МААМ-картинки

Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками

Наира Мартиросян
Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы

1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

17 октября 2013г. Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС). В основе стандарта заложен следующий основной принцип: личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников) и детей.

Публикация «Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах

Одни из основных принципов современного дошкольного образования – это содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками (пункт 1.6.).

Социализация ребенка – это один из важных задач дошкольного периода. Развитие коммуникативности ребенка, умение общаться со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте играет очень важную роль в психическом развитии детей. Если потребность дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние эмоционального неблагополучия. В настоящее время эта задача приобретает особую важность.

Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Отмечается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Навыки общения- это умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать и сотрудничать с людьми.

Для развития навыков общения нужно использовать разные педагогические средства :

• обеспечить повышение познавательной активности обучающихся;

• служить инструментом деятельности субъектов образовательного процесса;

• помочь раскрыть сущность различных понятий и явлений общественной жизни.

Средства обучения (педагогические средства) – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

В самом общем плане к ним относятся:

- виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;

- педагогическая техника : речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.

К средствам обучения относят также технические средства обучения, дидактические материалы и т. п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения – проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

В традиционном учебном процессе средствами обучения являются :

- печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники;

- дискеты с учебной информацией;

- записи на доске, плакаты;

- кино, видеофильмы;

- слово преподавателя.

Задача педагога заключается в том, чтобы выбрать средства, адекватные цели и содержанию образования.

Можно сделать вывод о сложившихся недостатках и трудностях в условиях и процессе образовательной деятельности.

Недостатки в результатах:

- не делятся игрушками и ссорятся;

- грубо разговаривают со сверстниками, не умеют играть друг с другом;

- дети испытывают сложности в налаживании отношений со сверстниками;

- не чувствуют и не понимают сверстника, т. е. недостаточно опыта владения навыками общения;

- не способны изменять стиль общения со сверстниками в зависимости от ситуации;

- не могут найти конструктивного решения своих споров;

- не владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми;

Недостатки в процессе:

- многие воспитателя затрудняются в выборе эффективных методов и форм организации деятельности детей вне НОД по развитию навыков общения и взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками;

- при планировании коммуникативной деятельности не всегда соблюдается системный подход в развитии навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;

- педагог не всегда воспринимает ребенка как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.

Недостатки в условиях:

- недостаточная квалификация педагогов;

- недостаточно дидактических пособий на тему элементарного общения и взаимоотношения детей со сверстниками;

- недостаточно наглядного материала, на основе которого у ребёнка формируются понятия о социально-личностном поведении;

- в условиях группы нет современных информационно-коммуникационных технологий.

Противоречие. Формирование навыков общение у детей среднего дошкольного возраста предполагает использование современных педагогических средств, однако отмечается недостаток современных педагогических средств позволяющих развивать навыки общения у дошкольников в образовательном процессе.

Таким образом выше названные и описанные требования привели к формулировке профессиональной проблеме.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Проблема заключается в определении эффективных средств для формирования у детей среднего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в образовательной организации.

3. Характеристика изменений в образовательном процессе.

Необходимо помнить, что конфликтное отношение между детьми среднего дошкольного возраста часто являются следствием однообразия и бездеятельности. Организуя интересные занятия, игры, проблемные ситуации, показ инсценировок с игрушками, сюжетно-ролевые и дидактические игры, воспитатель направляет активность детей в нужное русло, которое способствует накоплению у детей положительного опыта проявления добрых чувств, поступков и взаимоотношений.

Поэтому современные методы социально-личностного развития должны быть направлены не на передачу моральных норм, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым. Поэтому произошли следующие изменения в образовательном процессе:

В содержании:

- комплексно-тематическое планирование:

«Я в мире человек»;

«Мои друзья»;

- беседа о дружбе, чтение стихотворений о друзьях. Слушание песни «Улыбка», «Если добрый ты»; рассказы о своих друзьях;

- развитие игровой деятельности: «Какие добрые слова нужно сказать?», «Почему обиделась Таня?», д/и «Назови друзей», «Я и друзья»;

- организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор»;

- родительское собрание на тему: «Воспитываем добротой»;

- тематическое итоговое мероприятие: «День вежливости»;

- использование интерактивных средств : интерактивная доска, компьютер.

