ольга фёдорова
План саморазвития воспитателя «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
Публикация «План саморазвития воспитателя „Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
Этап работы над темой: 1 год
Пояснительная записка
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры - хорошие помощники и в подготовке руки ребенка к письму.
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я хочу заняться ее изучением через саморазвитие, выбрав тему «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Создала картотеку пальчиковых игр, которые будут направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук. На начало года выстроила систему работы в данном направлении, выбрав эту тему по работе по интересам с детьми раннего возраста.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приё мы работы: массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр, лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.).
Этапы работы
Сроки
Содержание работы
Сентябрь Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования.
Октябрь 1) Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук
2) Игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»)
Ноябрь Консультация для родителей. Тематика следующая «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Декабрь 1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.
2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи.
Январь 1) Изготовление папки-передвижки. «Этот пальчик - я». Индивидуальная работа с детьми (аппликация)
2) Сортировка круп и семян
Февраль Подготовить стен для родителей. Творческая выставка «Любимые ладошки». Совместная деятельность родитель – ребёнок.
Март Изучения техники оригами
Апрель Изготовления с детьми из соленого теста атрибутику для пальчиковых игр
Май Консультация для родителей. Тематика следующая: «Пальчиками играем – стихи повторяем!»
Вывод
Свою работу по развитию движений пальцев и всей кисти планирую проводить в свободное время утром и после сна. Упражнения буду подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Перспективный план образовательной деятельности по теме:
«Пальчиковые игры в развитии детей раннего возраста»
1.«Ладушки – ладушки»
формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений
сентябрь
2. «Сорока – сорока»
Активизировать движения пальцев рук.
3. «Как у нашего кота…»
Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.
4 «Этот пальчик – бабушка»
Активизировать движения пальцев рук.
5. «Где же ручки»
Активизировать движения пальцев рук.
октябрь
6. «Бумажный мячик»
Развивать моторику обеих рук.
7. «Водичка, водичка…»
Развивать моторику обеих рук.
8. «Пальчик о пальчик»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
9. «Волк раскроет свою пасть»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
ноябрь
10. «Сидит белка на тележке»
Развивать моторику обеих рук.
11. «Капуста»
Развивать моторику обеих рук.
12. «Пальчики»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
13. «Перчатка»
Активизировать движения пальцев рук.
декабрь
14. «Дом»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
15. «Два маленьких кузнечика…»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
16. «Маленькая мышка»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
17. «Паучок»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы
январь
18. «Червячки»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
19. «Шалун»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
20.«Лягушка – попрыгушка»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
21. «На лесной лужайке»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
февраль
22. «В домике живёт волчок»
Активизировать движения пальцев рук
23. «Избушка на лужочке»
Активизировать движения пальцев рук.
24. «Встали пальчики»
Активизировать движения пальцев рук.
25. «Пальчики здороваются»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
март
26. «Кольцо»
Активизировать движения пальцев рук.
27. «Вымыли мы ручки»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
28. «Крылья нашей мельницы»
Активизировать движения пальцев рук.
29. «Пляшут в кухне на стене»
Активизировать движения пальцев рук.
апрель
30. «Мои веселые пальчики»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
31. «Повстречались»
Активизировать движения пальцев рук.
32. «Идет коза рогатая»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы
33. «Котятки»
Развивать моторику обеих рук.
май
34. «Дарики-комарики»
развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы
35. «Два медведя»
Развивать моторику обеих рук.
36. «Помощник»
Активизировать движения пальцев рук.
Методическая литература:
- «Ребенок от рождения до года» под. ред. С. Н. Теплюк;
- Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Интернет ресурсы. https://www.maam.ru/users/rbhbkk2004
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/03/04/igry-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-s-1