Наира Мартиросян
Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
17 октября 2013г. Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС). В основе стандарта заложен следующий основной принцип: личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников) и детей.
Публикация «Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Одни из основных принципов современного дошкольного образования – это содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками (пункт 1.6.).
Социализация ребенка – это один из важных задач дошкольного периода. Развитие коммуникативности ребенка, умение общаться со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте играет очень важную роль в психическом развитии детей. Если потребность дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние эмоционального неблагополучия. В настоящее время эта задача приобретает особую важность.
Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Отмечается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Навыки общения- это умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать и сотрудничать с людьми.
Для развития навыков общения нужно использовать разные педагогические средства :
• обеспечить повышение познавательной активности обучающихся;
• служить инструментом деятельности субъектов образовательного процесса;
• помочь раскрыть сущность различных понятий и явлений общественной жизни.
Средства обучения (педагогические средства) – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
В самом общем плане к ним относятся:
- виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;
- педагогическая техника : речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.
К средствам обучения относят также технические средства обучения, дидактические материалы и т. п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения – проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.
В традиционном учебном процессе средствами обучения являются :
- печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники;
- дискеты с учебной информацией;
- записи на доске, плакаты;
- кино, видеофильмы;
- слово преподавателя.
Задача педагога заключается в том, чтобы выбрать средства, адекватные цели и содержанию образования.
Можно сделать вывод о сложившихся недостатках и трудностях в условиях и процессе образовательной деятельности.
Недостатки в результатах:
- не делятся игрушками и ссорятся;
- грубо разговаривают со сверстниками, не умеют играть друг с другом;
- дети испытывают сложности в налаживании отношений со сверстниками;
- не чувствуют и не понимают сверстника, т. е. недостаточно опыта владения навыками общения;
- не способны изменять стиль общения со сверстниками в зависимости от ситуации;
- не могут найти конструктивного решения своих споров;
- не владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми;
Недостатки в процессе:
- многие воспитателя затрудняются в выборе эффективных методов и форм организации деятельности детей вне НОД по развитию навыков общения и взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками;
- при планировании коммуникативной деятельности не всегда соблюдается системный подход в развитии навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;
- педагог не всегда воспринимает ребенка как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.
Недостатки в условиях:
- недостаточная квалификация педагогов;
- недостаточно дидактических пособий на тему элементарного общения и взаимоотношения детей со сверстниками;
- недостаточно наглядного материала, на основе которого у ребёнка формируются понятия о социально-личностном поведении;
- в условиях группы нет современных информационно-коммуникационных технологий.
Противоречие. Формирование навыков общение у детей среднего дошкольного возраста предполагает использование современных педагогических средств, однако отмечается недостаток современных педагогических средств позволяющих развивать навыки общения у дошкольников в образовательном процессе.
Таким образом выше названные и описанные требования привели к формулировке профессиональной проблеме.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Проблема заключается в определении эффективных средств для формирования у детей среднего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в образовательной организации.
3. Характеристика изменений в образовательном процессе.
Необходимо помнить, что конфликтное отношение между детьми среднего дошкольного возраста часто являются следствием однообразия и бездеятельности. Организуя интересные занятия, игры, проблемные ситуации, показ инсценировок с игрушками, сюжетно-ролевые и дидактические игры, воспитатель направляет активность детей в нужное русло, которое способствует накоплению у детей положительного опыта проявления добрых чувств, поступков и взаимоотношений.
Поэтому современные методы социально-личностного развития должны быть направлены не на передачу моральных норм, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым. Поэтому произошли следующие изменения в образовательном процессе:
В содержании:
- комплексно-тематическое планирование:
«Я в мире человек»;
«Мои друзья»;
- беседа о дружбе, чтение стихотворений о друзьях. Слушание песни «Улыбка», «Если добрый ты»; рассказы о своих друзьях;
- развитие игровой деятельности: «Какие добрые слова нужно сказать?», «Почему обиделась Таня?», д/и «Назови друзей», «Я и друзья»;
- организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор»;
- родительское собрание на тему: «Воспитываем добротой»;
- тематическое итоговое мероприятие: «День вежливости»;
- использование интерактивных средств : интерактивная доска, компьютер.
В средствах обучения и воспитания:
- использование художественной литературы на тему: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего», «Как бы ты поступил».
- использование дидактического материала на тему: «Узнай настроение по выражению лица», «Мы радуем своих близких»; «Что хорошо, а что плохо».
- использование интерактивных средств (презентаций) на тему: «Мы за столом», «Мы идём смотреть спектакль».
- игра «Я учусь общению».
Цель: дать представление о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.
- игра «Я и взрослый мир»;
- наблюдения за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во время совместных игр, за столом.
Цель: вести наблюдение отдельных действий ребёнка к сверстнику в различных ситуациях.
После этого результат освоения программы раскрывает динамику формирования интегративных качеств воспитанников средней группы и результаты формирования интегративных качеств у ребёнка.
4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.
В кадровых:
- укомплектованность образовательного учреждения образованными педагогическими работниками;
- повышение компетентности и профессионализма педагогов :
- курсы повышения квалификации в СИПКРО, ЦРО по развитию навыков общения;
- прохождение аттестации педагогических работников;
- проведения мастер-класса «Родительский ресурс»;
- обучающие семинары по овладению инновационными методиками;
- привлечь педагога — психолога к работе с детьми.
- педагогические советы на тему : «Социально-личностное развитие детей в средней группы». Выступление педагогов с целью обмена опытом и рекомендациями;
В научно-методических:
- приобретения методических пособий для работы с детьми по теме: «Развития навыков общения детей со взрослыми и сверстниками»;
- методические пособия для работы с родителями по теме: «Мы с мамой похожи»;
- разработка конспектов развлечений;
- разработка плана взаимодействия работы специалиста (психолога) и воспитателя;
- разработка методических рекомендаций для родителей;
В материально-технических:
- осношение группы развивающими, дидактическими, настольно-печатными, электронными играми;
- приобретение демонстрационного и наглядного материала (плакаты, макеты,наглядные картинки);
- приобретение литературы по теме: «Что хорошо и что плохо», «Беседы: о чувствах, дружбе, взаимопомощи и взаимовыручке»;
- приобретение литературы Лисина М. И. «Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 4-5 лет»;
- приобретение иллюстрации с изображением ситуаций по теме «Взаимоотношение детей со сверстниками»;
- наглядное сопровождение по теме: «Мы весёлые друзья и нам ссориться нельзя»;
- подборка номеров журналов по теме: «Социально-личностное развитие дошкольников»;
- подписка на новые периодические издание;
- пополнение библиотеки справочной и методической литературой по теме развития навыков общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников средней группы;
- приобретение интерактивной техники;
- приобретение мультимедийных дидактических пособий;
- создание в группе «уголков уединения»;
- создание в группе «ковриков примирение».