В средствах обучения и воспитания:

- использование художественной литературы на тему: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего», «Как бы ты поступил».

- использование дидактического материала на тему: «Узнай настроение по выражению лица», «Мы радуем своих близких»; «Что хорошо, а что плохо».

- использование интерактивных средств (презентаций) на тему: «Мы за столом», «Мы идём смотреть спектакль».

- игра «Я учусь общению».

Цель: дать представление о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром; о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

- игра «Я и взрослый мир»;

- наблюдения за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во время совместных игр, за столом.

Цель: вести наблюдение отдельных действий ребёнка к сверстнику в различных ситуациях.

После этого результат освоения программы раскрывает динамику формирования интегративных качеств воспитанников средней группы и результаты формирования интегративных качеств у ребёнка.

4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

В кадровых:

- укомплектованность образовательного учреждения образованными педагогическими работниками;

- повышение компетентности и профессионализма педагогов :

- курсы повышения квалификации в СИПКРО, ЦРО по развитию навыков общения;

- прохождение аттестации педагогических работников;

- проведения мастер-класса «Родительский ресурс»;

- обучающие семинары по овладению инновационными методиками;

- привлечь педагога — психолога к работе с детьми.

- педагогические советы на тему : «Социально-личностное развитие детей в средней группы». Выступление педагогов с целью обмена опытом и рекомендациями;

В научно-методических:

- приобретения методических пособий для работы с детьми по теме: «Развития навыков общения детей со взрослыми и сверстниками»;

- методические пособия для работы с родителями по теме: «Мы с мамой похожи»;

- разработка конспектов развлечений;

- разработка плана взаимодействия работы специалиста (психолога) и воспитателя;

- разработка методических рекомендаций для родителей;

В материально-технических:

- осношение группы развивающими, дидактическими, настольно-печатными, электронными играми;

- приобретение демонстрационного и наглядного материала (плакаты, макеты,наглядные картинки);

- приобретение литературы по теме: «Что хорошо и что плохо», «Беседы: о чувствах, дружбе, взаимопомощи и взаимовыручке»;

- приобретение литературы Лисина М. И. «Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 4-5 лет»;

- приобретение иллюстрации с изображением ситуаций по теме «Взаимоотношение детей со сверстниками»;

- наглядное сопровождение по теме: «Мы весёлые друзья и нам ссориться нельзя»;

- подборка номеров журналов по теме: «Социально-личностное развитие дошкольников»;

- подписка на новые периодические издание;

- пополнение библиотеки справочной и методической литературой по теме развития навыков общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников средней группы;

- приобретение интерактивной техники;

- приобретение мультимедийных дидактических пособий;

- создание в группе «уголков уединения»;

- создание в группе «ковриков примирение».

Публикации по теме:

«Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества» Развитие речевого творчества. I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ.

Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества Продолжение 2 часть. 4. Характеристика изменений в образовательном процессе. Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей.

Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста в рамках взаимодействия родителей и музыкального руководителяФормирование культуры общения у детей дошкольного возраста в рамках взаимодействия родителей и музыкального руководителя Несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры.

Использование схем взаимодействия в процессе развития у детей дошкольного возраста навыков сотрудничества со сверстниками муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Использование схем взаимодействия в процессе развития у.

Игра для развития навыков общения детей раннего возраста «Утреннее приветствие» Игра «Утреннее приветствие» Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия.

Образовательная программа «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета» Краткосрочная образовательная практика Название: «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета.

Педагогические средства развития эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника. Структура деятельности педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта.

Педагогические средства в развитии актёрских способностей детей старшего дошкольного возраста Педагогический опыт музыкального руководителя МБДОУ д. с № 107 «Искорка» г. Волжского Волгоградской обл. Андреевой Ольги Викторовны. Педагогические.

Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах,.

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками в старшей группе Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками в старшей группе детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками
Опубликовано: 2 июля 2015 в 23:19
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Наира Мартиросян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД