Ольга Стерина-Королева
Пособия-игры для развития дыхания у детей с нарушением речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Пособия-игры для развития дыхания у детей с нарушением речи (ОНР)
Правильное дыхание представляет собой неизмеримое, первичное значение для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание непосредственно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха (воздушной струи). Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений тибетской, индийской и других восточных техник/гимнастик, способствующих развитию не только органов дыхания, а также сердечнососудистой системы.
Публикация «Пособия-игры для развития дыхания у детей с нарушением речи (ОНР)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2018
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют усвоению правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет контролировать воздушную струю, получая необходимый запас воздуха для произнесения различных по длине слов, словосочетаний и предложений.
Также дыхательные упражнения выполняют неоспоримую терапевтическую функцию – они расслабляют ребёнка, формируют (самооценку) адекватное отношение к успехам или неудачам. А в условиях игры упражнения на развитие дыхания приобретают бесценное значение для детей, так как именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (по Д. Б. Эльконину).
Таким образом, такого рода упражнения способствуют всестороннему развитию личности ребёнка, как с общим недоразвитием речи, так и без.
Мы с детьми воодушевились такими играми и решили сами смастерить игры-пособия для развития дыхания. Дети активно принимали участие в изготовлении: вырезали, клеили, раскрашивали.
То, что у нас получилось, Вы увидите ниже.
Цели игр-пособий «футбол» и «лабиринт»: создание игровых условий для усвоения, выработки диафрагмального дыхания, а также развитие длительного, ровного, плавного выдоха.
Во время проведения описанных игр и упражнений необходим постоянный контроль педагога за правильностью дыхания.
Задачи:
- воспитывать правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом;
- выработать у детей умение тонкого регулирования дыхания;
- увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм;
- предупредить возникновения болезней дыхательных путей;
- восстановить носовое дыхания при его нарушении;
- активизировать работу мнемических мышц лица.
Косвенные задачи:
- сформировать у детей чувство соперничества;
- воспитывать положительное отношение в коллективе, умение играть в команде;
- воспитывать адекватное отношение к успехам и неудачам;
- рекреационная задача;
- закрепить умение владения ножницами, вырезая бортики и разноцветные полосы для лабиринта;
- закрепить умение тонировать лист бумаги; ровно рисовать гуашью границы поля.
Игра «Футбол»:
- познакомить детей с правилами игры в футбол, формировать интерес у детей к физической культуре и спорту;
- учить ориентироваться в пространстве (развивать пространственное мышление);
- развитие логики, быстроты реакций;
- формировать ассоциативное мышление, развивать внимание: оранжевая половина поля – «осень», вспомнить особенности осени; зелёная половина – «лето», вспомнить характеристики лета, или, «что бывает в природе оранжевого цвета, а что зелёного?», «найди вокруг себя оранжевый/зелёный предмет» и др. Причём на вопросы отвечает тот игрок, которому забили мяч в ворота.
Игра «Лабиринт»:
- формировать умение планировать свои действия наперёд;
- развивать произвольное внимание;
- развивать волевую сферу ребёнка;
- закрепить знание цветов радуги, повторив мнемоническую фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»;
- усвоить счёт в пределах семи.
В игре-пособии «Футбол» принимают участие сразу 2 игрока, тогда как в игре-пособии «Лабиринт» игроки по очереди принимают участие (после усвоения правил, игру можно проводить на время).
Правила игры «Футбол»: длительным и сильным выдохом надо переместить мяч на поле соперника и забить воздухом "гол" в ворота, а также не допустить выхода мячика за поле (аут). Выигрывает тот, кто забьет больше "голов".
Бортиков у поля не было сделано специально, чтобы усложнить игру.
Правила игры «Лабиринт»: дети по очереди перемещают мячик по лабиринту, регулируя силу воздушной струи, проходят через препятствия; на каждой полосе повторяют цвет и соответствующую строчку мнемонической фразы.
На фото видно, что детям пока сложно не надувать щёчки, выполняя упражнение.