Ольга Лещева
Обобщение опыта работы «Фольклор как средство формирования и развития певческих навыков ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Фольклор как средство формирования и развития певческих навыков, в процессе педагогического воздействия на музыкальное развитие ребёнка.
В настоящее время можно услышать мнение, что падение фольклорных традиций – процесс естественный и неизбежный. А между тем как показывают тысячелетия истории человечества, жизнестойкость традиций народной культуры в процессе их естественного развития безгранична. И не случайным побуждением продиктовано использование народного творчества в воспитании детей. В этом творчестве, именно в его содержании, заключены реальные воспитывающие начала. Однако важно, чтобы воспитатели сами были проникнуты чувством «народного». Тогда они чутко и вместе с тем смело смогут использовать игры, песни, сказки, увлечь ими детей.
Публикация «Обобщение опыта работы „Фольклор как средство формирования и развития певческих навыков ребенка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Задачи:
1. Приобщать детей к духовно – нравственной традиции русского народа.
2. Способствовать общему развитию ребёнка на основе любви и интереса к русской культуре, русскому языку.
На музыкальных занятиях, следуя традициям русского народа, решаются не только эстетические задачи (научить слушать музыку, понимать её язык, эмоционально реагировать на её изменения, но и задачи развития музыкальных способностей детей. Причём, задачи овладения ритмическими, интонационными, танцевальными навыками решаются одновременно, так как музыкальный фольклор сочетает в себе и танцы, и пение, и игру на музыкальных инструментах.
На музыкальных занятиях нужно использовать народное творчество в разных видах деятельности (танцах, играх, пении, слушании, игре на музыкальных инструментах). Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, дети должны овладеть определённым запасом танцевальных и образных движений. При этом использовать различные методы, приёмы, учитывая возрастные особенности детей.
При разучивании музыкально - ритмических движений использовать словесные объяснения, показ движения взрослыми и детьми. Нередко показ движений детьми более доходчив, чем выполнение этого движения взрослым. Это метод можно использовать в старших и подготовительных группах, при разучивании «поскоков». Неуспевающий ребёнок легко ими овладеет в паре, с хорошо выполняющим это движения. Подбирая музыку для движения, исходить из того, что музыка должна быть художественной, доступной ребёнку по изложению.
Важно чтобы ребёнок чувствовал как общий характер, так и различные средства выразительности : ритм, динамику, темп, фразировку, и по возможности передавал это в своих движениях. При разучивании танцевальных движений с детьми разных возрастов, лучше всего использовать народные мелодии: например хорошо передают характер хороводного шага такие мелодии как: «Там за речкой», «Лебёдушка», «Ой, то на горе» и др. При разучивании танцевальных движений, музыку требуется изменять, чтобы у детей не создалась впечатления, что это движение исполняется, только под эту музыку. Переход от одного танцевального движения к другому, некоторым детям, довольно сложно, поэтому нужно вводить танцевальные движения постепенно, характерные для русского танца движения входят затем в народные пляски, танцы. В музыкально ритмических упражнениях, лучше использовать сразу 2 движения; допустим: хороводный шаг с топающим, переменный шаг с кружением.
Основная задача при обучении р. н. пляски – познакомить с характером её движений, которым присуще веселье, задор, в сочетании со сдержанностью.
Характерная осанка для русской пляски близка к нормальной осанке: голова чуть приподнята, плечи отведены назад, корпус прямой. Такие элементы, как «ковырялочка», «моталочка», «верёвочка», «присядка»» - достаточно сложны для детей, в техническом исполнении и требуют частого повторении, усваиваются постепенно. И для того чтобы сохранить у детей первоначальный интерес, можно использовать:
1. Показ всей группе или показ одним ребёнком. (несколькими)
2. Соревнование в выразительном исполнении.
3. Четверостишие: например «Каблучками я стучу, пляску русскую учу, пляска русская моя, замечательная.» (ковырялочка)
Дети это быстро запоминают и используют в группе или на прогулке.
Используемые танцы на музыкальных занятиях, праздниках это:
1. Зафиксированные - (те которые составляет сам педагог) :
«Травушка – муравушка» (старшая группа);
«Ивушки вы ивушки» (подготовительная группа);
«По малину в сад пойдём» (средняя группа);
«Байновская кадриль»,
«Каблучками топнем»
2. Свободные – (те которые придумывают дети, используя знакомые элементы танцев)
В начале воспитатели и музыкальный руководитель помогают подобрать ребёнку (детям) верное движение, а затем дети в дальнейшем справляются сами; например:
Хороводные игры: «У дядюшки Трифона»; «Танцуйте, как я», «Звенящая шляпа».
По качеству выполнения движений в этих играх, можно увидеть, как была проведена работа по освоению музыкально – ритмических, танцевальных движений.
3. Хороводы – очень разнообразны, как по характеру, так и по содержанию. Они пришли к детям из взрослого фольклора, постепенно изменяясь приближаясь к детскому восприятию. Хороводы проводятся в зале, в групповой комнате, на улице, в сопровождении инструмента и без него. В младшей группе взрослый поёт песню, а дети делают движения. С детьми старших групп песня заранее разучивается, а затем сопровождается движениями, игрой. (например) «Во поле берёза стояла», «На горе то калина», «Земелюшка – чернозём» - эти хороводы богаты яркими, понятными детям образами.
На занятиях моно использовать русские народные хороводные игры. Они основываются на соединении движения с песней. Если в подвижных играх, ребёнка заставляет действовать случай, разворот сюжета игры, то в хороводных играх движения подчинены ритму и тексту песни. По сути дела дети изображают, что поют. По средствам хороводных игр, песня вместе с игрой, рано входит в мир ребёнка и прочно в нём удерживается. Хотя в настоящее время применение хороводных игр стало довольно редким, дети дошкольного возраста охотно участвуют в такой игре как «Каравай», где гармонично сочетается мелодия и ритм с действиями. «Дударь – Дударь», «Никонориха», «Колотушки».
Разучивание хороводных игр и хороводов, позволяют использовать их в повседневной жизни: на прогулке, в группе, они могут исполнять их, как под музыкальные инструменты, так и без них.
Для развития у детей чувства ритма, воображения, фантазии, используются игры со словом, в основе лежат потешки, особенностью является то, что все эти игры моно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст. Народные тексты очень удобны для распевного произношения. Текст специально не разучивается, он запоминается в процессе игрового действия.
Дети младших групп с большим удовольствием играют в такие игры как: «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший», «Скок поскок», «Солнышко» и т. д. ; для более глубокого развития чувства ритма использовать игру на детских музыкальных инструментах. Например на металлофоне: в младших группах такие произведения как «Сыграй дождик», использование игрового приёма с хлопками «Мы матрёшки». Старшие группы: «Как на беленький снежок», «Частушки», «Ах, вы сени», «Светит месяц», «Во саду ли в огороде».
Также можно использовать такие инструменты как ложки, бубны, колокольчики, самодельные шумовые инструменты.
На музыкальных занятиях можно брать русские народные песни с движениями, потешки, во во сех возрастных группах – маленькие песенки – попевки «Ладушки», «Сорока», «Петушок». Обилие гласных, простой ритмический рисунок делает их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Песню «Сорока» можно использовать и в средних, старших группах, постепенно усложняя задание, учить различать звуки по высоте. В старших группах эту попевку поют в различных тональностях и играют на металлофоне. В старшей и подготовительных группах попевка «Скок-поскок» помогает закрепить у детей понятие о низходящем движении мелодии. Эта попевка служит хорошим упражнением игры на металлофоне.
Использование на занятиях русских народных песен, разного характера : лирические, шуточные, для знакомства, на слушании, необходимо.
Народная песня при кажущейся простоте - очень содержательна, напев её выразителен и оказывает сильное воздействие на слушателя. Народные песни складывались голосом, без помощи музыкальных инструментов, именно поэтому они удобны для детского голоса и легко ими усваиваются.
Объём звуков простых народных песен соответствует диапазону детского голоса. Так песня «Петушок» построена всего на 4 звуках(2мл. гр, «Солнышко», «Котя – котенька - коток», «Как у нашей Дуни». Ритм не сложных мелодий, тоже очень простой, это чередование 8 и 4. Размер обычный 2х и 3х дольный. Музыкальные фразы часто заканчиваются на четверть, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению, это даёт возможность петь с отдыхом (запев поют одни, припев – другие). Таким образом, во время пения народных песен не утомляется слабый, связочный голосовой аппарат ребёнка.
Значение народной песни увеличивается и тем, что она является не только средством художественного и нравственного воспитания детей (в ней воспевается любовь к родной природе, к Родине, к своему народу). Знакомить детей с народной песней нужно в подлинном виде, т. е. не изменяя мелодию и текст. Но если в песни много куплетов, можно сократить, не нарушая смысловое содержание («Во поле берёза стояла»)
Дети старшей группы с удовольствием разучивают лирическую русскую народную песню «Травушка – муравушка». Песня мелодически довольна сложная. Разучивание можно начать на слог и при этом добиваться чистого интонирования. Можно при исполнении со словами использовать элементы русского костюма. При слушании это находит живой отклик в впечатлениях детей.
Многие песни запомнились детям: «Где был Иванушка», «Зимушка – зима», «Как у наших у ворот», «Во кузнице». Во время слушания проходит знакомство с такими народными песнями как: «Земелюшка – чернозём», «На горе то калина», «Прялица» - эти песни связаны с бытом и обиходом детей.
Ценность песен ещё и в том, что они хорошо звучат и без сопровождения: «Выходили красны девицы», «Соловушка». Чтобы интерес к песне не ослабевал, используются различные методические приё мы: пение без сопровождения, с закрытым ртом, с солистами, проигрывание на различных музыкальных инструментах. Многие песни сопровождаются движениями – хороводом.
В итоге дети знают и продолжают узнавать новое о русской народной культуре, музыке, танцах, песнях, традициях. И в дальнейшем на музыкальных занятиях можно продолжать развивать художественное, эстетическое воспитание полноценно, используя такой компонент, как народная культура, фольклор.
В этой работе использована литература:
1. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
2. Научно – практический журнал «Управление» №1 – 2005г.
3. «Танцуем и играем» (сборник для малышей)
4. «Музыка и движение», Бекина
5. «Дошкольное воспитание» №5 – 1993г.