Морозова Ольга
Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия старших дошкольников на музыкально-театральных занятиях.
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия старших дошкольников на музыкально-театральных занятиях.
В настоящее время во всем мире внимание широкой общественности и ученых самых разных специальностей привлечено к проблеме физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. От того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для раннего развития, во многом зависит будущее ребенка. Музыкально-театральная деятельность влияет практически на все стороны развития детей, самым непосредственным образом затрагивая их эмоциональную, физическую, психическую, нравственную, коммуникативную, социальную, интеллектуальную сферу.
Публикация «Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия старших дошкольников на музыкально-театральных занятиях,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Художественное воспитание занимает важное место в дошкольной педагогике. Музыкально - театральные занятия в детском саду включают в себя множество видов творческой деятельности: пение, музыкально- ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, слушание, музыкальные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, занятия различными видами кукольного и драматического театра, творческие этюды и т. д.
Ведущими видами творчества в музыкально-театральной деятельности детей являются пение и музыкально-ритмические движения. При правильной организации занятий с их использованием, создаются условия для здорового образа жизни ребенка, а как известно, «в здоровом теле – здоровый дух».
Так, например, пение положительно влияет на функции дыхательного аппарата, укрепляет стенки кровеносных сосудов, гармонично выводит ребенка из возбужденного состояния, гасит реакции стресса. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку контролировать себя, делать свои движения более гармоничными, обрести красивую осанку, снять зажимы, выразить свои чувства в движении [3]. Заучивание ролей наизусть развивает память, расширяет словарный запас, улучшает звукопроизношения, выразительность речи детей. В музыкальных сказках исполняются танцы, песни, выразительно произносится текст, в процессе чего у детей задействованы практически все системы организма, что благотворно сказывается на их здоровье в целом.
Однако все вышесказанное не имело бы смысла без, пожалуй, самой главной составляющей детского здоровья – эмоционального благополучия.
Ребенок эмоционально неблагополучный не будет иметь даже желания заниматься какой-либо деятельностью, в том числе и музыкально-театральной. Независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, со взрослыми, с окружающим миром, вследствие которого ребенок остается в одиночестве.
В моей практической деятельности эмоциональное благополучие обеспечивается соблюдением и выполнением следующих педагогических условий.
1. Доброжелательный тон педагога, внутренняя спокойная, не напряженная среда, веселая, легкая музыка, красивая окружающая обстановка, костюмы, доступные для использования атрибуты – это то, чего надо придерживаться во время проведения музыкально-театральных занятий. Даже напуганному, зажатому, не понимающему, что происходит и куда он попал, новичку, общий положительный эмоциональный фон дает возможность расслабиться, понять, что все не так уж страшно, раз хорошо и комфортно другим.
2. Занятия должны проходить в атмосфере радости и игры. Театрализованная деятельность в детском саду сродни игре – главной движущей силе развития ребенка дошкольного возраста. Играя в театр, дети познают себя, окружающий мир. А игра, сопровождаемая музыкой, движениями, вызывает у детей чувство радости и веселья. Играя, дети учатся без принуждения, сами того не замечая. Игра помогает детям создавать образы и запоминать их яркие черты. Например, в сказке ребенку поручена роль Медведя. Маленький артист вдруг теряется, не знает как себя вести. Педагог напоминает ему, как двигался Мишка в игре «Пчелы и Медведь», как он говорил, как пел, плясал. Ребенок вспоминает себя в образе Мишки и с легкостью выполняет задание.
3. Детям необходимо давать посильные задания, не перетруждать их заучиванием длинных, труднопроизносимых текстов, избегать непонятных для ребенка тем. У многих детей существуют проблемы с речью. Если ребенок плохо говорит, ему можно дать выразиться в движении, в пластике, в мимике. Дети, страдающие заиканием, легко и непринужденно произносят текст, пропевая его. Замечено, что пропевая, текст легче запомнить.
4. Детей необходимо хвалить, повышая тем самым их самооценку, замечания делать деликатно, доброжелательно, не унижая и не высмеивая, но, возможно с определенной долей юмора. Хорошо посмеяться всей группой не над конкретным ребенком, у которого не получается ходить, например, как Гордый Петушок, а над Петушком, который вместо того, чтобы гордо ходить, прыгает, как зайчик, или боится, как мышка. Особый восторг у детей вызывает, когда таких неказистых животных показывает сам педагог и спрашивает у детей: «Видели ли вы такого Петушка?» Дети, смеясь, отвечают «нет». «А кто может показать, как должен ходить гордый Петушок?», - спрашивает педагог. И тут вся группа и тот же ребенок изображают Петушка, каждый на свой лад, однако достаточно достоверно и убедительно.
5. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, находить к каждому отдельному ребенку подход, нужные слова для беседы и пояснений, подбирать соответствующие задания. Замечено, что даже группы и подгруппы детей одного возраста отличаются своими интересами, притязаниями, поведением, уровнем подготовленности. Учитывая это, педагог подбирает репертуар, предварительно «проверяя» его на детях. По реакции детей при слушании можно определить, близок ли им предлагаемый материал или нет. Если дети сидят неподвижно, не отвлекаясь на прочие дела, эмоционально реагируют на каждое прочитанное слово, а после чтения сразу начинают выбирать роли – значит материал подобран правильно. Если детям не интересно, не затрагивается их эмоциональная сфера, то при слушании они отвлекаются, играют в игрушки, рисуют, просятся выйти и т. д. Репертуар для музыкально-театральных занятий должен быть жизнеутверждающим, нести в себе идеалы добра.
6. Не только работа с ребенком, но и взаимодействие с родителями позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие детей. Огромную опасность представляет неправильная реакция некоторых родителей на так называемые «неудачи» детей. «Ничему не научился», «Не вышел на сцену, бездарность!» «Обидел маму!», «Хуже всех» и т. д. – вот некоторые фразы, которые можно услышать от разочарованных мам и пап. В таких случаях хорошо помогают беседы с родителями, как индивидуальные, так и выступления на родительских собраниях, но просвещать родителей нужно заблаговременно. А еще лучше их привлекать к совместной деятельности. Однажды выйдя на сцену вместе с детьми и прочувствовав на себе все тяжести публичного выступления, взрослый человек уже никогда не будет ругать ребенка за то, что он вдруг забыл слова, не туда пошел, не там встал, не так спел и т. д. Этот прием привлечения взрослых к исполнению ролей очень хорош еще и в том плане, что взрослый может взять на себя отрицательные роли, например, Волка в «Красной шапочке», Мачехи» в «Золушке», от которых зачастую наотрез отказываются дети. Участие взрослого позволяет максимально приблизить театрально-музыкальную деятельность к игре. Вливаясь в игру, взрослый, имеющий больший жизненный опыт, способен задавать тон и придавать нужную эмоциональную окраску происходящему, на что с искренностью и с удовольствием откликаются дети.
7. Музыкально-театральным творчеством маленький ребенок вряд ли станет заниматься сам. Для осуществления этого вида деятельности требуется высокопрофессиональный педагог, владеющий знаниями методик, ораторским, педагогическим мастерством, умеющий проявлять режиссерские, артистические, музыкальные, даже поэтические способности, готовый выложиться эмоционально, зарядить детей радостью, хорошим настроением. Педагог сам должен быть эмоционально благополучен, чтоб обеспечить детям комфорт. Но как может быть эмоционально благополучным взрослый, а особенно педагог, когда вокруг столько проблем – на работе, в семье и т. д. Здесь поможет только одно условие – любовь к детям и к своей профессии. Любовь помогает обретать силы, находить радость именно от общения с детьми. Ведь отдавая им частицу себя, получаешь взамен гораздо большее. Дети, при правильном к ним подходе, прекрасно «лечат» эмоциональное неблагополучие взрослого.
ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ
Соблюдая условия обеспечения эмоционального благополучия на музыкально-театральных занятиях мы наблюдаем позитивные изменения у детей, имеющих проблемы со здоровьем.
Например: девочка Лена, 6 лет, была всегда в группе незаметна, скрытна, тихо и невнятно говорила, сутулилась, имела привычку облизывать рот и поэтому всегда ходила с обветренными губами. Однако все в группе Лену стали считать первой красавицей после исполнения ею главной роли в музыкальной сказке «Золушка», где она и пела и танцевала и произносила стихотворный текст произведения. И действительно, Лена перестала косолапить, у нее снялись зажимы, речь стала ясной, внятной, девочка теперь активно общается со сверстниками, в ней даже проявились черты лидера.
Занятия музыкально-театральной деятельностью помогают детям забывать о проблемах со здоровьем, преодолевать психологический барьер после перенесенных травм. Так, мальчик Дамир после перелома ноги долгое время боялся наступать на нее, ходил в сопровождении взрослых, стал неуклюж, пополнел от недостатка движения. Мама привела его в группу детей, занимающихся музыкально - театральной деятельностью и попросила задействовать как можно активнее. У ребенка первое время проявлялась опаска к различного рода действиям, связанными с передвижениями. Он сидел на стуле, внимательно наблюдал за всем происходящим, потом постепенно включился в действие, стал самостоятельно передвигаться в соответствии с порученной ему ролью, а через некоторое время уже радостно и беззаботно танцевал веселую польку вместе с другими ребятами, забыв о своей проблеме.
Отсюда следует, что занятия музыкально - театральной деятельностью, включая все виды творчества, безусловно, положительно влияют на эмоциональное благополучие и, как следствие, на укрепление здоровья детей в целом. Именно эти занятия помогают детям обретать уверенность в себе, повышать самооценку, дают возможность самовыражения, что очень важно для детей старшего дошкольного возраста. Музыкально - театральная деятельность представляет широчайшие возможности для раскрепощения, самоутверждения, приобретения коммуникативных навыков. Она дают детям возможность испытывать радость в общении со взрослыми и сверстниками, обретать друзей, расширять кругозор, развивать фантазию, находить прекрасное и интересное в окружающем, понимать те или иные факты действительности и правильно относится к ним.