Мария Ершова
Приёмы и методы развития речи дошкольников посредством театральной деятельности
▼ Скачать
Из поколения в поколение, от родителей к детям передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово. Народ в своём творчестве рассказывает о красоте человека, его силе, благородстве, доброте, дружбе, характере. Все эти характеристики необходимы для развития личности ребёнка, формирования полноценного процесса общения.
Процесс ознакомления с произведениями устного народного творчества вызывает у детей сопереживания героям произведений, проявления сочувствия, участия, желания высказываться.
Публикация «Приёмы и методы развития речи дошкольников посредством театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Художественная литература – могучее средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждается способность проявлять участие, честность.
Художественное слово помогает понять красоту родной речи, формирует его этические представления. Особое внимание необходимо уделять развитию образной речи детей в процессе ознакомления с разными жанрами литературы (сказка, рассказ, быль, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами. Начальному литературному образованию детей способствуют также утренники, вечера досуга, вечера сказок, стихотворений, загадок. Дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку с помощью малых форм фольклора, сказок, песенок, театрализованных представлений. Из произведений устного народного творчества ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Единение с народными корнями, с истоками своего народа ведёт к эмоциональной активизации личности ребёнка, формированию коммуникативных навыков, саморегуляции творческих способностей.
Нельзя не коснуться вопроса ознакомления детей со сказкой. Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Сказка - это не только клад народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной, познавательной сферы, творческого потенциала каждого ребёнка. Сказка для ребёнка - это нечто иное, как особое средство постижение жизни, способ познания некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реалий действительности. Образность сказки, даже более того - её условность, хорошо усваивается ребёнком.
Таким образом, знакомя детей с лучшими образцами художественных произведений, педагог решает первостепенные задачи речевого воспитания в комплексе. Дети знакомятся с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребёнком содержания произведений, правильное их понимание - важная задача. Ребёнок должен не только усвоить его содержания, но и пережить те чувства, настроение, которое передаёт автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. Вопросы воспитателя должны выявлять понимание ребёнком основного содержания и его умение оценивать действительность и поступки героев.
Обогащая театральный опыт ребёнка – значит открывать ему глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать его собственную духовную жизнь,, будить его творческие способности. И не надо бояться экспериментировать. Надо придумывать то, чего нет в учебниках. Это детям очень нравится. Вовлекая детей в исследовательские проекты и творческие задания дети учатся изобретать, выражать собственные мысли, стать творческими и уверенными в себе людьми. Необходимо развивать творческую среду для выявления талантливых детей уже на первых ступенях дошкольного образования.
В дополнении к образовательному плану включила такие виды деятельности :
1. Детский фольклор;
2. В мире сказок и фантазий;
3. Волшебный мир детского творчества;
4. Театральная студия;
5. Мастерилки;
6. Сказко- терапия.
Для создания творческой среды в группе были оформлены:
• картинная галерея;
• выставка народно прикладного искусства;
• мини- музей П. П. Бажова;
• мини- музей А. С. Пушкина- «Лукоморье»;,
• мини- музей «Родной Урал», «Мой Екатеринбург»,
• множество фотовыставок: «Мамины помощники», «Я люблю читать».
Дети стали отличатся более развитой речью, оригинальностью высказываний, общей творческой активностью, общительностью и эмоциональной выразительностью. Они овладевают различными способами творческого самовыражения, учатся импровизировать, комбинировать, что облегчает их адаптацию к школьному обучению