МААМ-картинки

Музыкальная стимуляция развития слуха глухого ребенка на музыкальных занятиях

Елена Маршина
Музыкальная стимуляция развития слуха глухого ребенка на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

М. Е. Лязина, учитель – дефектолог детского сада 189 «Спутник»

Е. В. Маршина, музыкальный руководитель детского сада 189 «Спутник»

В условиях модернизации российского образования появляется все больше учебных заведений, практикующих инклюзивное (включающее) образование дошкольников с различными особенностями здоровья.

В детском саду №189 «Спутник» города Тольятти комбинированного вида практикуется совместное обучение и воспитание дошкольников с нарушенным слухом (глухими, слабослышащими и детьми, после кохлеарной имплантации) и нормальным слухом. Поэтому обучение детей общению между собой является приоритетной задачей для педагогов детского сада.

Публикация «Музыкальная стимуляция развития слуха глухого ребенка на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Коммуникация - это общение двух или более людей, в процессе которого происходит обмен информацией познавательного или оценочного характера. Обмен информации происходит с помощью речи. Как известно, речевая деятельность –это могучий фактор психического развития человека. Под ее влиянием формируется сознание, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля, эмоции, характер. Речь выполняет функцию коммуникации посредством языка. Язык - система словесных знаков, опосредующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Л. С. Выгодский отмечал, что слушание является основным элементом в цепи коммуникации. Если слуховое восприятие в норме, то образование и функционирование речи не составляет никаких проблем. Наоборот если восприятие дефицитарно - речь не развивается, т. к. эмиссия деформирована.

При отсутствии слуха речь затухает на фазе гуления и без специального обучения не развивается. Ребенок не осознает, что он может воспроизвести звук и услышать его, ощутить звучание предметов в пространстве

У глухого ребенка наблюдаются :

- дисгармония моторного развития : ребенок не может ползать, плохо бегает и лазает;

- тенденция остановки на достигнутом моторном уровне: не могут быстро изменить свою активность (бег-остановка, ходьба-бег, бег-ходьба, ходьба-остановка);

- плохая адаптация в звучащем пространстве: локализация, характер звучания, воспроизведение ритма;

- плохая имитация движений тела и артикуляции;

- плохая организация и заполнение пространства;

- слабое выражение эмоций и средств невербальной коммуникации;

- слабое движение в группе и с партнером (синхронность).

Включение детей с нарушением слуха в специально организованное музыкально - танцевально - игровое действие помогает им преодолеть дефицит речевого и моторного развития.

Прежде всего на музыкальных занятиях совместно с дефектологом в доступной и интересной форме мы развиваем у детей общие речевые навыки: речевое дыхание и связанную с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словосочетаниях, словах, фразах; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Артикуляционные, мимические и голосовые упражнения отрабатываем в ходе музыкальных игр и упражнений. Например, для развития артикуляционных навыков мы используем различные распевки, сопровождая их движениями под музыку. При разучивании музыкально - дидактической игры «Эхо», целью которой является развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ и нижней челюсти, сначала дети повторяют за педагогом «АУ», при повторном исполнении игры дети делятся на две группы. Одна группа уходит в один конец зала, другая группа в другой конец зала. Первая группа детей (при смене музыки со спокойной на тревожную) кричит «Ау», другая группа повторяет. Эти приемы позволяют детям создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей и поэтому знания усваиваются быстрее.

В коррекционной работе мы используем музыкальный ритм, чтобы приблизить ритм речи к норме. На музыкальных занятиях мы применяем игры с иррациональной считалкой. Мы знакомим детей с длительностью нот (с помощью графических рисунков и закрепляем через хлопки в ладоши (восьмые, хлопки по коленям (четверти) и постукивание кулачками (шестнадцатые). Затем детям мы предлагаем отхлопать ритм по заданному графическому рисунку песни или речевой считалки. Потом в иррациональную считалку мы включаем слоги, слова, использую объемные движения и иллюстрацию.

Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения, они являются обязательным компонентом каждого занятия. Характер этих движении также различен - от плавных и медленных до отрывистых и быстрых (хороводный шаг, ходьба, маршевый шаг, легкий бег, подскоки). В процессе музыкально - ритмических движений у детей регулируется процесс возбуждения и торможения, постепенно формируется координация движений, их переключаемость и точность. Они приобретают умение передвигаться и ориентироваться в пространстве.

Все движения, отобранные для проведения музыкальных занятий, рассматривается как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. При этом мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально- слуховое восприятие. Это позволяет детям проявить себя в творческих заданиях: инсценировки песен, игры - драматизации, разыгрывание по ролям сказок, речевые считалки.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры : ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Музыкальные занятия с детьми, имеющих нарушения слуха, проводят совместно специалисты: музыкальный руководитель, дефектолог и воспитатель. Музыкальный руководитель подбирает музыкально- дидактические игры и упражнения, наглядный материал; дефектолог подбирает и отрабатывает речевой материал, а воспитатель в свободное время закрепляет полученные знания. Весь материал подбирается в соответствии с возрастными, моторными, слуховыми и речевыми особенностями ребенка и дается с постепенным усложнением.

Таким образом, на музыкальных занятиях через музыку, танцевальные движения, музыкальные игры, речевые считалки мы создаем психологическую основу для развития коммуникативных навыков, восприятия, передачи и воспроизведения речи, развитию эмоций и коррекции моторики.

Список литературы:

1. Власова Т. М. Пфафенродт А. Н, Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М. : Учебная литература, 1997 г.

2. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М. : Просвещение, 1990 г.

3. Зимина А. Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. М. : Просвещение, 1991г.

4. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М. : Просвещение, 1991г.

5. Яшунская Г. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М. : Просвещение, 2007г.

Публикации по теме:

«Космическое путешествие»«Космическое путешествие» Юрий Яковлев - Что там за родственник луны, Племянник или внучек Мелькает между тучек? - Да это спутник! - Вот те раз! - Он спутник каждого.

Выставка в детском домеВыставка в детском доме Выставка работ воспитанников и педагогов детского дома №3 г. Суздаля "УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ". В ГКОУ ВО "Суздальский специальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная стимуляция развития слуха глухого ребенка на музыкальных занятиях
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 18:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальная стимуляция развития слуха глухого ребенка на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Елена Маршина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД