланта; также позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Так для овладения фольклорным интонированием и для успешной музыкальной исполнительской деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание навыками и умениями. Какую бы музыкальную одаренность не имел ребенок, но если он свои способности не развивает и не обучается определенным в этой области навыкам, он не достигнет возможных успехов в овладении исполнительским, певческим мастерством.

Сложность обучения детей традиционным песням кроется в том, что нет методик этого обучения. В старину специально не учили детей народным песням. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляя праздники и обряды с бесчисленным количеством песен, играли свадьбы, и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен. Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад – и прервалась цепочка из устной, непосредственной передачи традиционного песенного искусства. Необходимо найти пути преодоления этого разрыва. И здесь очень важны вклады традиционных певческих очагов, где продолжает бытовать традиционное искусство. Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить и освоить её основы – а это определяет их физическое и духовное здоровье.

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но и с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребёнка со взрослым и, самое страшное – с родителями,– наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои!

Публикации по теме:

Фольклор, как средство развития певческих навыков.Фольклор, как средство развития певческих навыков. Фольклор, как средство развития певческих навыков. Колядки – традиционный праздник у славянских народов, связанный с зимним солнце- стоянием.

Обобщение опыта работы «Фольклор как средство формирования и развития певческих навыков ребенка» «Фольклор как средство формирования и развития певческих навыков, в процессе педагогического воздействия на музыкальное развитие ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 июня 2015 в 12:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД