Галина Светкина
Пальчиковые игры как один из дидактических приемов развития речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №83 комбинированного вида»
Автор: Светкина Г. В. ,
воспитатель,
I квалификационная категория
САРАНСК 2018
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
МДОУ «Детскийсад №83 комбинированного вида»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующая МДОУ
Протокол №___от___ «Детский сад №83
комбинированного вида»
___Н. Н. Кияйкиной
Приказ №__от___
ПРОЕКТ
Публикация «Пальчиковые игры как один из дидактических приемов развития речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Пальчиками играем – речь развиваем»
Пальчиковые игры как один из дидактических приемов развития речи у детей с ОНР и средство достижения целевых ориентиров ФГОС
Подготовила:
Светкина Галина Васильевна,
воспитатель первой
квалификационной
категории
Саранск 2018
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название Пальчиками играем - речь развиваем
Руководитель проекта Г. В. Светкина
Тип проекта Долгосрочный
сентябрь 2018 – май 2019 гг.
Участники проекта Дети логопедической группы, воспитатели, логопед, родители.
Цель проекта Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у дошкольников.
Задачи проекта • Активизировать педагогический потенциал родителей;
• Развивать фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, усидчивость;
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развивать глазомер;
• Учить концентрации внимания; стимулировать развитие памяти, умение следовать точным инструкциям.
Методы решения задач • Наглядные методы и приемы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении рук, активизирующие развитие его сенсорных способностей;
• Словесные методы и приемы направлены на помощь детям, осмыслить поставленную перед ними задачу и сознательно выполнять упражнения. Словесные методы играют большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.
• Практические методы и приемы связаны с практической деятельностью детей, обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения рук, на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой форме.
Используемые технологии ИКТ, здоровьесберегающие, коррекционные.
Ожидаемый результат
(дети) • Развитие индивидуальных особенностей и физической активности детей, через различные пальчиковые игры в повседневных занятиях детей;
• Повышение интереса к играм, направленным на развитие мелкой моторики;
• Развитие речи детей, обогащение словаря;
• Активное участие родителей в совместной деятельности;
• Пополнение предметно-развивающей среды;
• Профессиональный рост педагогов.
Ожидаемый результат
(педагоги и родители) • Переход родителей от пассивных наблюдений к активному участию и сотрудничеству;
• Правильное формирование педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей;
• Создание комфортной среды для развития ребенка посредством совместной, согласованной работы между семьей и ДОУ.
Продукт проектной деятельности • Тренажеры на развитие мелкой моторики : «Веселые карандаши», «Цветик-семицветик»;
• Игры на развитие мелкой моторики;
• Пособия: «Выложи узор на тарелке», «Веселые дорожки», «Умелые ручки», «Гусеница»;
• Итоговое занятие;
• Презентация проекта на педагогическом совете.
Обеспечение проекта
Учебно-методическое обеспечение 1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками-развиваем речь. Москва: «Рипол классик», 2008;
2. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова»,2006;
3. Данилова Л. Н. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн»,2008;
4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Поопурри», 2009;
5. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
6. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. Москва: «Росмэн»,2003;
7. Кормилицына Е. С. «Игры с бельевыми прищепками». // «Дошкольная педагогика»-2006г. №5, с. 64-65
Материально-техническое обеспечение • Мультимедийная установка;
• Магнитофон.
Направления проектной деятельности:
1. Работа над развитием мелкой моторики рук у детей.
2. Развитие высших психических функций: память, мышление, зрительное и слуховое внимание, восприятие.
3. Работа с семьей:
o Участие родителей в мастер-классах;
o Оказание помощи в изготовлении пособий, игр, тренажеров на развитие мелкой моторики.
Этапы реализации проекта:
Этапы Сроки Содержание
1. Подготовительный Сентябрь – октябрь 2018 г. 1. Определение целей и задач проекта.
2. Составление плана мероприятий.
3. Подбор методической литературы.
4. Ознакомление родителей с проектом.
2. Основной Ноябрь 2017 г. – апрель2019 г. 1. Изучение необходимой литературы и работ педагогов по данной теме.
2. Проведение мероприятий в рамках данного проекта.
3. Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте.
4. Написание конспектов проводимых мероприятий.
5. Обогащение предметно-развивающей среды в кабинете логопеда и в группе.
6. Создание картотеки пальчиковых игр;
7. Помощь педагогом ДОУ в подборе и проведении игр.
Мероприятия для родителей:
1. Помощь в пополнении предметно-развивающей среды по теме проекта.
2. Изготовление пособий на развитие мелкой моторики.
3. Заключительный Апрель – май 2019 г. 1. Подведение итогов.
2. Создание презентации.
3. Анализ выполнения плана проекта.
4. Анализ успешной работы с детьми, родителями.
5. Показ итогового занятия.
6. Выступление на итоговом педсовете.
Тематическое планирование проектной деятельности
(сентябрь 2018г. – май 2019 г.)
Направление работы Приблизительный срок Продукт деятельности Ответственные
1. Сбор материала для создания картотеки игр на развитие мелкой моторики у детей. Сентябрь – октябрь 2018г. Картотеки:
-«Пальчиковые игры для дошкольников»;
-«Пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования» Воспитатель, учитель - логопед
2. Пополнение предметно -развивающей среды по теме проекта На протяжении всего периода работы Игры и пособия на развитие мелкой моторики. Воспитатель, учитель – логопед, родители
3. Родительское собрание Сентябрь - октябрь 2018 г. Выступление «Реализация проектной деятельности в группе» Воспитатель
4. Консультации для родителей Ноябрь 2018 г. Папка – передвижка
«Пальчиками играем - речь развиваем» Воспитатель
5. Мастер – класс для родителей: «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Ноябрь 2018г. Буклет для родителей Воспитатель
6. НООД по познавательному развитию : «Осень» с использованием пальчиковых игр. Ноябрь 2018 г. Конспект занятия Воспитатель
7. Изготовление с детьми тренажера «Цветик - семицветик» Декабрь 2018 г. Коллективная работа Воспитатель
8. Изготовление елочных игрушек к Новому году Декабрь 2018 г. Елочные игрушки Воспитатель, дети, родители
9. Изготовление с детьми тренажера «Веселые карандаши» Январь – февраль 2019 г. Фотоотчет Воспитатель, дети
10. Изготовление игр на развитие мелкой моторики Январь – февраль 2019 г. Выставка работ Воспитатель, родители, дети
11. Изготовление пособия «Узор на тарелке» Март 2019 г. Выставка работ Воспитатель, дети
12. Изготовление пособий: «Веселые дорожки», «Умелые ручки», «Гусеница» Март – апрель 2019 г. Фотоотчет Воспитатель, дети, родители
13. Итоговое занятие Май 2019 г. Конспект занятия Воспитатель
Выступление на итоговом педсовете Май 2019 г. презентация Воспитатель